Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1.1. Предмет и место менеджмента в системе научных знаний






Раздел 1. Основные положения и понятия

 

Объем и продолжительность изучения раздела 1

Объем раздела и виды учебной работы

Общая трудоёмкость раздела 1 «Основные положения и понятия» составляет 2 зачётные единицы или 72 учебных часа.

Распределение часов по видам работ раздела 1

Виды учебной работы Количество часов по учебному плану (всего) (раздел 1)
Аудиторные занятия  
Лекции  
Семинары  
Самостоятельная работа  
Всего: час  
Текущий контроль КСР, практические задания, деловая игра и т.д.
Итоговый контроль Зачет

 

Распределение часов по разделу и видам учебной работы

Нормы распределения часов и видам учебной работы по разделу 1

№ п/п Раздел дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости ипромежуточной аттестации
Всего Лек-ции Семинар Сам. раб.
Раздел 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ПОНЯТИЯ
1.1 Предмет и место менеджмента в системе научных знаний   11-12         Дискуссия; игра; КСР
1.2 Организация как объект менеджмента   12-13         Решение ситуационных задач; доклад-презентация КСР
1.3 Научные подходы к менеджменту   13-14         Диспут, игра, КСР
1.4 Методы и функции менеджмента   14-15         Коллоквиум, тестирование
1.5 Этика менеджмента и социальная ответственность организации   15-16         Дискуссия; игра
Итого за модуль:             Тестирование, зачёт

 

Содержание раздела

Раздел 1. «ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ПОНЯТИЯ»

Тема 1.1. Предмет и место менеджмента в системе научных знаний

Содержание темы: управление как особый вид человеческой деятельности; виды управления; соотношение понятий «управление» и «менеджмент»; сущность, объект и предмет теории менеджмента; категории теории менеджмента; методы теории менеджмента.

Вопросы для самопроверки:

Почему управление можно считать особым видом человеческой деятельность? Обоснуйте.

Какие виды управления Вы знаете? Перечислите.

Как соотносятся понятия «управление» и «менеджмент»? Объясните.

В чем суть понятия «теория менеджмента»? Сформулируйте и раскройте.

Что является объектом и предметом теории менеджмента? Объясните.

Какие категории теории менеджмента Вам известны? Перечислите.

Какие методы теории менеджмента Вам известны? Перечислите и объясните.

 

Тема 1.2. Организация как объект менеджмента

Содержание темы: понятие организации, ее элементы, основные признаки и ресурсы; место и роль менеджера в организации; уровни управления в организации.

Вопросы для самопроверки:

Сформулируйте понятие организации. Обоснуйте.

Перечислите общие элементы, характерные для любой организации.

Что можно отнести к основным признакам организации? Перечислите.

Что можно отнести к основным ресурсам, используемым организацией? Перечислите.

Какие уровни управления в организации Вам известны? Перечислите.

Какова роль менеджера в организации в соответствии с уровнями управления? Объясните.

 

Тема 1.3. Научные подходы к менеджменту

Содержание темы: процессный подход; системный подход к организации; ситуационный подход.

Вопросы для самопроверки:

Раскройте понятие и содержание процессного подхода.

Раскройте понятие и содержание системного подхода.

Раскройте понятие и содержание ситуационного подхода.

 

Тема 1.4. Методы и функции менеджмента

Содержание темы: методы менеджмента: административные, экономические и социально-психологические; общие функции менеджмента и связующие процессы.

Вопросы для самопроверки:

Какие методы менеджмента Вам известны? Перечислите.

Что относится к административным методам? Объясните.

Что относится к экономическим методам? Объясните.

Что относится к социально-психологическим методам? Объясните.

Какие функции менеджмента относятся к общим функциям? Раскройте их содержание.

Что относят к связующим процессам в менеджменте? Обоснуйте почему.

 

Тема 1.5. Этика менеджмента и социальная ответственность организации

Содержание темы: этика менеджмента, бизнеса и предпринимательства; социальная ответственность руководителя и социальная ответственность организации.

Вопросы для самопроверки:

В чем суть этики менеджмента, бизнеса и предпринимательства? Объясните, раскройте содержание.

В чем заключается социальная ответственность руководителя? Объясните.

В чем заключается социальная ответственность организации? Объясните.

 

Методические рекомендации по изучению теоретического материала раздела

Теоретический материал раздела «Основные положения и понятия» формирует у студентов базовые понятия дисциплины «Теория менеджмента». Тематика лекционных занятий раскрывает основные теоретические понятия менеджмента. Изучение теоретического материала позволяет сформировать у студента представление о менеджменте как системе научных знаний.

Для успешного усвоения теоретического материала недостаточно просто прослушать лекции. Основное назначение лекции – передать информацию, организовать мышление студентов по ее освоению и тем самым способствовать ее восприятию. Процесс слушания лекции связан с конспектированием лекционного материала. И это развивает память, мышление, внимание, поскольку конспектирование заключается в умении кратко выражать свои мысли по поводу сказанного в лекции с помощью слов, знаков, цветных пометок и т.п. Конспект – это не диктант, а анализ и осмысление, выбор и систематизация материала лекции. Конспект должен быть кратким, содержать цитаты, схемы, формулы, диаграммы, а также сокращения, принятые студентом. Можно использовать цветные ручки, карандаши для подчеркивания, значки для обозначения вашего внимания. Нужно оставлять большие поля (до 1/3) для заметок, справок, выписок из учебника, первоисточников, записей своих мыслей или цитат и т.п. Чтобы, например, законспектировать статью, нужно сначала всю ее прочесть с пометками, а затем сжать материал по следующей схеме, но без потерь смысла: составить план, зафиксировать отдельные тезисы, сделать к ним дополнения или указать фактический материал, оформить примечания и ссылки на литературу по тексту.

 

Планы семинарских занятий и методические рекомендации по подготовке к ним

 

Тема 1.1. Предмет и место менеджмента в системе научных знаний






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.