Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Алхимия. 1.






Только благодаря алхимии, дошла до нас большая часть данных древней науки. Постараюсь дать вкратце общий обзор опытов, послуживших основой символической истории. Существует мнение, что невозможно узнать опыта " Великого Свершения", не достигши изготовления философского камня, но это ошибочно. Алхимики прекрасно описали свои опыты, и в одном только все таинственны - в указании вещества, служившего для опытов. В первую очередь необходимо решить два вопроса: 1) Что такое философский камень?

2) Имеются ли неоспоримые доказательства его существования или это обман?

Пересматривая замечательное сочинение г-на Фигье 1, доказывающего, что превращения никогда не существовало, я нашел у него три факта, устанавливающие неопровержимые доказательства превращения простых металлов в золото. Превращение совершилось в отсутствие алхимика, и совершивший это был врагом алхимии и не верил в философский камень. Я напечатал об этом в 3-м номере журнала " Lotus" 2, и желающие отрицать превращения, могут предоставить мне научное опровержение факта, который я считаю доказанным. Философский камень - это порошок, который принимает различные оттенки во время приготовления, согласно степени своего совершенства, но, в сущности, имеющий два цвета: белый и красный. Настоящий философский камень или порошок его обладает тремя достоинствами: 1) " Он превращает в золото расплавленную ртуть или свинец, на который его сыплют.- Я говорю в золото, а не в другой какой-либо металл" 3

 

1 M. Figuier. " L'Alchimieetles Alchimistes".

2 " Философский камень, доказанный фактами".

3 M, Berthelot.

 

2) Принимаемый внутрь, он служит превосходным кровоочистительным средством, излечивая быстро разные болезни. 3) Он действует и на растения: в течение нескольких часов они вырастают и приносят спелые плоды. Вот три пункта, которые покажутся многим басней, но с которыми согласны все алхимики. В сущности, стоит только вдуматься в эти свойства, чтобы понять, что во всех трех случаях действует стимулятор жизненной деятельности. Следовательно, Философский камень есть просто сильное сгущение жизненной энергии 1 в малом количестве вещества, и действует как дрожжи, которых очень немного надобно для подъема теста. Достаточно безделицы философского камня, чтобы развить полнее жизнь животную, растительную или минеральную. 1 См. гл. 3, Жизнь всемирная. Вот почему алхимики называют свой камень: лекарством трех царств. Теперь поговорим об его добывании. Вот вернейший способ его приготовления: Извлечь из ртути специальный фермент, называемый алхимиками: Меркурий философов. Произвести им действие на серебро, чтобы добыть другой фермент. Произвести действие фермента Меркурия на золото, чтобы добыть третий фермент. Соединить фермент, добытый через серебро, с добытым из золота и ферментом ртути, в толстой стеклянной колбе, имеющей форму яйца. Герметически закупорить сосуд и поставить кипятить на особый очаг, называемый алхимиками атанор. Атанор отличается от других печей особым приспособлением, чтобы долго и своеобразным способом варить упомянутое яйцо. При этой варке, видны изменения цветов, служащих основой всех алхимических аллегорических рассказов. Сначала вещество, содержащееся в яйце, делается черным и точно окаменевшим, что называется: голова ворона. Вдруг черное превращается в блестящее белое, этот переход от черного к белому, от мрака к свету, является прекрасным пробным камнем для распознавание символических историй, трактующих об алхимии. Материя, обработанная таким образом, служит для превращения неблагородных металлов (свинца, ртути) в серебро. Если поддерживать огонь, то мы увидим, что белый цвет исчезает и состав принимает различные оттенки, начиная с нижних цветов спектра (синий, зеленый) до цветов высших (желтого, оранжевого) и, наконец, достигает рубиново-красного. Тогда философский камень почти готов. Говорю почти, потому что в этом состоянии 10 граммов философского камня едва достаточны для превращения 20 граммов металла. Чтобы увеличить силу, надо его снова вложить в яйцо, прибавить еще немного философского меркурия и возобновить варку. Приготовление, длившееся первый раз год, вторично продолжается только три месяца, цвета же изменяются, как и в первый раз. В таком состоянии камень превращает в золото количество металла, превышающее его вес вдесятеро. Тогда опыт повторяется и продолжается один месяц, после чего камень превращает в золото металл, превышающий его вес в тысячу раз. Наконец, в последний раз добывается уже настоящий философский камень, превращающий металл в чистое золото, весом в десять тысяч раз более веса философского камня. Операции эти изображаются под названием помножения камня. Если читаешь какое-нибудь алхимическое сочинение, то следует определить, о каком опыте говорится. 1) Когда речь идет о производстве философского меркурия, то она будет непонятна профану. 2) Если же говорится о самом камне, то описание будет довольно ясно. 3) Но лишь только речь зайдет о помножении - объяснение будет самое ясное. Снабженный такими данными, читатель может взять книгу Фигье и прочесть от страницы 8 до 52. Он свободно поймет смысл символической истории, которая темна для самого Фигье, сделавшего забавные объяснения. В доказательство приведем следующую выписку, взятую из " Черной книги" (стр.41):

