Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






V. Слово учителя.






Творческая история трагедии «Фауст» насчитывает 60 лет. Работа над первоначальным текстом продолжалась вплоть до отъезда в Веймар. Вариант, созданный до 1775 г., впоследствии получит на звание «Пра-Фауст». Он будет опубликован много позже (1886).

Первой публикацией из «Фауста» был «Фрагмент» в собрании в собрании сочинений Гете в 1799 г., включающий кое-что из того, что создавалось совсем недавно, когда Гете вернулся к оставленному замыслу Бесовская Вальпургиева ночь, представляющая шабаш на горе Брокен, и сцене «Кухня ведьм» были написаны им в Италии (1788). Гете поднимает народную легенду на классическую высоту, с которой как на ладони видна современность. Теперь Гете замыслил трагедию. Ее план созревает в переписке с Шиллером в конце июня 1797 г.

«Фауст» 70-х годов трагедией в классическом стиле не был. Герой народной книги, продавший душу Мефистофелю, выступал в роли бунтаря-штюрмера. Уставший от схоластического бесплодия ученый оставил свою келью, чтобы вкусить радости жизни. Жертвой его бунта оказалась юная простолюдинка Маргарита-Гретхен, как он зовет ее в минуты нежности. Фауст закалывает ее брата Валентина, вступившегося за честь сестры, а сама Маргарита осуждена на казнь как детоубийца.

Штюрмерский вызов обществу состоял в том, чтобы привлечь внимание к ужасу обыденного и привлеченного, при котором сильные не находят себе применения, а слабые становятся жертвами. Страдают те и другие. А общество тупо выносит приговор, исполняя то, что считает законом. В жанре народной трагедии герои нравственно не становятся выше окружающих их людей.

Гете в окончательном варианте пошел дальше: он освобождает героев, даруя им небо. Спасение Маргариты — прелюдия к финалу второй части, к спасению Фауста.

Голос свыше в «Пра-Фаусте» не мог бы прозвучать, т. к. в нем были лишь земля и ад, но не было неба. Теперь же высота дана сразу в прологе: «Пролог на небе». Впрочем, принято считать, что прологов два: первый — «Театральное вступление», где, по сути, поставлен вопрос о высоком и низком. В начале они кажутся несовместимыми, как поэт и толпа. Но этот сюжет, взятый из народной книги, был любим читателями, зрителями.

«Пролог на небе» предваряет всю историю, позволяя взглянуть на землю с божественной высоты. Оттуда все видится неизменным и вечным, о котором поет хор архангелов. При этом Господь убежден в победе добрых начал в человеке, в том, что по собственному желанию он вырвется из тупика.

 

VI. Беседа с учащимися:

— Какие исторические события повлияли на формирование мировоззрения и становления поэта?

— Какие этапы жизни и творчества Гете вы можете выделить?

— Что послужило причиной обращения Гете к личности Фауста?

— Что нового внес поэт в известный сюжет «Народной книги о докторе Фаусте»?

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.