Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тест по творчеству М. Ю. Лермонтова






 

Вариант II

1. Какой из вопросов содержит в себе логическую ошибку?

а) Как княжна Мери обращалась к Максиму Максимычу?

б) Сколько лет Максим Максимыч прослужил в Тифлисе?

в) На каком языке разговаривали друг с другом Казбич и Печорин?

 

2. В чем сходства и различия героев романа, сопоставьте образы:

а) Печорина в Грушницкого

б) Печорина и Казбича

 

3. В чем заключается своеобразие композиции романа «Герой нашего времени». Почему роман заканчивается повестью «Фаталист».

 

4. Приведите доказательства того, что роман «Герой нашего времени» является романтическим.

 

5. Во взаимоотношениях с какими героями у Печорина проявляется «дух эксперимента»?


а) с Грушницким

б) с контрабандистами

в) с Верой

г) с Мери


 

6. Сравните отрывки из дневника Печорина и из стихотворений Лермонтова.

а) Какие мотивы лирики Лермонтова нашли отражение в романе?

б) Какова роль лирического компонента в романной структуре?

 


«Я как матросу рожденный и выросший на палубе разбойничьего брига: его душа сжилась с бурями и битвами... он...всматривается в туманную даль: не мелькнёт ли там на бледной черте, отделяющей синюю пучину от серых тучек, желанный парус…»

«...Умереть так умереть!.. Я — как человек, зевающий на бале, который не едет спать только потому, что еще нет его кареты».

«И, может быть, я завтра умру!.. и не останется на земле ни одного существа, которое бы поняло бы меня совершенно».

«Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил...»

«Весело жить в такой земле!.. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо сине — чего быт, кажется, больше?»

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом...

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

И жизнь уж нас томит,

как ровный путь без цели,

Как пир на празднике чужом.

И скучно и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды...

И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви...

Воздух там чист, как молитва ребенка.

И люди, как вольные птицы, живут беззаботно.


 

7. Как изображена в романе могучая и великолепная стихия Кавказа? Каким образом автор сблизил своего героя с этой стихией? Какие сходства между двумя лермонтовскими героями - Печориным о Мцыри — вы заметили?

 

8. С какой целью Лермонтов в своем романе не отделят Печорина-рассказчика от Печорона-героя?

Тест по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»

1. Как бы вы определили, кто такой Чичиков?


а) умный делец-предприниматель

б) мошенник

в) особый тип русского человека


 

2. Определите смысл заглавия поэмы:

а) по «ревизским сказкам» существовали «мертвые души», за которые надо было платить, как за живых

б) души героев-помещиков давно омертвели

в) живая душа русского народа оказалась в плену у казенной мертвой формы, антигуманных законов

 

3. С какой целью Гоголь ввел одинаковую для всех помещиков систему описания?

а) для удобства читателей

б) выделить черты каждого помещика

в) показать, что при всем различии во внешности у них одна сущность.

 

4. По какому принципу построена композиция поэмы?

а) по принципу «нисходящего» развития образов помещиков

б) по трем кругам: помещики, чиновники, Чичиков

в) по принципу чередования сюжетных и внесюжетных элементов

 

5. С какой целью Гоголь ввел в поэму второстепенных и эпизодических персонажей?

а) создать собирательный и конкретный образ русского народа

б) подчеркнуть типичность главных героев

в) в) представить разнообразие русских характеров

 

6. Вставьте пропущенные слова:

а) «Кулак, кулак! — подумал про себя Чичиков, торгуясь с..., — да еще и бестия в придачу!»

б) «казенные крестьяне сельца... соединившись с таковыми же крестьянами сельца Боровки, Задирайлово-тож, снесли с лица земли будто бы земскую полицию в лице заседателя».

в) «Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? знать, у... народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета».

 

7. Узнайте героя поэмы по описанию:

а) «Свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его».

б) «Характера он был больше молчаливого, чем разговорчивого; имел даже благородное побуждение к просвещению, то есть чтению книг, содержанием которых не затруднялся...»

в) «Ему нравилось не то, о чем читал он, но больше самое чтение или, лучше сказать, процесс самого чтения, что вот-де из букв вечно выходит какое-нибудь слово, которое иной раз черт знает что и значит».

 

8. Почему в поэме «Мертвые души» практически отсутствует любовная линия? Какова роль женских образов в поэме?