 

" Надо начинать по солнечном закате когда красный супруг и белая супруга соединяются в духе жизни, для того, чтобы жить в любви и спокойствии, в прочной пропорции воды и земли" " Подвигайся с запада, сквозь тьму, к Малой Медведице. Охлаждай и разводи мужа между зимой и весной, преврати воду в черную землю и поднимайся, через изменяющиеся цвета к востоку, где показывается полная луна. После очищения появляется солнце белое и лучистое. (RiplOe). Положить в яйцеобразную колбу, два фермента: активный или Красный и пассивный или Белый. Различные степени тепла. Голова ворона; цвета действия.

 

Рассматривая символический рассказ, всегда следует искать скрытый в нем герметический смысл, который там находится почти наверняка. Так как природа повсюду тождественна, то описание, изъясняющее тайны Великого Сотворения, может означать также путь солнца (солнечный миф) или жизнь какого-нибудь сказочного героя. Один только посвященный будет в состоянии воспринять третий смысл (герметический) древних мифов 1, тогда как наши ученые увидят там только первый и второй смыслы (физический и естественный: путь солнца, зодиак и пр.), а крестьянин поймет там только первый смысл (историю героя). Приключения Венеры, Вулкана и Марса знамениты среди алхимиков, с этой точки зрения 2. Из всего этого видно, что для производства философского камня требуется много времени и терпения. Тот, кто не подавил в себе страсти 3 к золоту, никогда не разбогатеет, по крайней мере, при помощи алхимии. Чтобы в этом убедиться, достаточно прочесть биографию двух алхимиков XIX столетия: Чилиани 4 и Камбриеля 5. 1 См. Ragon, " Fastes initiatiques". - " La Macounerie occulte". 2 Там же. 3 См. удивительный трактат " Lumiere sur le sentier", (Изд. Carre) 4 Cyliani " Hermes devoile". 5 Cambnel " Coursd'Alchimieendix-neuf lecons".

2.

Мы достаточно объяснили первый способ, употреблявшийся посвященными для передачи своей мысли. Теперь займемся вторым способом - употреблением знаков геометрических или астрологических. Ничего нет скучнее перечней отношений фигур геометрических и чисел, которые встречаются во множестве у всех авторов оккультных наук. Сухость эта происходит оттого, что они не соблаговолили дать объяснение этим отношениям. Чтобы установить связь между идеями и геометрическими фигурами, нам нужно твердое основание для объяснения, которое уже нам известно. Точкой отправления нам послужат числа. Достаточно снова обратиться к концу 2-й главы, чтобы понять нижеследующие объяснения. Все числа исходят от Единицы, и все они являются только различными видами единицы, всегда тождественной самой себе. Все фигуры геометрии происходят от Точки и все они являются только различными формами (выражениями) точки. 1

1 Каббала основана на этой же идее. Все буквы происходят от одной буквы юд, которой они изображают все виды, как природа выражает различные в иды Создателя. (СеферИепира). Единица (1) будет аналогически изображена (o) точкой. Первое число, которому дает начало единица, - это 2. Первая фигура, происходящая от точки, - линия. Два (2) будет изображаться линией простой (-) или двойной (--). Вместе с линией появляется на сцену еще и другое понятие, а именно направление. Числа разделяются на чет и нечет, также и линии представляют два главных направления. Вертикальная (|) изображает Активное начало. Горизонтальная (-) изображает Пассивное начало. Первое число, соединяющее противоположные 1 и 2 будет тернер - 3. Первая фигура полная, заключенная - есть треугольник. Три (3) будет изображено аналогически посредством треугольника . Отправляясь от числа 3, мы узнаем, что цифры снова начинают постоянный ряд, и что 4 является другой октавой единицы. 1 1 См. вторую гл.

Следующие фигуры представляют только комбинации предшествовавших членов и ничего больше. Четыре или Кватернер (4) будет изображаться силами, попарно противоположными друг другу, т.е. линиями, противоположными в своих направлениях попарно.

Если хотят изобразить произведение 4-х, то перекрещивают линии активные и пассивные, таким способом, чтобы определить центральный пункт пересечения.

Числу пять (5) будет соответствовать звезда с пятью лучами - пентаграмма, символизирующая разум (человеческую голову), управляющий четырьмя элементарными силами (четыре члена).

Каждое число изображает идею и форму. Теперь мы можем установить эти отношения.

Есть еще и другие знаки, употреблявшиеся посвященными, и которые необходимо знать; это знаки, изображающие планеты. Они тем более необходимы, что каждый из них может быть объяснен посредством качественной геометрии, о чем мы сейчас будем говорить 1. Я не стану здесь вдаваться в эту науку, которая нас завела бы очень далеко без непосредственного результата, а вместо того займусь исключительно лишь образованием этих знаков.

