Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и виды эмоциональных состояний






Методические указания по проведению практического занятия №1

по дисциплине: Этика делового общения

Тема: Самораскрытие в общении. Роль эмоций.

Цель: закрепить полученные знания; сформировать навыки самооценки и самораскрытия в общении.

Материальное обеспечение: учебники, конспекты

 

Порядок выполнения работы:

1. Изучите материал данной темы и ответьте на вопросы:

· Каковы виды эмоциональных состояний? Расшифруйте их.

· В чем выражается самораскрытие в общении?

· Каковы основные принципы самораскрытия?

2. Познакомьтесь с заданиями психологических тестов, подберите и выпишите ответы, соответствующие вашим эмоциям и стилю поведения.

 

Выводы: студенты закрепили полученные знания, у них формируются навыки самооценки и саморазвития в общении.

 

Контрольные вопросы:

1. Что такое эмоции?

2. Какие виды эмоций вы знаете?

3. Охарактеризуйте виды эмоциональных состояний.

4. Что означает самораскрытие?

5. Каковы основные принципы самораскрытия?

 

Учебная и специальная литература:

Основные источники:

1. Рябова Л.В. Эмоции и культура общения: Учебное пособие/ Л.В. Рябова, С.И. Самыгин. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 188с.

2. Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления. Серия «Учебники XXI века». Ростов н/Д: «Феникс», 2001. – 512 с.

Дополнительные источники:

1. Нагао, Т. Кокология. Игры самораскрытия / Т. Нагао, Н. Сайто / К.: София, 2003.-192с.

2. Римская, Р. Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других / Р. Римская, С. Римский / М.: АСТ-ПРЕСС, 2000.-374с.

 

 

Преподаватель С.Н. Глотова

 

Понятие и виды эмоциональных состояний

Область чувств и страстей, мир эмоций невероятно важен для понимания внутренней жизни человека, от­ношений с другими людьми, особенностей его харак­тера и личной судьбы. Русский педагог Ушинский так характеризовал значение человеческих чувств: «Нич­то — ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих, как наши чув­ствования; в них слышен характер не отдельного ре­шения, а всего содержания души нашей». Действи­тельно, посредством эмоций человек выражает и де­монстрирует суть своей личности.

В современной психологии эмоциями принято на­зывать непосредственное, пристрастное переживание человеком жизненного смысла явлений и ситуаций.

Пристрастность и острота переживания при этом обу­словлена связью с жизненно важными потребностями человека.

Эмоции, таким образом, это переживаемые в раз­ной форме отношения человека к значительным для него предметам, явлениям, обстоятельствам и суще­ствам этого мира.

Человеческая жизнь невозможна без переживаний. Многие эмоции притягательны сами по себе. Если че­ловек лишен возможности испытывать чувства, то на­ступает эмоциональный голод. Этот голод утоляют, слу­шая музыку, читая остросюжетную книгу, пускаясь на поиски приключений. Для эмоционального насы­щения нужны не только положительные чувства, но и чувства, связанные со страданием.

Охарактеризуем виды эмоциональных состояний. Эмоциональные состояния делятся на эмоциональный тон, настроение, собственно эмоции, аффект, стресс, фрустрацию и высшие чувства.

Эмоциональный тон — простейшая форма пережи­вания, эмоциональная окраска, оттенок психологиче­ского процесса. Запах розы, вкус апельсина, хорошая музыка, букет в вазе, приятный собеседник, улыбка случайного человека задают положительный эмоцио­нальный тон. Или иначе. Переполненный транспорт, наступили на ногу, обругали, потерялась пуговица — и возникает отрицательный эмоциональный настрой. Оказывается, мелочи важны для душевного благопо­лучия. Не пренебрегайте мелкими радостями и дарите их другим хотя бы в виде улыбки, комплимента, цвет­ка или конфетки. Созидайте эмоциональный комфорт.

Настроение — общее эмоциональное состояние, дли­тельно окрашивающее поведение человека. Настрое­ние бывает радостным, печальным, веселым, угнетен­ным, спокойным, раздраженным.

Настроение не предметно, но личностно. Это не спе­циальное переживание, приуроченное к частному со­бытию, а разлитое общее состояние.

