Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности сознательного отражения действительности человеком






Благодаря наличию языка, позволяющего закреплять и передавать от поколения к поколению представления, знания, мысли, выработанные в многовековой практике общества, отражение мира в голове человека становится чрезвычайно богатым.

В то время как у животных отражение действительности ограничивается исключительно явлениями, непосредственно воздействующими на них, человек не только видит, слышит, осязает окружающее, но и узнает от других людей то, что известно им о воздействующих на него явлениях действительности, а также о таких явлениях, с которыми он в своем личном опыте иногда не встречался.

Даже круг явлений, отражающийся в голове маленького ребенка, едва овладевшего языком, по сравнению с его еще крайне узким непосредственным опытом очень богат. Когда, например, ребенок видит перед собой зажженную спичку, он узнает от окружающих, что перед ним огонь, что огонь причиняет боль, обжигает, что гореть могут и другие вещи и т. д. В других случаях ему рассказывают о том, что он никогда непосредственно не воспринимал: о городах, которых он не видел, о людях, которых он не знает, об их действиях и т. д. Отражение действительности в его голове постепенно становится все более богатым.

Таким образом, в результате того, что человек овладевает языком и усваивает, в процессе общения с другими людьми, знания, накопленные человечеством, у него создается более полное отражение объективного мира.

Вместе с тем отражение действительности человеком обладает новым качеством: благодаря тому что оно приобретает словесную форму и, следовательно, его содержание выступает для человека в объективных явлениях — явлениях языка, человек не только получает впечатления от воздействующих на него предметов и явлений, но и приобретает возможность, словесно называя предметы и явления, отдавать себе отчет в содержании своих впечатлений. А это и означает, что его впечатления (образы, представления, мысли) становятся сознательными. Таким образом, хотя сознательное отражение, как и всякая другая форма отражения, возникает в мозгу на основе воздействия самих отражаемых предметов и явлений, однако это возможно лишь при том условии, если воздействующие явления так или иначе обозначаются в речи человека (внешней или внутренней, т. е. мысленно). Сознательное отражение действительности, как было сказано, осуществляется посредством языка, речи.

Сознательное отражение, представляя собой у человека высшую и главнейшую форму отражения действительности, не является, однако, единственно существующей у него формой ее отражения.

Если какой-нибудь раздражитель первой сигнальной системы не вступает в коре больших полушарий в связь с раздражителями второй сигнальной системы, то соответствующее явление не вызывает сознательного отражения, не осознается. Когда, например, человек, идущий по улице, занят разговором со своим спутником, то у него в голове не возникают сознательные образы идущих ему навстречу людей, проездов, пересекающих тротуар, через которые он проходит, и т. п. Однако, хотя он и не отдает себе отчета в этих воздействующих на него явлениях, его движения все же регулируются этими воздействиями. Ведь он не сталкивается с пешеходами, не оступается, когда сходит с. тротуара на мостовую, и т. д. Значит, эти воздействия отражаются в его мозгу и вызывают у него соответствующие акты поведения. Но человек не отдает себе отчета в этих отражаемых им явлениях. Их отражение не происходит в форме сознания. Это психическое, но не сознательное отражение.

Отмечая тот факт, что человеку свойственно как сознательное, так и неосознанное отражение действительности, необходимо особенно подчеркнуть, что две эти формы взаимосвязаны между собой и переходят одна в другую. Явления, воздействия которых в данном случае не вызывают сознательного отражения, при других условиях могут отчетливо сознаваться. Достаточно, например, пешеходу увидеть среди прохожих знакомое лицо, как это впечатление тотчас будет осознано.

Таким образом, отражение человеком объективной действительности приобретает в зависимости от условий, в которых оно происходит и которым оно отвечает, различные формы. При этом, хотя воздействующие на человека явления не всегда отражаются в его голове в форме сознания, однако, всякое воздействующее на органы чувств человека явление может при определенных условиях вызвать сознательное отражение его.

Сознательное отражение тех или иных явлений возникает у человека, как правило, в том случае, если он испытывает необходимость выделить данные явления в связи с какой-нибудь стоящей перед ним практической или познавательной задачей. Если человек, идущий по улице, разыскивает среди пешеходов своих знакомых, то встречающиеся ему люди будут вызывать у него сознательное отражение их. Вообще когда перед человеком стоит задача дать себе отчет в том или ином явлении или группе явлений, данные явления будут сознаваться им. Этим и объясняется впечатление, будто решительно все, что нас окружает и воздействует на органы чувств, сознается нами; ведь как только перед нами возникает задача дать себе отчет в окружающем, мы мысленно соотносим воздействующие явления с тем или другим имеющимся у нас словесным обобщением, мысленно обозначаем их словом, и тем самым данные явления сознаются нами (это — книга; а вот это — отдельно напечатанное слово, буква; а что рядом? — лампа, а возле нее? — чернильница и т. д.).

Сознательные образы, представления, понятия воспроизводят в голове человека объективную действительность во всем ее богатстве, во всем многообразии ее явлений. Перед человеком, воспринимающим мир, открывается широкая картина, сложный и целостный сознательный образ окружающего. Однако круг объектов, которые человек сознает в одно и то же время, является очень ограниченным.

