Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общее представление о деятельностном подходе






 

- общее определение деятельностного подхода

Подход – метод в широком смысле. ДП (в общественных – социологии, лингвистике, психологии, науковедении – и философских науках – теории познания, философской антропологии) – построение схемы объяснения с опорой на категорию деятельности как объяснительный принцип.
Определение деятельности (Юдин, Огурцов): Д. – специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование.
Объяснительный принцип (Юдин) – предельное понятие (за которым стоят не какие-то другие понятия, а как бы сама реальность), которое лежит в основании некоторой универсальной объяснительной схемы (для данной реальности; деятельность – для общества).

В каждой предметной области Д получает свою предметную интерпретацию («во-первых, понятие деятельности должно задавать специфическую действительность в ее специфических границах; во-вторых, это понятие должно быть структурно развернуто применительно к определенному предмету изучения»), т.е. каждая дисциплина строит свое понятие Д.

На основании ДП как объяснительной схемы строится предмет изучения (в лингвистике – язык, в социологии – общество, в психологии – психика).

- появление деятельностных идей в философии (Кант, Фихте, Гегель, Маркс)

Кант: активность субъекта в познании (синтез чувственного опыта с априорными категориями).
Фихте: изменение классического понимания сознания (не данность, требует объяснения); «Я» (самосознание) изначально активно, деятельно; оно порождает «не-Я» (объект). Через порожденное «не-Я» «Я» может рефлексивно отнестись к самому себе, и тем самым «Я» самопорождается, самоопределяется (как самосознание). Субъект через деятельность творит сам себя.

Гегель: весь мир вообще и духовная культура в частности как порождение «абсолютного (объективного, мирового) духа»; в человеке «дух» получает возможность самосознания через познание мира культуры как своего порождения.

Маркс: материалистическая интерпретация Гегеля («абсолютный дух» – общество); деятельность как родовой способ существования человека, преобразование природы в отличие от приспособления, производство, труд и через него – самоизменение.

- деятельностный подход в психологии и философии XX века: представление о вариативности
Марбургская школа неокантианства (Коген, Наторп): субъективный идеализм, сведение содержаний знания к деятельности по его получению; субъект не стоит «за» своими деяниями, не в них выражается и проявляется, а в них порождается. Субъект тождествен со своими деяниями, " существуя не помимо и вне их, а в них... субъект, определяясь своими деяниями, этим самоопределяется (по Рубинштейну)

Другие варианты ДП в зарубежной философии (по Лекторскому): неогегельянство, прагматизм, Витгенштейн, франкфуртская школа (Хоркхаймер, Маркузе, Адорно), Сартр, генетическая эпистемология Пиаже.

ДП в советской философии: Э.В.Ильенков, Г.С.Батищев, М.К.Мамардашвили, Г.П.Щедровицкий, Э.Г.Юдин, В.А.Лекторский, В.С.Швырев, М.С.Каган, А.П.Огурцов и др. Марксистская традиция. Принцип социальной детерминации, преобразование человеком природы и себя самого. Творческое построение новых способов и программ деятельности, открытость самосовершенствованию и самотрансценденция человечества. Гуманизм.

«Деятельностный подход справедливо исходит из того принципиального обстоятельства, что формирование людей как человеческих существ предполагает усвоение норм культуры, их дальнейшая жизнедеятельность базируется на владении этими нормами, историческое общественное развитие, осуществляемое людьми, обусловливается творческим изобретением новых культурных норм и парадигм. Деятельностное, активно-преобразовательное отношение человека к миру, с точки зрения деятельностного подхода, определяется преодолением в результате создания культуры приспособительного поведения живых существ в природном мире и возможности неограниченного развития способов взаимодействия с окружающим миром путем формирования новых механизмов культуры».

ДП в психологии: две основные школы (А.Н.Леонтьева и С.Л.Рубинштейна) и вариации (П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов).

 

К определению понятия «деятельность»

- категории взаимодействия, отражения и активности

Взаимодействие – всеобщая форма взаимосвязи явлений действительности, выражающаяся в их взаимном изменении или «обмене изменениями». Предпосылкой взаимодействия является некоторая общность тел. Родовая для взаимодействия категория – связь.

Маркс, Энгельс: «Взаимодействие — вот первое, что выступает перед нами, когда мы рассматриваем движущуюся материю... Так естествознанием подтверждается то... что взаимодействие является истинной causa finalis [конечной причиной] вещей. Мы не можем пойти дальше познания этого взаимодействия именно потому, что позади его нечего больше познавать».

Леонтьев: «Мы рассматриваем психику как свойство материи. Но всякое свойство раскрывает себя в определенной форме движения материи, в определенной форме взаимодействия. Изучение какого-нибудь свойства и есть изучение соответствующего взаимодействия».

Отражение – особая внутренняя сторона, особый результат взаимодействия.
Отражение как всеобщее свойство, атрибут материи заключается в способности развивать определенные внутренние состояния в ответ на внешние воздействия, природа которых имеет некоторую общность с природой отражающего объекта, а также воспроизводить этими состояниями характеристики внешнего воздействия и таким образом компенсировать его возмущающие влияния на целостность отражающего объекта, содействовать сохранению его основных, существенных особенностей.