 

9. Назовите основные темы и характер лирических отступлений в поэме «Мертвые души»?

 

Тест по пьесе А. Н. Островского «Бесприданница»

1. Узнайте персонажей пьесы по толкованию имен:

а) любезная, прелестная, «способная обольстить, обмануть, надуть, провести»;

6) «умеет водиться с людьми, обходительный, вежливый, приветливый»;

в) упрямый коротышка, недоросток.

 

2. Узнайте персонажей пьесы по описанию:

а) он учится русскому языку у бурлаков, а французскому — у английского лорда;

б) он играл в оперетте «Птички певчие» нотариуса, а в «Лесе» — лакея (вспомните, как он выглядит и где можно найти его портрет);

в) он выдавал себя за разбойника с большой дороги, а сам метил в мировые судьи.

 

3. Ответьте на вопросы, используя текст пьесы:

а) По какой причине австрийцы никак не могут победить турок?

б) Чем можно починить треснувшую пробку от графина?

в) Чем отличается «Ласточка» от «Самолета»?

г) Почему утренняя чашка чая Вожеватова в 21, 67 раза дороже бутылки бургонского на столе у Карандышева?

 

4. Какой персонаж цитирует Гамлета: «...башмаков еще не износила. …О женщины!... Ничтожество вас имя!»:


а) Карандышев

б) Кнуров

в) Паратов

г) Вожеватов


 

5. Назовите настоящую фамилию и профессию Робинзона. Какова роль Робинзона в развитии конфликта пьесы? Почему именно он оказывается рядом с Ларисой в роковые для нее минуты?

 

6. Какое приданое было у невесты Паратова?


а) нефтяные шахты

б) золотые прииски

в) крупное пароходство

г) она была бесприданницей


 

7. Дайте определение понятию «литературный герой». Есть ли «герой в «Бесприданнице»? Почему Лариса считает Паратова героем?

 

8. «Она (Лариса) умеет отличать золото от мишуры». Кому принадлежит эта фраза и что имел в виду ее автор?

 

9. Вставьте пропущенные слова или закончите фразы:

а) «Старшую увез какой-то князек».

б) «И возит на этом... Ларису Дмитриевну; сидит так гордо, будто на тысячных рысаках едет».

в) «Человек с большими... и малыми способностями».

г) «На свете нет ничего невозможного, говорят...».

 

10. Почему пьесу А. Н. Островского “Бесприданница” нельзя отнести к жанру трагедии, хотя главная героиня пьесы погибает?

 

11. Можно ли назвать выстрел Карандышева спасительным для Ларисы? Если да, то от чего он ее спас?

 

12. Литературовед Л. М. Лотман отметил, что Островский в «Бесприданнице» главным образом рассмотрел «проблемы современной любви в ее сложных взаимодействиях с материальными интересами, поработившими людей».

а) Можно ли считать «проблемы современной любви...» основными в пьесе?

б) Назовите характер проблем, помимо основной, поднятых автором в произведении.

 

Тест по пьесе А. Н. Островского «Гроза»

Вариант I

1. С какой целью автор начинает и заканчивает действие пьесы на берегу Волги?

а) Волга играет существенную роль в сюжете пьесы

б) Для создания композиционного контраста между ширью жизни природы и узостью жизни обывателя

в) Волга в пьесе — символ свободы

 

2. Какова роль объемной экспозиции в пьесе?

а) знакомство с местом и обстоятельствами действия

б) знакомство с героями

в) знакомство с положительным героем — Кулигиным.

 

3. Определите кульминацию пьесы?

а) решение Катерины взять ключ

б) публичное покаяние Катерины

в) финальный монолог Катерины и ее решение броситься в Волгу

 

4. Какова основа власти самодуров в пьесе «Гроза»

а) материальная и моральная от них зависимость людей

б) действующее российское законодательство

в) сложившиеся вековые традиции

 

5. С какой целью в пьесу введен эпизодический образ странницы?

а) развитие сюжета

б) усиление комизма

в) подчеркнуть невежество героев пьесы

 

6. Кого боится Дикой?

а) того, кто физически сильнее его

б) того, от кого он материально зависим

в) высшего по общественному положению

 

7. Определите героя пьесы по цитатам:

а) «Какая у ней на лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится».

б) «Какой хороший человек! Мечтает себе и счастлив».