Уже давно в психологии было описано явление, названное «узость сознания». Оно состоит в том, что при одновременном воздействии на человека многих объектов вызвать сознательное отражение могут только немногие из них. В обычных жизненных условиях заметить это довольно трудно. Допустим, например, что на столе разложено много отдельных небольших предметов, которые я могу охватить единым взглядом. Если передо мной ставится цель дать себе отчет в том, что именно я вижу сейчас на столе, то у меня возникнет впечатление, будто все отдельные предметы, на которые я смотрю, сознаются одновременно. На самом же деле, сознательное отражение их осуществляется последовательно: сначала происходит отражение одних, затем других и т. д., в результате чего и складывается сознательная картина окружающего, включающая иногда очень большое число отдельных элементов. Таким образом, возникновение одновременного сознательного отражения многих объектов является результатом ряда последовательно протекающих процессов.

«Узость сознания» выражает не просто ограниченную возможность глаза воспринимать многие одновременно воздействующие раздражители, а обусловлена особенностями работы коры мозга. Известно, что в каждый момент времени в коре протекает один главный, доминирующий процесс. В случае сознательного отражения предметов таким процессом является речевой ответ на воздействие данного раздражителя, словесное обозначение его, обычно беззвучное, «про себя». Каждая такая реакция отвечает лишь тем раздражителям, которые воздействуют на участок коры, обладающий в данный момент оптимальной возбудимостью. А так как другие одновременно воздействующие на кору раздражители падают на заторможенные (в силу отрицательной индукции) пункты коры, то речевой ответ на них в данный момент отсутствует. Иначе говоря, так называемая «узость сознания» объясняется тем, что сознательное отражение возникает в результате того рефлекторного процесса, который, являясь в настоящий момент доминирующим в деятельности коры, единственно только и приводит к обозначению данного предмета словом, т. е. к сознательному отражению этого предмета.

Сознательное отражение как образ мира, возникающий в голове человека, есть, следовательно, продукт процесса отражения, и в этом отношении он вовсе не похож на изображение, возникающее в фотоаппарате сразу всеми своими очертаниями; скорее такой образ можно сравнить с изображением на экране телевизора, создаваемым последовательным возбуждением отдельных точек люминесцирующей поверхности. Кратко это можно выразить так: сознательное отражение есть процесс.

 

 

Различ­ные уровни интегральной индивидуальности и личность.

ТЕОРИЯ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
(B.C.Мерлин)

Концепция личности Мерлина раскрывается через его подход к пониманию чел. как интегральной индивидуальности, т. е. взаимосвязям ряда свойств, относящихся к нескольким иерархическим уровням, подчиненным различным закономерностям. Например., интегральным является изучение связи свойств нервной системы и свойств темперамента или связи свойств личн. и взаимоотношений в социальной группе. Свойства каждого иерархического уровня являются его образцами, отражают своеобразие связи между уровнями и образуют закономерную систему. Так, для нейродинамичическго уровня такими образцами являются показатели силы и динамичности нервных процессов; для психодинамического – экстраверсия и эмоциональность; для социально-психологического – ценностные ориентации и межличностные отношения. Во всякой характеристике любого иерархического уровня (биохимического, физиологического, психологического) есть нечто типичное, общее для определенной группы людей, и нечто индивидуально-своеобразное, неповторимое, присущее только одному чел. Основная проблема психологии личности состоит в том, чтобы определить соотношение социально-типичных и индивидуально-своеобразных черт.

Социально-типичное – это обобщенное отношение к определенным сторонам действительности (к людям, коллективу, труду, к самому себе, культуре и др.), отражающее направленность личности.

В индивидуальное включены две группы психических особенностей. Первая группа – свойства индивидуума (свойства темперамента и индивид, качественные особенности психических процессов). Свойства темперамента – это психические свойства, обусловленные общим типом нервной системы и определяющие динамику психической деятельности при самом различном ее содержании. Индивидуальна в каждом свойстве темперамента лишь количественная его сторона – степень выраженности, определяемая соответствующими поведенческими количественными показателями. Качественная же сторона каждого свойства темперамента характерна для определенного его типа. Индивид, качественные особенности психических процессов определяют продуктивность психической деятельности (напр., острота и точность восприятия).

Ко второй группе индивид, особенностей относятся, во-первых, устойчивые и постоянные мотивы действий в определенных ситуациях (напр., мотив самолюбия, честолюбия, интерес к музыке и др.). Так как социально-типичное отношение личности определяется системой мотивов, то и каждый отдельный мотив является необходимым компонентом отношения личности. Во-вторых, индивид, черты характера: инициативность или пассивность, общительность или замкнутость в установлении социальных контактов. Индивид, своеобразие черт характера выражается в особых качествах действий и поступков в определенных типичных ситуациях. Черты характера проявляются в динамических. особенностях мотивов и отношений (напр., в устойчивости социальных связей или их кратковременности и неустойчивости). И, наконец, в-третьих, это – такие свойства восприятия, памяти, мышления и т. п., от которых зависит продуктивность деятельности. Они определяются качественными особенностями психических процессов.

