Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте. Основы его построения.






Традиционные принципы метода:

а) с точки зрения целей формирования личности: обучение грамоте по аналитико-синтетическому методу носит воспитывающий и развивающий характер, обеспечивает умственное развитие через систему аналитико-синтетических упражнений, через речевые упражнения, оно накладывается на систему наблюдений природы и окружающей жизни, опирается на жизненный опыт самих учащихся, требует высокого уровня сознательности чтения и других видов учебного труда учащихся;

б) с точки зрения организационной: во-первых, выделяются добукварный, букварный и послебукварный периоды обучения грамоте; во-вторых, письмо не отрывается от чтения, а идет параллельно с ним (у К. Д. Ушинского оно предшествовало чтению, в современной школе — следует за чтением);

в) с точки зрения психолого-лингвистической: во-первых, обучение грамоте опирается на живую речь учащихся, на уже имеющийся речевой навык, включает в себя систему мер по развитию речи учащихся; во-вторых, за основу обучения грамоте берется звук; отсюда — огромное внимание выделению звуков, звуковому анализу и синтезу, артикулированию звуков, развитию фонематического слуха у детей; в-третьих, в качестве единицы чтения берется слог (слоговой, или позиционный, принцип чтения — как следствие диалогичного принципа русской графики); отсюда — большое внимание к слоговой работе: чтение слогов, слоговые таблицы и пр.

Черты и принципы метода, которые сформировались сравнительно недавно или же находятся в процессе становления:

а) с точки зрения организации учебного процесса: дифференцированный и индивидуализированный подход к учащимся в процессе обучения грамоте, что связано со значительными различиями и в общем развитии, и в готовности к чтению и письму у детей-семилеток, поступающих в I класс (по данным обследований, проводившихся в начале 70-х годов, от 30 до 80 процентов детей, поступающих в I класс, знают большую часть букв или все буквы, многие из них читают аналитически, по слогам, некоторые — синтетически, т. е. словами);

б) с точки зрения перспектив обучения: систематическое введение пропедевтических элементов грамматики, словообразования, орфографии, лексикологии, без теоретических сведений — на практической основе;

в) с точки зрения психолого-лингвистической: поиск наиболее рационального порядка изучения звуков и букв, с учетом доступности и легкости, с одной стороны, и задач воспитания и развития — с другой.

Обучение грамоте по звуковому аналитико-синтетическому методу в современной школе продолжается в течение трех месяцев и однойдвух недель. Этот период распадается на три части: добукварный период — шесть дней, букварный период — примерно десять недель и послебукварный период — до двух недель.

Задачи добукварного периода: ознакомление детей со школой, с ее требованиями, правилами; изучение детей учителем; знакомство с первой учебной книгой — букварем, с тетрадью, разлиновкой, с другими пособиями и орудиями письма; развитие речи — работа над словом, предложением, рассказом; первые упражнения, тренирующие руку для письма; звуковой анализ, знакомство со звуками, развитие фонематического слуха.

Последнему требованию обычно придается особенно большое значение: к чтению, т. е. к изучению букв, дети должны быть подготовлены звуковым анализом и синтезом, у них уже должны быть сформированы элементарные представления о звуковой природе речи.

Продолжительность добукварного периода дискуссионная. Так, Д.Б. Эльконин в своем эксперименте продлевал добукварный период до трех и даже до четырех недель; за это время школьники усваивали на основе устного анализа и синтеза все звуки, большое количество слогов. Все это давало возможность усваивать чтение за короткий срок. Наиболее короткий добукварный период рекомендовала Н. И. Политова1: всего четыре дня. Сокращение добукварного периода становится возможным в результате дошкольной подготовки детей — в детском саду и в семье.

Какая же работа проводится на уроках чтения и письма в добукварный период?

Речь. Беседа, составление предложений, рассказы учащихся.

Ответы на вопросы учителя по картинкам; составление предложений. Ответы на вопрос «Что это?» по предметным картинкам. Составление предложений по серии картинок. Подсчет предложений. Подсчет слов в предложениях. Рассказывание: по восприятию, по памяти, по картинке, пересказ (на основе умений, полученных в детском саду).

Слово. Новые слова: Родина, Москва, столица, Кремль, Мавзолей В. И. Ленина. Тематические группы слов: учебные предметы (принадлежности); игрушки; инструменты; цветы; грибы; птицы; овощи; одежда; посуда; мебель и т. п. Выделение слова из предложения.

Чтение. Чтение учителем художественных произведений, доступных пониманию детей. Беседа по прочитанному. Чтение стихов, заученных детьми до школы. Инсценирование сказки. Знакомство с «Букварем», «Спутником букваря», другими детскими книжками.

Детское чтение (читают дети, которые уже умеют читать).