в) «Всю жизнь смолоду-то грешила. Спроси-ка, что об ней порасскажут! Вот умирать-то и боится. Чего сама-то боится, тем и других пугает».

 

8. Вставьте пропущенные слова:

а) «Да как знаю я теперича, что недели две никакой... надо мной не будет»

б) «А знаешь: в солнечный день из купола такой светлый столб вниз идет, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто... в этом столбе летают и поют».

в) «Я понимаю, что все это наше..., а все-таки не привыкну никак».

 

9. Определите какому герою принадлежат слова и озаглавьте фрагменты пьесы:

а) «И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры! Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба. А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать».

б) «В неволе-то кому весело! Мало ли что в голову-то придет. Вышел случай, другая и рада: так очертя голову и кинется. А как же это можно, не подумавши, не рассудивши-то!»

в) «Мне только проститься с ним, а там…, а там хоть умирать. За что я его в беду ввела? Ведь мне не легче от того! Погибать бы мне одной! А то себя погубила, его погубила, себе бесчестье — ему вечный покор!»

 

10. Какие традиции романтизма использовал А. Н. Островский при создании образа Катерины?

Тест по пьесе А. Н. Островского «Гроза»

 

Вариант II

1. К какой общественной среде принадлежат герои пьесы А. Н. Островского «Гроза»?


а) помещичье-дворянской

б) купеческой

в) аристократической

г) народной


 

2. Определите завязку конфликта пьесы.

а) разговор Кулигина и Бориса

б) диалог Катерины и Кабанихи

в) диалог Катерины и Варвары

 

3. Какое определение нравам города Калинова дал Кулигин в разговоре с Борисом?

а) непросвещенные

б) дикие

в) жестокие

 

4. Какую роль играет в пьесе образ грозы?

а) просто природное явление

б) подталкивает Катерину на исповедь

в) символ божьего возмездия за грехи

 

5. С какой целью в пьесу введен образ Дикого?

а) показать еще один тип самодура

б) для развития сюжета,

в) нет определенной причины

 

6. Кого боится Кабаниха?

а) Бога

б) перемен в жизни

в) никого и ничего

 

7. Определите героя пьесы по цитатам:

а) «Тетка каждое утро всех со слезами умоляет: «Батюшки, не рассердите! голубчики, не рассердите!»

б) «...матушкины родные не пустили, написали, что больна. Какова бы ей здесь жизнь была, и представить страшно».

в) «Собрался совсем, и лошади уж готовы. Так тоскует, беда! Уж я вижу, что ему проститься хочется».

 

8. Вставьте пропущенные слова:

а) «Ты только одна во всем городе умеешь меня...».

б) «Вот, братец ты мой,... лет я каждый день гляжу за Волгу и все наглядеться не могу».

в) «Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой! Гроза убьет! Не гроза это, а …»

 

9. Определите какому герою принадлежат слова и озаглавьте фрагменты пьесы:

а) Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела».

б) «А я, милая девушка, не вздорная, за мной этого греха нет. Один грех за мной есть, точно; я сама знаю, что есть. Сладко поесть люблю».

в) «Враждуют друг на друга; залучают в свои высокие-то хоромы пьяных приказных, таких, сударь, приказных, что и виду-то человеческого на нем нет, обличье-то человеческое истеряно. А те им, за малую благостыню, на гербовых листах злостные кляузы строчат на ближних».

 

10. Какие мотивы и образы русского фольклорного жанра вы заметили в пьесе? Каким образом они отражаются на характеристике Катерины и других героев?

Тест по роману И. А. Гончарова «Обломов»

Вариант I

1. Узнайте персонажа по описанию:

1) «Ему уже за 30 лет. Он служил, вышел в отставку, занялся своими делами и в самом деле нажил дом и деньги. Он участвует в какой-то компании, отправляющей товары за границу».


а) Обломов

б) Тарантьев

в) Пенкин

г) Штольц


 

2) «И лицо ее принимало дельное и заботливое выражение, даже тупость пропадала, когда она заговаривала о знакомом ей предмете».


а) Мария Михайловна

б) Ольга Сергеевна

в) Авдотья Матвеевна

г) нет правильного ответа


 

3) «На лице ни сна, ни усталости, ни скуки <...> сидит с книгой или пишет в домашнем пальто; на шее надета легкая косынка; воротнички рубашки выпущены на галстук и блестят, как снег. Выходит он в сюртуке, пре красно сшитом, в щегольской шляпе... Он весел, напевает...»