Все индивидуальное в личности, возникая на почве психических свойств индивидуума, формируется в зависимости от ее определенных социально-типичных отношений. Индивидуальное и социально-типичное – это не разные группы свойств личности, а различные стороны одних и тех же свойств. Неразложимым компонентом личности являются свойства, каждое из которых есть выражение и способности, и характера, и направленности. Т. о., структура личности представляется как взаимная связь и организация свойств личности. Структура образования личности характеризуются понятием " симптомокамплекса". Индивидуальное и социально-типичное нельзя рассматривать как два различных симптомокомплекса или фактора личности.

 

 

Уникаль­ность и неповторимость личности.

 

В личности важно видеть не только единое и общее, но и уникальное. Углубленное постижение сущности личности предполагает рассмотрение ее не только как социального, но и как индивидуально-самобытного существа. Уникальность человека проявляется уже на биологическом уровне. Сама природа зорко бережет в человеке не только его родовую сущность, но и уникальное, особенное в нем, хранимое в его генофонде. Все клетки организма заключают в себе генетически контролируемые специфические молекулы, делающие данного индивида биологически неповторимым: ребенок появляется на свет уже с даром уникальности. Разнообразие человеческих индивидуальностей поразительно, и на этом уровне уникальность наблюдается даже у животных: кто имел возможность хоть сколько-нибудь наблюдать за поведением нескольких животных одного вида в одинаковых условиях, не мог не заметить различий в их “характерах”. Уникальность людей поразительна даже в своем внешнем проявлении. Однако подлинный ее смысл связан не столько с внешним обликом человека, сколько с его внутренним духовным миром, с особенным способом его бытия в мире, с манерой его поведения, общения с людьми и природой. Уникальность личностей имеет существенный социальный смысл. Что же представляет собой личностная уникальность? Личность включает в себя общие черты, свойственные ей как представителю человеческого рода; ей свойственны и особенные признаки как представителю определенного общества с его специфическими социально-политическими, национальными, историческими традициями, формами, культуры. Но вместе с тем личность есть нечто уникальное, что связано, во-первых, с ее наследственными особенностями и, во-вторых, с неповторимыми условиями микросреды, в которых она взращивается. Но это еще не все. Наследственные особенности, неповторимые условия микросреды и разворачивающаяся в этих условиях деятельность личности создают неповторимый личностный опыт. Все это вместе формирует социально-психологическую уникальность личности. Но индивидуальность есть не некая сумма этих аспектов, а их органическое единство, такой сплав, который в действительности неразложим на составляющие: личность не может по своему произволу оторвать от себя что-то одно и заменить его на другое, она всегда обременеиа багажом своей биографии. Индивидуальность — это неделимость, единство, целостность, бесконечность; с головы до ног, от первого до последнего атома, насквозь, повсюду я — индивидуальное существо.

Индивидуальность не есть, конечно, некий абсолют, она не обладает полной и окончательной завершенностью, что является условием ее постоянного движения, изменения, развития, но в то же время индивидуальность — это самый устойчивый инвариант личностной структуры человека, изменяющийся и одновременно неизменный на протяжении всей жизни человека, скрывающаяся под множеством оболочек самая нежная, самая сакраментальная часть его — душа.

Чтобы понять, какова же значимость уникальных особенностей личности в жизни общества, ответим на вопрос: каким было бы общество, случись вдруг, что в силу каких-то причин все люди в нем оказались бы на одно лицо, со штампованными мозгами, мыслями, чувствами, способностями? Представим себе мысленно, что все люди данного общества оказались каким-то искусственным образом перемешанными в однородную массу телесного и духовного, из которого рука всесильного экспериментатора, разделив эту массу ровно пополам на женскую и мужскую части, сделала всех однотипными и во всем равными друг другу. Могла ли бы эта двойная одинаковость образовать нормальное общество?

Разнообразие индивидуальностей — существенное условие и форма проявления успешного развития общества. Индивидуальная неповторимость и оригинальность личности — это не просто величайшая общественная ценность, а настоятельная потребность развития здорового, разумно организованного общества.

Таким образом, понятие человеческой уникальности имеет существенное значение в социальном познании, в постижении социальных явлений, событий, в уяснении механизма функционирования и развития общества, эффективного управления им.

Знание людей, направленное не только на сущностное понимание, скажем, основных типов личностей, но и на неисчислимые формы своеобразия отдельных индивидуумов (даже с их причудами), очень важно. Как говорил Г. Гегель, для жизни такое знание несомненно полезно и нужно, в особенности при дурных политических обстоятельствах, когда господствуют не право и нравственность, но упрямство, прихоть и произвол индивидуумов, в обстановке интриг, когда характеры людей в своих проявлениях опираются не на существо дела, а держатся только на хитром использовании своеобразных особенностей других людей и таким путем хотят достичь своих корыстных целей.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.