Фонетика и грамматика. Выделение предложений из речевого потока. Выделение слов. Деление слова на слоги, выделение ударного слога. Односложные, двусложные и трехсложные слова. Выделение звуков: первый звук в слове; из каких звуков состоит слог и т. п. Произнесение отдельно взятых звуков в слогах (ау, ум, шар, луна и т. п.).

Письмо. Свободное рисование. Знакомство с тетрадью, с разлиновкой. Правила посадки. Держание ручки. Письмо элементов букв по прописям. Трафарет.

В добукварный (подготовительный) период дети включаются в относительно новую для них деятельность: если в дошкольный период превалировала игровая деятельность, то в школе преобладает учебная работа — организованный умственный труд, требующий устойчивого внимания, значительных волевых усилий, умения контролировать себя. Новый характер деятельности создает для детей значительные трудности, и для их ослабления очень важно так строить учебный час, чтобы, во-первых, каждые 10—12 минут менялись виды деятельности, во-вторых, работа протекала активно, умственный труд чередовался с физическими упражнениями. Урок в добукварный период продолжается 35 минут. На уроках предусматриваются занимательные и игровые моменты: отгадывание загадок, рассказывание сказок, их инсценирование, творческое свободное рисование на сюжет сказки, рассказы учащихся, чтение стихов наизусть; вводятся элементы соревнования («Кто первый...?», «Чей рассказ лучше?», «Кто правильно назовет...?» и т. п.).

В подготовительный период дети приучаются слушать и точно выполнять указания учителя, привыкают соблюдать правила для учащихся, слушая ответы своих товарищей, замечать их ошибки. Они учатся громко, отчетливо, связно (не односложно!) отвечать на вопросы учителя, активно участвовать в общеклассной работе.

Букварный период второй и самый продолжительный период процесса обучения грамоте называют букварным потому, что на его протяжении дети усваивают чтение и письмо всех букв. Поскольку этот период — важнейший, то необходимо рассмотреть несколько принципиальных вопросов, связанных с его построением.

Во-первых, какова последовательность расположения изучаемых звуков и букв?

Во-вторых, как происходит знакомство учащихся с мягкими согласными звуками?

На протяжении последних 30 лет в букварях звуки и буквы располагались по трем разделам, которым соответствовали три этапа букварного периода обучения грамоте:

I этап: гласные а, у, ы, о, твердые согласные м, ш, р, н, л, с,

II этап: он открывается гласным и, который употребляется после мягких согласных; следовательно, на втором этапе читаются мягкие варианты уже изученных согласных звуков м, р, н, л, с и завершается этот этап гласным з; на этом же этапе изучаются согласные х, в, к, п, т, д, з, и, ж в твердом и мягком вариантах и, наконец, ъ как знак мягкости предшествующего согласного;

III этап: йотированные гласные е, ё, я, ю, согласные слитные ц, ч, щ и согласные г и ф (их усвоение осложняется особенностями диалектного произношения), а также разделительные ъ, ь.

Такое расположение изучаемых звуков и букв оправдывается следующими соображениями: на ранних этапах обучения даны те звуки, которые сравнительно легко артикулируются, их можно «тянуть» (сонорные, длительные согласные ш, с; парные звонкие и глухие согласные, взрывные, более трудные в артикуляционном отношении, — на втором этапе; слитные — на третьем этапе); не одновременное введение твердых и мягких согласных помогает четче их различать и создает постепенность в ознакомлении с особенностями фонетического строя; на поздние сроки отнесены и такие сложные явления графики, как буквы е, я, ё, ю, разделительные ь и ъ.

Соблюдается принцип последовательности и в работе над слогами: от слога, равного звуку а, — к сочетанию двух гласных ау — к закрытому слогу типа ам — к открытому слогу типа ма — к трехзвуковому слогу типа шар, мал — к слогу со стечением двух согласных типа кры-, затем типа корм, труд и т. д.

Последовательность читаемых слов: Ма-ша, ум-на, ма-ши-на, по-дар-ки, кор-муш-ка, кол-хоз-ний, ис~пу-га-лись, по-те-ря-ешъ-ся, здрав-ствуй-те и т. д.

Первый этап букварного периода; его основные задачи:

а) звуковой анализ слов и слогов; выделение звука из различных позиций в слове; последовательность звуков в слове; отчетливое произношение отдельного звука, его артикулирование и пр., работа по развитию фонематического слуха; выделение гласных звуков, ориентировка на них при чтении слога;

б) формирование основ слогового чтения — обучение чтению прямых двухбуквенных, а затем обратных (закрытых) двухбуквенных слогов;

в) письмо букв, обозначающих усвоенные звуки; «печатание» букв, слогов и слов, указание ударного слога.

На первом этапе букварного периода широко используется чтение по подобию, например: ма-ма — Ма-ша — Са-ша (гласные сохраняются, согласные заменяются), а также чтение слогов с одним и тем же гласным: мо — со — ла — но — ро или с одним и тем же согласным: ти — та — тог ни — на — но.

