Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Создание Федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.






ГЛАВА VII. Единая система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Создание Федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также от опасностей, возникающих при ведении боевых действий, на всех этапах существования цивилизации была и остается весьма актуальной. Причем возникающие в ходе развития общества угрозы и опасности, всегда обусловливали появление средств и способов защиты от них, создание и развитие в этих целях необходимых сил и организационных структур.

Так, угрозы пожаров обусловили появление противопожарной службы. Развитие флота привело к рождению морской спасательной службы, авиации - к образованию авиационной спасательной службы, горного дела – к созданию горноспасательной службы, химического производства – к образованию газоспасательной службы и т.д.

Необходимость образования государственных систем защиты населения и территорий, как в России, так и за рубежом была в свое время обусловлена, прежде всего, ростом военных угроз, созданием и развитием средств поражения. В СССР проблемы защиты населения и территорий от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, впервые на государственный уровень были подняты после гражданской войны, в связи с появлением, а затем бурным развитием авиации и ростом ее возможностей по нанесению ударов по тыловым объектам страны.

Решение этих вопросов возлагалось на местную систему противовоздушной обороны (МПВО), образованную в 1932 году. Своевременное создание МПВО обеспечило в годы Великой Отечественной войны успешную защиту населения и создание условий для функционирования объектов народного хозяйства.

Проблема защиты населения и территорий приобрела особую остроту и важность с появлением оружия массового поражения. Наступил новый этап развития системы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций военного характера, обусловленный появлением нового – ядерного оружия, новых способов и средств защиты от него. В связи с этим в 1961 году МПВО была преобразована в гражданскую оборону, качественные отличия которой от своего предшественника заключались в следующем.

Во-первых, система защитных мер гражданской обороны должна была обеспечить защиту населения и территорий от поражающих факторов качественно нового оружия – оружия массового поражения.

Во-вторых, значительно расширился круг задач, решаемых гражданской обороной, включая создание условий, необходимых для работы промышленности в военное время и обеспечение всем необходимым граждан, выживших в ядерной войне.

В-третьих, в совершенно новом качестве встала задача по ликвидации последствий нападения противника в виде огромных массовых разрушений, предусматривающая при этом оказание помощи одновременно сотням тысяч пострадавших.

В-четвертых, мероприятиям гражданской обороны был придан общегосударственный и общенародный характер, они планировались и реализовывались на всей территории страны и касались каждого гражданина и каждого коллектива.

Ориентация гражданской обороны в эти годы в основном только на решение задач военного времени способствовала однобокости ее развития. Авария на Чернобыльской АЭС подтвердила это, показав, что гражданская оборона не готова к решению задач по защите населения и территорий страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Несколько спавшая в 80-е годы 20-го века международная напряженность, сопровождалась быстрым накоплением проблем предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В ряде случаев по своим последствиям подобные чрезвычайные ситуации сопоставимы с последствиями военно-политических конфликтов, когда для их ликвидации требовалось сосредоточение усилий всего государства, а в некоторых случаях – помощь со стороны мирового сообщества.

По оценкам отечественных ученых, ежегодный максимальный совокупный материальный ущерб с затратами на ликвидацию чрезвычайных ситуаций в России может составлять 10 – 15% валового внутреннего продукта.

О значительных масштабах чрезвычайных ситуаций, являющихся следствием природных и техногенных катастроф, могут свидетельствовать следующие данные:

в крупнейших землетрясениях XX века: Ашхабадском (Туркмения), Тангшенском (Китай) и Спитакском (Армения) погибло соответственно 110, 243 и 25 тыс. человек;

в результате аварии на Чернобыльской АЭС радиоактивному загрязнению подверглись территории 19 субъектов Российской Федерации, на которых проживало более 30 млн. человек, а также территории около 20 европейских государств;

в результате химической аварии на комбинате в г. Бхопале (Индия) погибло 2, 5 тыс. человек, пострадало более 200 тыс. человек.

80-е годы могли стать временем для качественного скачка в развитии гражданской обороны, поворота ее к проблемам мирного времени, реорганизации в новую систему, решающую задачи защиты населения и территорий, как в военное, так и мирное время.

Спитакская трагедия вновь подтвердила, что гражданской обороны оказалась не в полной мере готовой к решению задач мирного времени.

В связи с этим в середине 1989 года Верховным Советом СССР было принято решение о создании в структуре Правительства СССР специального органа – Государственной комиссии Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям, а 15 декабря 1990 г. постановлением Совета Министров СССР создается Государственная система по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях, которая объединила органы управления, силы и средства, в компетенцию которых входили задачи по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Созданные комиссия и система существовали до распада СССР.

Этим фактически было положено начало существованию в стране двух систем, одна из которых решала задачи защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций военного характера, вторая – от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

17 июля 1990 года Президиумом Верховного Совета РСФСР было принято постановление «Об образовании Российского корпуса спасателей». Однако деятельность Российского корпуса спасателей показала неэффективность его функционирования как государственно-общественной организации, недостаточность полномочий для качественного выполнения возложенных на него задач. В связи с этим постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 июля 1991 г. № 1617-1 Российский корпус спасателей был преобразован в Государственный комитет РСФСР по чрезвычайным ситуациям (ГКЧС РСФСР).

В ноябре 1991 года Указом Президента РСФСР (№ 221 от 19 ноября) ГКЧС РСФСР был вновь реорганизован. На базе Госкомитета и Штаба гражданской обороны РСФСР был создан Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РСФСР, который после ряда преобразований в 1994 году был реорганизован (Указ Президента Российской Федерации от 10 января 1994 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти») в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Результатом указанных реорганизаций явилось, образование федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного на решение задач защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Основными задачами, решаемыми МЧС России, являются:

реализация государственной политики в области гражданской обороны и в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

осуществление по решению Президента Российской Федерации мер по организации и ведению гражданской обороны, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

осуществление в пределах полномочий, определенных министерству, государственного регулирования вопросов в сфере гражданской обороны, соответствующего нормативного регулирования, а также специальных разрешительных, надзорных и контрольных функций в указанной сфере;

создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

организация в установленном порядке международного сотрудничества по вопросам, входящим в компетенцию министерства.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.