Настроение зависит от состояния здоровья, тонуса нервной системы. Причины того или иного настроения часто не ясны. Говорят о беспричинной радости или грусти. Некоторые люди в замечательном настроении преодолевают тяжелейшие обстоятельства. Иные же пребывают в тоске и печали без всяких внешних на то причин. Можно сказать, что настроение — это бессо­знательная оценка личностью того, насколько благопри­ятно или нет складываются для нее обстоятельства.

Эмоции — это непосредственное, временное пере­живание какого-либо чувства. Эмоции делятся на стенические и астенические. Стенические стимулируют деятельность, астенические — наоборот, нарушают ее. Одна и та же эмоция может быть для одних людей стенической, а для других — астенической. Так, вол­нение на экзамене одних стимулирует, у других же нарушается речь и память. Горе может вызвать апа­тию, а может стимулировать энергию (См.: Василюк Ф. Психология переживания. М., 1988).

Изард выделил следующие фундаментальные эмо­ции: радость, удивление, страдание, гнев, отвраще­ние, презрение, страх, стыд, вину и интерес. Из со­единения фундаментальных эмоций возникают слож­ные эмоциональные состояния, как, например, тревож­ность может включать страх, гнев, вину и интерес. Эмоции неоднозначны, амбивалентны, двойственны: так, ревность включает в себя любовь и ненависть. Любовь как эмоциональное переживание тоже очень неоднозначна. У Пушкина: «Я помню чудное мгнове­нье...», а у Булгакова в «Мастере и Маргарите» любовь возникает как убийца в переулке.

Самая мощная эмоциональная реакция — аффект. Аффект — это психическая авария, сильное, бурное и относительно кратковременное переживание. Аффект возникает как ответ на произошедшее событие. При­чиной аффекта может стать конфликт, противоречие между сильным желанием и невозможностью его осу­ществления. Аффект возникает стремительно и навя­зывает аварийный способ разрешения ситуации — оце­пенение, бегство, агрессия. В аффекте человек теряет голову, его поступки неразумны. (Нельзя сказать, что аффект полностью неуправляем. На начальных этапах, усилием воли аффект можно остановить). Еще одно эмоциональное состояние — стресс — (от англ. давле­ние, напряжение). Это понятие ввел Ганс Селье для обозначения реакции организма на любое неблагопри­ятное воздействие. Исследования Селье показали, что человек однотипно реагирует на усталость, страх, обиду, боль, унижение и т. п.

Селье выделил 3 этапа в развитии стресса:

1) реакция тревоги — мобилизация сил организма;

2) стабилизация — когда все силы организма бро­шены на решение задачи;

3) если стрессовая ситуация продолжает сохранять­ся, то наступает истощение, болезнь,

смерть.

Стресс можно разделить на 2 вида — информацион­ный и эмоциональный.

Информационный — это когда человек не справля­ется с задачей в ограниченное время.

Эмоциональный стресс возникает в ситуации угро­зы, опасности, обиды. Люди по-разному реагируют на состояние напряженности — (бывает «стресс льва» — мобилизация всех сил и «стресс кролика» — пассив­ность и общее торможение).

Близким к стрессу является состояние фрустра­ции — переживание крушения жизненных планов. Фрустрация дезорганизует сознание и деятельность. В состоянии фрустрации человек проявляет озлобленность, подавленность, агрессию. Устойчивость к фрустрации зависит от степени эмоциональной возбу­димости, типа темперамента, от опыта взаимодействия с травмирующими факторами.

Особым видом эмоционального переживания явля­ется страсть. Страсть — сильное, устойчивое, всеохва­тывающее чувство. Страсть избирательна. Избиратель­на и всегда предметна. (Страсть к знанию, музыке, коллекционированию). Страсть охватывает все мысли человека» заставляет вспоминать все обстоятельства, связанные с предметом страсти. Страсть побуждает к деятельности, обладает большой силой.

Существуют также высшие чувства, связанные с переживанием истины, добра и красоты:

1) существуют нравственные чувства, связанные с различением добра и зла;

2) этические чувства — связанные с различением прекрасного и безобразного;

3) интеллектуальные чувства возникают в процессе познавательной деятельности. Это — удивление, любопытство, чувство нового.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.