На первом этапе важно научить детей следить за строкой, не терять ее, не терять также очередных букв при чтении слова, самих слов в столбике. Для этого служит закладка и указка — полезные пособия на начальных этапах обучения грамоте.

Умение следить за читаемой строкой достигается также требованием к классу поправлять ошибки товарищей. Первоклассники ревностно выполняют это требование, таким образом: мобилизуют свое внимание на уроке, во время чтения.

на первых ступенях аналитического чтения выразительность невозможна, так как дети не могут в достаточной степени выделить ударные слоги, не могут передать интонацию законченности, интонацию вопроса и т. п., а во многих случаях не могут даже орфоэпически правильно передать то, что прочитали (вместо [аса] читают о-са). Поэтому на этапе аналитического чтения рекомендуется повторное, целостное и орфоэпическое чтение. Оно не только приучает к правильным интонациям, к выразительности, но и способствует сознательности чтения.

С первых уроков обучения грамоте осуществляется дифференцированный подход к учащимся, т. е. учитываются различия в уровне готовности детей, поступивших в школу, к чтению.

На втором этапе букварного периода остаются, в сущности, эти же задачи, но они качественно изменяются. Что же нового появляется в работе учащихся и учителя?

В звуковом и буквенном анализе и синтезе новым является:

а) выделение мягких согласных, их сопоставление с твердыми, анализ примеров, в которых выявляется смыслоразличительная функция твердости-мягкости согласных (Мила мыла);

б) появляются звуки с более сложной артикуляцией, чем на первом этапе: мгновенные, взрывные к, п, т и др., губно-зубной в, среднеязычный и; следовательно, на этом этапе усложняется артикуляционная работа, значительно большее место занимает сочетание звуков;

в) вводятся звонкие и глухие согласные, — следовательно, проводится сопоставительная работа в парах звонких и глухих согласных;

г) на втором этапе встречается много слов, содержащих гласные и согласные в слабых позициях: У Паши, пиши; хорошо — [хърлшб]; молоко — [мъллко]; мороз — [млрос] и т. п. Следовательно, усиливается работа по соотнесению звука и буквы, проводится орфографическая пропедевтика.

С этими же особенностями изучаемых звуков и букв связаны задачи второго этапа и в области слогового чтения.

Во-первых, на этом этапе усложняется задача слогового чтения; с появлением буквы и представляется возможным на конкретном примере показать детям, что прочтение одной буквы может оказаться вообще невозможным (ло и -ли).

Во-вторых, на этом этапе, в связи с увеличением числа слабых позиций гласных и согласных, усиливается работа по соотнесению графических и слуховых единиц («орфографическое» и орфоэпическое чтение).

В-третьих, появляются новые типы слогов: сгс — мак, хо-рош, ва-рил; этот тип слога встречается не только в конце, но и в начале и в середине слова: пал-ка, вы-сох-ла; слоги ссг — тра-ва, сгсс — парк, кор-муш-ка. Читаются слова усложненного слогового состава: за-пла-ка-ла, зна-ко-мый и т. п.

Очень важной задачей второго этапа является усвоение ъ как буквы, не обозначающей отдельного звука, но указывающей на мягкость предшествующего согласного на конце или в середине слова: окуни — окунь — коньки. Введение буквы ь создает новые возможности для слогового чтения и для сравнения фонем: угол— уголь, пар — парь, кон — конь, полка — полька. На втором этапе происходит тот перелом, о котором учителя говорят, что дети уже читают, — этот перелом связан с введением мягких согласных.

Третий этап букварного периода знакомит детей с чтением йотированных букв, с употреблением разделительных ъ и ь. Следовательно, на этом этапе дети учатся читать звук и в различных обозначениях (например, яблоко — []а] блоко, лью — [л']у], подъём — подлом], моя —мо[]а] и т. п.). Дело осложняется тем, что им не сообщается теория: она слишком трудна. Чрезвычайно сложную систему йотированных гласных дети усваивают чисто практически, опираясь на уже усвоенный навык чтения.

Йотированные гласные изучаются в двух значениях: во-первых, буквы е, ё, я, ю обозначают отдельные слоги: ёж, я, мо-ю; во-вторых, они обозначают мягкость предшествующего согласного: мёл — [м'ол], нёс — [н'ос], мял — [м'ал], любит —[л'убит], лето — [л'этъ].

На третьем этапе, таким образом, углубляется навык слогового чтения: школьники узнают новые случаи чтения слогов в зависимости от позиций букв и звуков. Однако есть противоречивые случаи, которые вызывают у учащихся затруднения.

Первоклассники привыкают употреблять мягкие согласные только перед гласным и, и чтение слогов типа ле, лё, ля, лю их в первое время затрудняет.