а) Штольц

б) Обломов

в) Тарантьев

г) Волков


 

4) «Я два раза был за границей, после нашей премудрости, смиренно сидел на студенческих скамьях в Бонне, с Иене, в Эрлангене, потом выучил Европу как свое имение».


а) Штольц

б) Обломов

в) Волков

г) Судьбинский


 

5) «И родился и воспитан он был не как гладиатор для арены, а как мирный зритель боя...»


а) Иван Герасимович

б) Илья Ильич

в) Иван Матвеевич

г) Андрей Иванович.


 

2. Вставьте пропущенное слово:

«Он задумался и машинально стал чертить пальцем по пыли, потом по смотрел, что написано: вышло...»


а) Ольга

б) обломовщина

в) справедливость

г) нет правильного ответа


 

3. Каково происхождение и чин Обломова?


а) дворянин

б) мещанин

в) купец.

а) коллежский секретарь

б) цензор

в) чиновник канцелярии


 

4. Что считал Обломов синонимом слова «труд»?


а) уважение

б) сказка

в) покой


 

5. Назовите черты главного героя романа, особенно выделенные автором.

 

6. Сопоставьте образ жизни героя в Обломовке с петербургской жизнью. Назовите сходства и различия.

 

7. Ю. М. Лотман писал: «У Штольца идея собственного благополучия неотделима от мысли о труде. Желание отвоевать достойное место в жизни, пользоваться уважением, получить доступ в высший социальный слой — достаточный импульс, чтобы пробудить его к действию… Существование без труда и борьбы кажется ему неинтересным».

а) Докажите, что «существование без труда и борьбы кажется» Штольцу «неинтересным».

б) Какие еще побудительные мотивы Штольца к действию вы бы отметили?

 

 

Тест по роману И. А. Гончарова «Обломов»

 

Вариант II

1. Узнайте персонажа по описанию:

1) «Пожилой человек в сером сюртуке, с прорехою под мышкой... с голым, как колено, черепом и с необъятно широкими бакенбардами, из которых каждой стало бы на три бороды»:


а) Илья Ильич

б) Тарантьев

в) Захар


 

2) «Вошел молодой человек лет 25, блещущий здоровьем, с смеющимися щеками, губами и глазами. Зависть брала смотреть на него»:


а) Волков

б) Штольц

в) Панкин


 

3) «(Она) в строгом смысле не была красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня; ни кораллов на губах, ни жемчугу во рту...»


а) Акулина

б) Ольга

в) Агафья

г) нет правильного ответа


 

4) «...Она без чувств. Голова у ней склонилась на сторону, из-за посиневших губ видны были зубы <...> (она) побледнела и не слыхала заключения его фразы».


а) Акулина

б) Ольга

в) Агафья

г) нет правильного ответа


 

5) «Все лицо его как будто прожжено было багровой печатью, ото лба до подбородка. Нос был, сверх того, подернут синевой. Голова совсем лысая; бакенбарды были по-прежнему большие, но смятые и перепутанные, как войлок, в каждой точно положено было по комку снега».


а) Тарантьев

б) Мухояров

в) Судьбинский

г) Захар.


 

2. Вставьте пропущенное слово:

«...Он (Штольц) не предвидел, что он вносит...» (в жизнь Обломова)


а) свет

б) лампу

в) фейерверк

г) свечку


 

3. Глаза И. И. Обломова были:


а) светло-голубые

б) темно-серые

в) темно-карие.


 

4. В какой город Обломов, будучи на службе, отправил по ошибке нужную бумагу?


а) в Архангельск

б) в Астрахань

в) в Арзамас


 

5. Перечислите эпизоды, в которых присутствует комическое описание лежания на диване главного героя.

 

6. Что автор противопоставил «обломовской лени»? Есть ли среди всего противопоставленного что-то достойное, чтобы прекратить лежание на диване?

 

7. «Штольц не внушает мне никакого доверия. Автор говорит, что это великолепный малый, а я не верю. Это продувная бестия, думающая о себе очень хорошо и собою довольная... (А. П. Чехов)

а) В чем вы можете согласиться с А. П. Чеховым, а в чем нет?

б) Каково ваше мнение о Штольце?

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.