Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






IV. Проверочная работа.






Просмотрите главы 10, 14-16 ч. I, эпилога романа.

1) Ниже названы основные черты образа Наташи в романе. Какие из них в наибольшей мере отвечают вашим впечатлениям? Почему?

«Наташе, как почти всем Ростовым, свойственна душевная открытость, ясная искренность. У нее, кроме того, есть бесценный дар, принадлежащий только ей, — огромная душевная щедрость и чуткость...».

«Сущность ее жизни — любовь», — сказано от автора о Наташе. Любовь, не нуждающаяся в самопожертвовании, как у Сони, требующая неустанного проявления, удовлетворения, но и дающая неизмеримо много, пробуждающая лучшее, «настоящее» в душах других людей. Непосредственная сила и радость жизни, уменье не жертвовать собою, а естественно отдавать другим людям — эти свойства Наташи проявляются в каждом эпизоде, в каждой новой встрече и в начале и в конце романа.

Наташа в высшей степени обладает тем, чем позднее Чехов назовет особым человеческим талантом — чутьем к чужой боли. Вера в жизнь, в наслаждения жизни чудесным образом соединяются у нее с предельной и полной самоотдачей. Именно — не с бесплодным самопожертвованием, а с безграничной любовью, в которой заключен спасительный призыв к жизни.

В образе Наташи воплощается одна из главных идей романа: красоты и счастья нет там, где нет добра, простоты и правды.

Наташино счастье жизненно и человечно, потому что исключает «возможность зла, несчастия в горя» для всех. Ее наивный эгоизм не расчетлив. Щедр в мудр».

Л. Опульская. Роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир». 1987

 

2) Как вы считаете: в эпилоге Наташа изменилась только внешне или и внутренне? Согласны ли вы с таким ответом на вопрос:

«Образ Наташи в эпилоге не изменился. Свое отношение к Наташе в новой для нее жизни Толстой выразил мыслями старой графини, которая «материнским чутьём» понимала, что «все порывы Наташи имели началом только потребность иметь семью, иметь мужа, как она, не столько шутя, сколько взаправду, кричала в Отрадном». Графиня Ростова «удивлялась удивлению людей», не понимавших Наташи, и повторяла, что она всегда знала, что Наташа будет примерною женою и матерью». Знал это и автор, создавший Наташу и наделивший ее лучшими в его глазах качествами женщины.

Душевный строй Наташи и вся ее жизнь в этот период воплощает заветный идеал Толстого: «цель супружества семья». Наташе «нужен был муж. Муж был дан ей. И муж дал ей семью». Всем существом своим Наташа погрузилась в семью, и силы ее были устремлены на то, чтобы служить мужу в семье. Она чувствовала, что связь ее с мужем держалась не теми поэтическими чувствами, которые привлекали его к ней, а «чем-то другим, неопределенным, но твердым, как связь ее собственной души с телом». Связь эта выражалась в том, что Наташа знала «всю душу Пьера», а Пьер видел себя «отражением в своей жене». Разговаривая, они «с необыкновенной ясностью и быстротой» понимали мысли друг друга. Наташа показана в ее заботах и привязанности к детям и, главное, в полном духовном единстве с мужем...»

Э. Е. Зайденшнур. «Война и мир» Л. Н. Толстого. 1966

 

Домашнее задание:

1. Показать, как князь Андрей и Пьер становятся полноправными героями народной эпопеи. Почему Толстой выделяет двух главных героев, а не одного?

2. Пересмотреть эпизоды:

а) князь Андрей: портрет и поведение в салоне Шерер; князь Андрей в кругу своей семьи в Лысых Горах; князь Андрей в войне 1805 г. (мечты о подвиге. Встреча с Тушиным, подвиг, разочарование в Наполеоне); душевный кризис героя и его возрождение в 1809 г.; его настроение в Бородинском сражении, оценка его смерти.

б) Пьер: Пьер в гостиной Шерер и в разговоре с князем Андреем; в компании Курагина; получение наследства; женитьба Пьера; кризис и вступление в масонство; Пьер собирает ополчение; Пьер в Бородино; пребывание в Москве (план убийства Наполеона, разговор с Рамбалем, пожар, пленение); Пьер и Каратаев; Пьер после войны.

3. Ответить на вопросы:

— Определить основные особенности изображения положительных героев Толстого.

— Почему, при сходстве начальных и конечных моментов исканий, Толстой выделяет двух, в не одного центрального героя? В чем они сходны и в чем различны?

— Кто из них ближе Толстому?

— Покажите семейные черты («породу») героев.

— Как вы представляете себе их внешний облик? Манеру поведения?

— Андрей и Пьер уже в начале своего пути — передовые люди своего класса. Куда же они идут дальше? Расскажите об этапах исканий обоих героев.

— Глубоким ли был бонапартизм Пьера?

— Почему Пьер нарушает слово, данное князю Андрею? Только ли в слабоволии тут дело? Или: всегда ли безволен Пьер?

— В чем состоял «Аустерлиц» Пьера?

— Почему Толстой приводит его к кризису в общественной деятельности (масонство)?

— Что понял Пьер на Бородинском поле?

— Как Пьер хотел реализовать свой план «не отставать от них (от солдат, от народа) ни в чем»?

— В чем выразились перемены в Пьере после войны? К какой главной мудрости он пришел?

— Когда и почему Пьер увидел «свое небо»?

— Почему Толстой отдал Наташу именно Пьеру?

— Какой конец закономерен для логики развития характера князя Андрея — своих мыслей перед смертью или то, каким князь Андрей видится Николеньке?

— Почему, найдя, по Толстому, истину, князь Андрей умирает? Или: какую роль его смерть играет в раскрытии идейного смысла романа и в сюжете его?

— Покажите силу и глубину любви героев к Наташе Ростовой.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.