Смущает их также чтение слогов, содержащих всегда мягкие ч, щ (слоги типа ча, ща, чу, щу и т. п.) и всегда твердый ц. Школьники привыкли к тому, что а, о, у, ы употребляются после твердых согласных, в слогах же ча, ща, чу, щу согласные мягкие. Особенно эта трудность сказывается на письме: дети пишут «чя», «щю». Поэтому вводится правило: «Ча, ща пиши с буквой а; чу, щу пиши с буквой у».

К концу третьего этапа букварного периода школьники должны владеть следующими важнейшими умениями:

а) свободно и правильно произносить все звуки как вне слова (если звук может быть произнесен вне слова), так и в слове, в сильных и слабых позициях;

б) определять звуковой состав слов, последовательность звуков в слове, разделять слово на слоги, указывать ударный слог;

в) составлять слова из букв разрезной азбуки, а также записывать слова, если в них нет существенных расхождений звукового и буквенного состава;

г) различать твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие;

д) знать все буквы, соотносить их со звуками, знать, какая буква как читается в разных позициях;

е) читать слогами (не по буквам!), т. е. владеть слоговым, или позиционным, чтением всех основных типов слогов: сг, гс, сгс, ссг, ссгс с любым буквенным составом и т. п. в двусложных, трехсложных, четырехсложных словах, доступных для понимания; не исключается, конечно, и чтение целыми словами;

ж) соблюдать основные орфоэпические нормы при повторном прочтении слов и текстов, делать паузы и логические ударения в простейших случаях, соблюдать простейшие интонации;

з) понимать прочитанное, что выявляется в ответах на вопросы, в простейших формах пересказа, в выполнении элементарных логических задач.

В послебукварный период следует вводить такие приемы работы, которые обычно широко применяются на уроках чтения по «Родной речи»: выборочное чтение, раскрытие смысла-иносказания, причинно-следственных зависимостей, выразительное чтение, заучивание наизусть, чтение по ролям, элементы драматизации, озаглавливание, беседу.

Совершенствуются основные элементы навыка чтения: правильность, беглость, сознательность, выразительность. Однако темп чтения не следует форсировать: гораздо важнее работать над правильностью, безошибочностью чтения. Для этого целесообразно расширять круг чтения, шире вводить дополнительные тексты, всех детей вовлечь во внеклассное чтение — записать в библиотеку, проследить, чтобы они выбирали доступные возрасту книжки, чтобы прочитывали их.

В послебукварный период большое внимание уделяется тихому чтению — не только как форме подготовки к чтению громкому, но и как самостоятельному варианту чтения. Ведь в жизни человеку приходится читать преимущественно не вслух, а тихо, про себя. При этом сам процесс чтения протекает в 1, 5—3 раза быстрее, чем при громком чтении, а понимание прочитанного должно быть не меньшим, чем при громком чтении (понимание должно быть полным, 100-процентным).

Задачи и содержание, методика проведения занятий по обучению грамоте в подготовительном периоде.

Задачи подготовительного периода: ознакомление детей со школой, с ее требованиями, правилами; изучение детей учителем; знакомство с первой учебной книгой — букварем или азбукой, с тетрадью, разлиновкой, с другими пособиями и орудиями письма; развитие речи — работа над словом, предложением, рассказом; первые упражнения, тренирующие руку для письма; звуковой анализ, знакомство со звуками, развитие фонематического слуха.

Какая же работа проводится на уроках чтения и письма в подготовительный период?

Речь. Беседа, составление предложений, рассказы учащихся.

Ответы на вопросы учителя по картинкам; составление предложений. Ответы на вопрос «Что это?» по предметным картинкам. Составление предложений по серии картинок. Подсчет предложений. Подсчет слов в предложениях. Рассказывание: по восприятию, по памяти, по картинке, пересказ (на основе умений, полученных в детском саду).

Слово. Новые слова: Родина, Москва, столица, Кремль и другие.

Тематические группы слов: учебные предметы (принадлежности); игрушки; инструменты; цветы; грибы; птицы; овощи; одежда; посуда; мебель и т. п. Выделение слова из предложения.

Чтение. Чтение учителем художественных произведений, доступных пониманию детей. Беседа по прочитанному. Чтение стихов, заученных детьми до школы. Инсценирование сказки. Знакомство с «Букварем», другими детскими книжками.

Детское чтение (читают дети, которые уже умеют читать).

Фонетика и грамматика. Выделение предложений из речевого потока. Выделение слов. Деление слова на слоги, выделение ударного слога. Односложные, двусложные и трехсложные слова. Выделение звуков: первый звук в слове; из каких звуков состоит слог и т. п. Произнесение отдельно взятых звуков в слогах (ау, ум, шар, луна и т. п.).

Письмо. Свободное рисование. Знакомство с тетрадью, с разлиновкой. Правила посадки. Держание ручки. Письмо элементов букв по прописям. Трафарет.