Активное и пассивное начала изображаются в планетах Солнцем и Луной 2. Их взаимодействие дает начало четырем элементам, изображаемым крестом. 1 См. " Monas Hieroglyphica" - Джона Ди (Jean Dee), в сборнике " Theatrumchemicunn".

2 Изображение солнца - фигура полная, будет также и изображением активного (фаллуса); изображение Луны -фигура полая, пустая, представпявт пассивность (ионах). См. начало VI главы. (Прим перев.). Сатурн - это луна, над которой господствуют стихии. Юпитер - это стихии, над которыми господствует луна. Марс - огненная часть зодиакального знака Овна, действующего на солнце. Венера - есть солнце, владычествующее над стихиями. Меркурий, наконец, является синтезом всех вышеприведенных знаков и содержит в себе солнце, луну и стихии. В 4 главе мы вернемся к большому алхимическому пантаклю. Если сначала не осознается польза этих знаков, то впоследствии раскрывается их применение. Но чтобы применить эти сведения, переведем на геометрический язык первые фразы Изумрудной Скрижали:

3.

Если бы мы захотели слишком долго говорить о символических историях, третьем способе, употреблявшемся в древности, - то нам пришлось бы пересмотреть всю мифологию. Помимо того, что труд этот уже был предпринят 1, рамки нашего предмета не позволяют нам этого сделать. Однако, я хочу здесь указать на заблуждения, свойственные некоторым писателям при переводе Библии, что связано с восприятием ее текстов в " материальном" смысле. Фабр д'Оливе совершенно справедливо восстал против этого, и Сент Ив-д'Альвейдр нам восстановил мысль Моисея, сделав ее более ясной. 1 Ragon " Maconnerie occulte". " Чтобы избавить законодателя евреев от клеветы богословов, которой он подвергся, касательно Творца рода человеческого, прошу читателя вместе со мной приподнять тройное покрывало, о котором я говорил. В отношении подобия I Е В Е - мужского и женского, как такового, Адам имеет значение несравненно шире того, какое натуралисты придают ему, когда, желая представить космогоническое могущество, которое отличает человека, как физического индивиду- ума - они называют это могущество Царством Человека. Адам есть священный знак этого всеобщего начала: он изображает разумную душу самой вселенной. " Мировое слово", оживляющее всю совокупность солнечных систем, не только в строе видимом, но даже по преимуществу, в строе невидимом. Потому что, когда Моисей говорит о начале, одушевляющем нашу солнечную систему, он уже упоминает не об Адаме, а о Ное. Тень I Е В Е - живая мысль и органический закон элохимов - Адам, это та небесная сущность, из которой проистекает человечество прошедшего, настоящего и будущего, не только на земле, но и за беспредельностью неба. Это всемирная Жизненная Душа - Нефеш Хаиах - однородного вещества, называемого Моисеем " Адамах", и того, что Платон называет " Землею высших свойств". Я здесь нисколько не претолковываю космогоническое представление Моисея, а передаю его буквально, потому что таков Адам в святилищах Фив и в Берешите, это Великий Небесный Человек всех древних храмов от Галлии до глубины Индии". 1 " Известный змей предполагаемого райского сада, есть не что иное, по Египетскому тексту Моисея, как то, что Жоффруа Сент-Илер выражает словами " притяжение к самому себе" - " Нахаш" - первоначальное притяжение. Священным изображением его служила змея, нарисованная известным образом. Слово " Гарум", которое законодатель евреев заставляет следовать за предшествовавшей иерограммой, есть известный Ариман первого Зороастра и выражает всеобщее притяжение природы живущей, производимое предшествующим началом." 2 1 Saint-Yves d'Alveydre. " Mis. de Juifs". Adam. стр. 135 2 Там же, Ouroboros. " Что касается предполагаемого " Эдема", вот что он обозначает в герметическом тексте Моисея, жреца Озириса: " Ган-Би-Хеден" - местожительство Адама - Евы, представляет организм всеобщей сферы времени и организацию совокупности всего, что временно. Знаменитые реки, существующие в числе четырех в одном, т.е. составляющие органический кватернер, представляют Тигр и Евфрат, не больше чем Тибр, Сену и Темзу, так как, повторяю еще раз, первые десять глав Моисея являются космогонией, а не географией. Так что, эти мнимые реки суть в действительности флюиды вселенной, исходящие из " Гана" - могущества органического по преимуществу и наводняющие временную сферу - " Эдем", безграничное время Зороастра, находящееся между двумя вечно-стями, из которых одна предшествующая - " Кедем", а другая последующая - " Голим" (Там же, стр. 136). В заключение я предложу читателю несколько имен греческой мифологии, с указанием их корней, согласно финикийской этимологии, весьма важных, по моему мнению, для разумного объяснения большей части древних мифов.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.