Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






IV. Чтение и обсуждение первой главы поэмы






— Вспомните, от чьего лица ведется повествование в «Капитанской дочке» Пушкина, в «Герое нашего времени» Лермонтова.

(Там рассказчиками выступают литературные персонажи: Гринев («Капитанская дочка»), странствующий офицер, Максим Максимыч, Печорин («Герой нашего времени»).

— Кто является рассказчиком в «Мертвых душах»?

(Писатель. Но это не просто Гоголь: это обобщенный образ, в нем отразились идеалы, стремления, настроения, идеалы Гоголя и вместе с тем — черты русского писателя-гражданина вообще.)

— Как и в чем проявляется присутствие автора в поэме?

(Уже в первой главе слышим в упоминании о чичиковской шерстяной косынке, какую женатым приготовляет своими руками супруга, снабжая приличными наставлениями, как закутываться, а холостым, наверное, не могу сказать, кто делает, бог их знает: я никогда не носил таких косынок». Но более важным признаком присутствия автора в каждой фразе служит сам тон повествования: мы, читатели, чувствуем иронию во всем многообразии ее оттенков. Именно ирония, открывающая как бы второй план повествования, истинный смысл каждой оценки, заставляет почувствовать присутствие автора.)

— Как описывает автор неприглядные явления жизни в поэме?

(Учащиеся читают в качестве доказательства со слов: «Черные фраки мелькали и носились врознь и кучами там и там, как носятся мухи на белом сияющем рафинаде в пору жаркого июльского лета...» до слов «…протянувши обе лапки, потереть ими у себя над головою, повернуться и опять улететь, и опять прилететь с новыми докучными эскадронами»)

— Найдите и проанализируйте описание города.

(Обратим внимание на два фрагмента, начинающихся со слов: «...сильно била в глаза желтая краска на каменистых домах и скромно темнела на деревянных» и «попадались почти смытые дождем вывески…»

У автора все значимо — даже краска: во-первых, это — как и везде, ярко безвкусно; во-вторых, скромность деревянных домов в силу сравнения подчеркивалась еще больше. Здесь явно чувствуется общественное неравенство. Смытые вывески свидетельствуют о бесхозяйственности, пустоте, заброшенности. Мелочи реализуют значительный смысл)

— А еще в чем автор увидел социальные контрасты в городе?

(Учащиеся зачитывают фрагменты «...одевшись, покатился он в собственном экипаже по бесконечно широким улицам, озаренным тощим освещением из кое-где мелькавших окон...». Ирония автора заметна не только в описании города, но и в описании людей, живущих в нем.)

— Как и какими средствами характеризуются обитатели города?

(В сопоставлении тонких и толстых открывается обнищание человеческой души. Автору достаточно одной черты, чтобы обрисовать человеческую судьбу, так как вся жизнь у одних сводится к приобретению, у других — к мотовству.)

— Кто такие толстые и тонкие?

(Автор показывает, что эти толстые, ловко обделывающие свои дела и набивающие шкатулки, эти тонкие, т. е. чиновники при больших начальниках и спускающие «на курьерских все отцовское добро» — это все «цвет» губернского и столичного общества это те, кто управляет Россией.)

— Какова роль первой главы в раскрытии идейного замысла поэмы «Мертвые души»?

(В первой главе поэмы завязывается действие. В ней автор изобразил картины русской жизни. В основе произведения лежит не только история похождения Чичикова, а сатирическое изображение современной ему жизни. Сатира Гоголя имеет социальный характер. Образы и картины, созданные пи

В первой главе ярко проявляется личность автора, резко противостоящая всем ее персонажам. С начала поэмы писатель формирует центральный мотив поэмы — опустошенность, мертвенность героев.)

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.