В подготовительный период дети включаются в относительно новую для них деятельность: если в дошкольный период превалировала игровая деятельность, то в школе преобладает учебная работа — организованный умственный труд, требующий устойчивого внимания, значительных волевых усилий, умения контролировать себя. Новый характер деятельности создает для детей значительные трудности, и для их ослабления очень важно так строить учебный час, чтобы, во-первых, каждые 10-12 минут менялись виды деятельности, во-вторых, работа протекала активно, умственный труд чередовался с физическими упражнениями.

Урок в подготовительный период продолжается 35 минут. На уроках предусматриваются занимательные и игровые моменты: отгадывание загадок, рассказывание сказок, их инсценирование, творческое свободное рисование на сюжет сказки, рассказы учащихся, чтение стихов наизусть; вводятся элементы соревнования («Кто первый...?», «Чей рассказ лучше?», «Кто правильно назовет...?» и т. п.).

В подготовительный период дети приучаются слушать и точно выполнять указания учителя, привыкают соблюдать правила для учащихся, слушая ответы своих товарищей, замечать их ошибки. Они учатся громко, отчетливо, связно (не односложно!) отвечать на вопросы учителя, активно участвовать в общеклассной работе.

Уроки чтения в период обучения грамоте, их типы, варианты, задачи, особенности построения.

Тема «Урок» обобщает все сказанное ранее: являясь основной формой обучения, урок вбирает в себя все богатство методических средств. Разнообразие уроков в период обучения грамоте очень велико, однако могут быть выделены и общие основные требования ко всем, урокам чтения или письма и их отдельные типы. В пределах этих общих требований и типов выработанных длительной практикой и проверенных теоретически, осуществляется творчество учителя — в организации активной познавательной деятельности учащихся, в формировании навыков чтения и письма, в развитии их мышления и речи, их интересов и склонностей.

Требования к урокам по методике обучения грамоте могут быть разделены на общедидактические и специальные.

Общедидактические требования:

а) воспитывающий характер урока, ясность воспитательной цели данного урока; какие нравственные качества будут развиваться на данном уроке;

б) ясность учебной цели урока: что нового дети узнают, чему научатся, какие навыки и умения будут развивать, какова стадия развития этих умений и навыков, какова будет степень самостоятельности детей на уроке, каков будет уровень их познавательной активности, их мыслительного развития, какова будет степень завершенности темы и т. п.;

в) преемственность и перспективность урока, его связь с предыдущими и последующими уроками, его место в цепи уроков по данной теме, по данному разделу программы;

г) разнообразие выбираемых на урок методических средств и приемов работы, вариативность работы над материалом, зависимость выбора методических средств от характера материала и задач обучения, доступность методики — ее занимательный и игровой характер;

д) организация всех учащихся на работу в соответствии с их возможностями, на достаточно высоком уровне их знаний, умений и их мыслительного развития; дифференцированный и индивидуализированный подход к учащимся в процессе урока; наличие обратной связи (от учащихся — к учителю) на всех этапах урока;

е) обучение учащихся приемам умственного труда («учить учащихся учиться»), тем умениям, которые являются необходимым условием успешного обучения в школе;

ж) обязательны также некоторые другие дидактические требования — научность, доступность материала и т. п.

Типы уроков чтения и письма.

В соответствии с изложенными выше задачами и требованиями, уроки должны быть разнообразны. Какой-либо схематизм в построении уроков, несомненно, приносит вред, тогда как разнообразие развивает гибкость мышления, повышает интерес к учебной деятельности.

В период обучения грамоте уроки различаются по следующим признакам:

а) по основному предмету обучения — уроки чтения и уроки письма;

б) по времени, по периодам и этапам обучения — уроки в добукварный период, на первом, втором и третьем этапах букварного периода, в послебукварный период;

в) по наличию или отсутствию новой темы на данном уроке — уроки изучения новой буквы и нового звука, письма новой буквы и уроки, на которых новая буква не вводится.

Таким образом, на каждом временном этапе (кроме добукварного и послебукварного периода) проводятся уроки четырех основных типов: уроки чтения и уроки письма, на которых есть новая тема — новые звук и буква; и уроки чтения и уроки письма, на которых нет новой темы — новых звука и буквы.

В конце первого и второго этапов букварного периода и в конце всего букварного периода проводятся, кроме того, уроки обобщающего повторения, а в конце послебукварного периода — праздник «Прощание с букварем».

Специальных уроков проверочного типа и уроков развития связной речи (сочинения и изложения) в период обучения грамоте не проводится. Выявление знаний, их проверка осуществляется в процессе всей работы на уроке, развитие речи также органически вплетается в уроки чтения и письма; что же касается руководства внеклассным чтением учащихся, то для этой цели выделяется один раз в неделю (обычно — субботу) фрагмент урока продолжительностью в 20 минут.

Продолжительность уроков в добукварный период — 35 минут, в остальное время — 45 минут. Дети семилетнего возраста не владеют еще устойчивым вниманием, поэтому в структуре урока предусматриваются: во-первых, смены видов умственной деятельности и, во-вторых, паузы: физкультурные паузы продолжительностью в две-три минуты, минутки юмора, загадок, «распевки» и т. п. Второе особенно важно на уроках письма, где, в общем, работа всегда однообразнее и потому для большинства детей утомительны.

Задачи и содержание, методика проведения занятий по обучению грамоте в основном периоде.

1. Учебно-воспитательные задачи основного периода обучения грамоте. Круг знаний, умений и навыков, усваиваемых детьми в этот период (анализ программ).

Этот период длится 15 рабочих недель. На этом этапе будут решаться следующие задачи:

1. Изучить оставшиеся буквы русского алфавита;

2. Совершенствовать навыки слого-звукового анализа слов;

3. Обогащать словарный запас учащихся;

4. Учить послоговому чтению с переходом к чтению целыми словами;

5. Учить устанавливать соответствие между звуками и буквами;

6. Прививать любовь к чтению;

7. Воспитывать морально-волевые и нравственно-эстетические качества личности.

Уроки письма в период обучения грамоте, их типы, структура, содержание, методика проведения. Процесс формирования графического навыка.

В этот период выделяется 2 типа урока:

1. Урок знакомства с новыми звуками и буквами;

2. Урок закрепления.

Урок знакомства имеет жёсткую структуру:

1. Орг. момент;

2. Сообщение темы и цели урока;

3.Знакомство со звуками.

Выделение новых звуков из слов с опорой на предметную картинку и схему, модель слова;

Характеристика звуков (применение зеркала); Игра «Услышь новый звук»;

4. Знакомство с новой буквой.

Работа с индивидуальными кассами и классной кассой, работа с лентой букв. Работа со старославянским алфавитом. Стихи и загадки про букву, игра «На что похожа буква», конструирование и печатание буквы, нахождение в тексте, игра «Полубуковка».

5. Чтение слогов.

«Посмотрите на первую букву, вспомните, какие звуки она обозначает? Посмотрите на следующую букву, гласную а. Гласная а обозначает твёрдость предшествующего согласного, значит, надо твёрдый согласный н слить с гласным а и вместе с ним произнести на одном выдохе». Знакомство со слогослиянием происходит по следующей схеме: вычленение звука, обозначение его буквой, чтение слияния. Главный механизм – это запоминание тог, с какими буквами гласных согласная буква читается твердо, а в каких мягко.

Читать слоги можно по карточкам, таблицам, при помощи специальной наглядности (яблочки, листочки), при помощи разрезного табло, по заданию учителя (прочитать определённые слоги по схеме), чтение слогов с договариванием до слова. Чтение в быстром, в медленном темпе, громко, шёпотом, хором, индивидуально, группами. В конце читают слабые учащиеся. Слоги можно читать в готовом виде, а можно набрать на наборном полотне.

6. Физминутка;

7. Чтение столбиков слов.

Слова печатаются на доске со всеми вспомогательными пометами. Читать слова по слогам, а затем в целом с правильным ударением. Первый раз читают слова хором под руководством учителя. На данном этапе должна проводиться пропедевтическая работа путём организации наблюдений (словообразование, многозначность слова и т.д.). Работа над лексическим значением слов. Составление схемы слова или подбор слов к схеме, выборочное чтение.

8. Работа над текстом:

а) читают средние ученики по одному предложению;

б) анализ содержания текста;

в) повторное чтение текста со структурным анализом.

«Прочитайте текст и посчитайте количество предложений. Количество слов с новой буквой. Найдите предложения к схеме. Прочитайте текст и найдите слова, которые соответствуют схеме. Прочитайте по ролям, прочитайте выразительно».

г) в конце читают слабые учащиеся.

9. Работа по сюжетной иллюстрации. Конкурс рассказчиков. Устанавливается соответствие между текстом и иллюстрацией.

10. Работа над пословицами, поговорками, текстами для хорошо читающих детей.

11. Итог урока:

«С какими новыми звуками сегодня познакомились? Какими буквами они обозначаются?»

Структура урока закрепления (анализ букварей (азбук)).

Уроки-закрепления не имеют жесткой структуры, поэтому учителю дается большая возможность для творчества, можно проводить нетрадиционные уроки: путешествия, викторины, конкурсы.

1. Орг. момент;

2. Сообщение темы и целей урока:

«Сегодня будем изучать слова с пройденными буквами»;

3. Основная часть:

а) речевая подготовка, чтение слогов с использованием различных приёмов,

б) работа над скороговорками,

в) чтение слов, написанных на доске со всеми пометами. Выполнение различных заданий по выборочному чтению, составление предложений с данными словами, подбор схем к словам;

г) чтение слов по азбуке;

4. Физминутка;

5. Работа с кассой букв (печатание), составление и анализ слов, составление схем;

6. Работа по сюжетной иллюстрации;

7. Чтение текста и работа над его содержанием;

8. Проведение игровых упражнений. Работа с лентой букв (3-5 мин в конце урока). На более поздних этапах можно использовать специальные книжки.

9.Работа по развитию речи.

10. Итог урока.

-Какую букву повторяли? Какие новые слова узнали?

3. Особенности изучения гласных букв, которые могут обозначать два звука.

Структура урока письма. Методы и приемы уроков письма.

В этот период особое внимание следует обращать на формирование навыка правописания слов, написание которых не расходятся с произношением; умение проверять написание слов, работать над усваиванием написания букв и их соединений. Упражняясь в записи слов и предложений, учащиеся накапливают некоторые простые грамматико-орфографические сведения:

а) о написании сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн.

б) о написании большой буквы в именах и фамилиях людей, кличках
животных, в начале предложения.

в) о точке в конце предложения.

Структура урока письма.

1 Оргмомент.

2 Сообщение итогов проверки прописи. Учитель говорит о тех учащихся, кто
правильно и аккуратно выполнил работу.

3 Связь с уроком чтения. Сообщение целей урока.

- Какую букву изучали на уроке чтения? Какие звуки она обозначает? Сравнить печатные и письменные буквы.

4 Письмо букв.

1) Подготовка рук к письму;

2) Выполнение узора в полосе (показ учителем образца на доске с
объяснением; выполнение узора в прописи);

3) Анализ буквы, конструирование, показ и поэлементное письмо;

4) Показ учителем буквы в целом на доске с объяснением;

5) Письмо в воздухе под счет (2 варианта):

- свободное расположение руки в воздухе;

-на локотке;

6) Письмо в прописях + работа со слабыми. Напоминание правила посадки, положение прописи, ручки.

5 Письмо соединений.

-А теперь научимся соединять букву с другими буквами. Прочитайте слог. Как произносим согласную в слоге? Какой гласной обозначим мягкость предыдущего согласного? Посмотрите, как я буду соединять.

6 Письмо слов (слого-звуковой анализ слов, работа над лексическим
значением слов).

7 Физминутка.

8 Работа над предложениями.

-Какой знак стоит в конце предложения? Прочитайте с правильной интонацией.

(Повторение правил написания предложения, составление схемы; выделение орфограмм).

8 Итог урока.

- Какую букву учились писать?

- Каким соединением она пишется с другими буквами?

На каждом уроке воспитывать самоконтроль (писать, проговаривая), самопроверку (написал - проверь).

Методы и приемы обучения письму.

В системе обучения письму получают распространение такие методы (или способы), как копировальный, линейный, ритмический, генетический, метод Карстера, поэлементно-целостный. В разные годы предпочтение отдавалось какому-либо одному из них.

Обучение чистописанию копировальным (или стигмографическим) методом заключалось в обведении букв, напечатанных в специальных тетрадях (точками, бледными чернилами) или написанных от руки учителем карандашом.

Линейный метод также берет свое начало в далеком прошлом. В основе этого метода лежит шрифтовый подход к обучению - точные и всегда одинаковые расстояния между элементами букв, точные пропорции высоты и ширины буквы и ее частей, т. е. букву, а следовательно, и слова можно было писать, пользуясь вспомогательной сеткой, определяющей высоту письма буквы в целом и ее половины, наклон, расстояние между элементами и т. д.

Генетический способ заключается в том, что буквы изучаются в порядке от графически простой по форме буквы к графически более сложной. По составу сходных элементов буквы разбиваются на группы по нарастающей графической сложности.

Тактический (или ритмический) способ - это письмо под счет, в одинаковом для всех учащихся темпе, ритме.

Еще один из распространенных методов - обучение письму путем прописывания специальных упражнений для развития движений руки: пальцев, кисти, предплечья. Это метод вошел в историю чистописания как метод англичанина Карстера. При применении этого метода достигаются свободные, уверенные и быстрые движения руки: сначала письмо 19 элементов в крупном плане, затем букв, связанных особыми штрихами, затем слов без всяких вспомогательных линий. Такие росчерки необходимы для овладения умением пользоваться направлением, пространством листа и развития свободы и легкости движения руки.

Первостепенное значение при обучении чистописанию имеют показ учителем процесса письма и объяснение способов написания букв, слогов, слов, предложений во время этого показа. Это и есть основной прием обучения каллиграфическим навыкам письма. Показ осуществляется на классной доске для всего класса или индивидуально в тетради ученика. Задача ученика — увидеть и понять, как надо написать, и воспроизвести у себя в тетради данный ему образец (буквы, буквосочетания, слова).

Писать образец на доске учитель должен так, чтобы все ученики видели, как учитель пишет. Если часть учащихся не видит, как пишет учитель, надо повторить показ в другом месте доски, встать так, чтобы не заслонять собой образец. Написанное можно еще раз обвести указкой, тем самым повторить показ движения для всех учащихся класса. Такой показ является совершенно обязательным тогда, когда учащиеся впервые знакомятся с буквой, и до тех пор, пока они твердо не усвоили способы написания букв.

Необходимо показывать учащимся способы соединения букв. Таким образом, если впервые учащиеся пишут буквосочетание, его надо обязательно показать на доске. В букварный период это приходится делать часто.

Другим приемом при обучении чистописанию следует считать списывание учащимися с готового образца - прописей, образца учителя на доске или в тетради. Это очень старый прием, основанный на том, что учащиеся подражают, воспроизводят образцы письма.

Необходимо отличать списывание с прописей от копировального способа, при котором происходит обведение готового образца или его калькирование. При списывании с образца производится зрительный анализ образца и сравнение его с воспроизведенным. При обведении образца учащийся закрепляет правильное движение в хорошем исполнении. Само же обведение осу­ществляется при очень ограниченном осознавании. Это не активный, а механический процесс. При списывании же процесс активный, поскольку хорошее исполнение возможно только при анализе и сравнении образца с исполнением. Хороший образец письма учителя влияет на письмо учащихся не только через сознательное копирование - это образец еще и для неосознанного подражания, которое в младшем школьном возрасте очень выражено.

Копировальный способ. Его следует применять ограниченно в связи с тем, что обведение образца, как мы отметили, осуществляется учащимися без достаточного осознания процесса письма и даже видения формы буквы. Иногда ученик может обводить букву, элемент не в нужном направлении. Однако при копировании, если оно осуществляется правильно, ученик упражняется в выполнении правильного движения: порция, размах, размер, направление, форма. В индивидуальной работе для исправления формы отдельных букв может быть проведено такое упражнение. В начале строки точками учитель прописывает две буквы: и одну букву прописывает в середине строки. Учитель старается прописать букву при ученике, чтобы он видел не только результат, но и процесс написания буквы.

Некоторые учителя дают учащимся копировать образцы через прозрачную бумагу, кальку. Обведение через кальку или по точкам психологически имеет то же значение - закрепление правильного движения.

В любом случае копирования важно, чтобы оно осуществлялось как письмо, правильными движениями, так как в противном случае копирование не дает нужного эффекта и может привести к закреплению неправильных движений.

Воображаемое письмо, или обведение над образцом, письмо в воздухе. Этот прием отличается от копировального способа тем, что учащийся не просто опирается на двигательные ощущения, но и на зрительно воспринимаемый образец. Если, копируя, ученик может не видеть целого, просто вести по линии, то в воображаемом обведении он видит букву как бы через какой-то оптический прибор, пишет реально, но в воздухе. Это помогает ученику усваивать как движение, так и правильную форму буквы.

Анализ формы букв. Анализ формы буквы может осуществляться по-разному. Можно анализировать форму буквы, раскладывая ее на составляющие, зрительно выделяемые элементы. Например, можно рассматривать, что буква а состоит из овала и палочки с закруглением внизу. Это только формальный анализ. А если мы разберем эту букву по элементам движения, то увидим, что она состоит из таких элементов. Мы начинаем писать букву а как овал, а когда ведем руку вверх, то пишем уже обычную соединительную линию с тем наклоном, какой мы всегда употребляем при письме вверх. Это движение и делает первую часть буквы а отличной от овала. Если же мы пишем букву а в соединении, то в этом случае в букве а можно действительно выделить овал, соединительную линию, идущую вверх, и черту с закруглением внизу.

Прежде всего, нужен анализ элементов движения при письме, мы уже отмечали, основными элементами движения при письме являются движение вниз на себя и соединительное движение. Эти движения прослеживаются во всех буквах.

Учитель должен помнить, что поэлементный анализ не подменяет собой рассмотрение формы буквы и особенностей ее написания. Поэтому учитель вслед за этим объясняет, как писать букву, выделяя основные элементы движения, выполняет особенности формы буквы, размер соотношения элементов.

Таким образом, анализ формы буквы проводится по-разному, в зависимости от того, впервые ли вводится буква, насколько сложна по способу написания. Если более легкая по форме буква в букварный период идет после написания более сложной (например, м после л), то достаточно провести сравнение с уже знакомой буквой, назвать состав и количество элементов и предупредить возможные и уже известные ошибки в письме и буквы. Выясняется, на какую букву похожа новая буква, сходство и разница в их письме.

Для развития плавности и смелости движений руки вводится письмо различных дополнительных петель, росчерков, рассчитанных на развитие смелости, легкости и плавности движения в письме.

Прием конструирования, переконструирования, доконструирования.

Использование шаблонов, трафаретов по методике Потаповой.

Письмо «с секретом» по методике Илюхиной и др.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.