Понятие «потенциального отражения»

Образ – те изменения, которые произошли в отражающем объекте в результате отражения, под влиянием новых условий.

В отражение входят лишь те изменения в состоянии объекта, которые развиты им самим в направлении противодействия и компенсации внешних воздействий.

Активность – всеобщее свойство, атрибут материи, выражающееся: 1) в ее способности к самодвижению; 2) в способности изменять другие объекты; 3) в способности развивать определенные внутренние состояния, актуализирующие природу объекта, под влиянием внешних воздействий (реактивность).

И еще активность: 1) сторона, составляющая любого процесса взаимодействия, детерминируемая внутренней природой объекта; 2) процесс, характер которого в целом определяется внутренней детерминацией объекта.

Перевод внешней детерминации во внутреннюю и тем самым повышение активности субъекта совершается в процессе отражения.

Леонтьев: «Те специфические процессы, которые осуществляют то или иное жизненное, т.е. активное, отношение субъекта к действительности, мы будем называть в отличие от других процессов процессами деятельности». «Основной «единицей» жизненного процесса является деятельность организма; различные деятельности, осуществляющие многообразные жизненные отношения организма к окружающей действительности, существенно определяются их предметом» (ПРП).

«Деятельность есть система процессов, осуществляющих отношение субъекта к действительности».
«Формой существования всякого живого тела вообще является процесс его жизнедеятельности. Это — самое общее понятие.

На известной ступени развития возникает особая, высшая форма жизнедеятельности — психическая деятельность. Мы называем ее просто деятельность. Ее особенность в том, что она внутренне опосредствована (внутренне связана с) отражением организмом (субъектом деятельности) предметной действительности.
...психическая деятельность есть форма осуществления жизни — биологической у животного, общественной — у человека».

«В деятельности осуществляется отношение субъекта к действительности, к предмету его жизненной потребности — потребности биологической у животного, к человеческим, историческим по своей природе потребностям у человека» (МТ1).

«Деятельность есть молярная, не аддитивная единица жизни телесного, материального субъекта. В более узком смысле, т.е. на психологическом уровне, это единица жизни, опосредованной психическим отражением, реальная функция которого состоит в том, что оно ориентирует субъекта в предметном мире» (ДСЛ).

Рубинштейн: «Каждое самое простое человеческое действие — реальное физическое действие человека — является неизбежно вместе с тем и каким-то психологическим актом, более или менее насыщенным переживанием, выражающим отношение действующего к другим людям, к окружающим....Переживание — и результат и предпосылка действия, внешнего или внутреннего. Взаимопроникая и питая друг друга, они образуют подлинное единство, две друг в друга взаимопереходящие стороны единого целого — жизни и деятельности человека.

Формируясь в деятельности, психика, сознание в деятельности, в поведении и проявляется. Деятельность и сознание — не два в разные стороны обращенных аспекта. Они образуют органическое целое — не тожество, но единство....

Одни и те же движения могут означать различные поступки, и различные движения — один и тот же поступок. Внешняя сторона поведения не определяет его однозначно... Акт человеческой деятельности — это сложное образование, которое, не будучи только психическим процессом, выходя за пределы психологии в области физиологии, социологии и т. д., внутри себя включает психологические компоненты....

Поведение человека не сводится к простой совокупности реакций, оно включает систему более или менее сознательных действий или поступков. Сознательное действие отличается от реакции иным отношением к объекту. Для реакции предмет есть лишь раздражитель, т. е. внешняя причина или толчок, ее вызывающий. Действие — это сознательный акт деятельности, который направляется на объект. Реакция преобразуется в сознательное действие по мере того, как формируется предметное сознание. Действие, далее, становится поступком по мере того, как и отношение действия к действующему субъекту, к самому себе и к другим людям как субъектам, поднявшись в план сознания, т. е. превратившись в сознательное отношение, начинает регулировать действие. Поступок отличается от действия иным отношением к субъекту. Действие становится поступком по мере того, как формируется самосознание» (ООП).

«В одном смысле это понятие употребляется, когда говорят о деятельности человека. Деятельность в этом смысле — всегда взаимодействие субъекта с окружающим миром.

О деятельности... говорят применительно уже не к органу..., а к человеку как субъекту деятельности. Здесь надо различать процесс и деятельность. Всякая деятельность есть вместе с тем и процесс или включает в себя процессы, но не всякий процесс выступает как деятельность человека. Под деятельностью мы будем здесь разуметь такой процесс, посредством которого реализуется то или иное отношение человека к окружающему его миру, — другим людям, к задачам, которые ставит перед ним жизнь. Так, например, мышление рассматривается как деятельность, когда учитываются мотивы человека, его отношение к задачам, которые он, мысля, разрешает, когда, словом, выступает личностный (а это прежде всего значит мотивационный) план мыслительной деятельности. Мышление выступает в процессуальном плане, когда изучают процессуальный состав мыслительной деятельности — те процессы анализа, синтеза, обобщения, посредством которых разрешаются мыслительные задачи. Реальный процесс мышления, как он бывает дан в действительности, представляет собой и деятельность (человек мыслит, а не просто ему мыслится), и процесс или деятельность, включающую в себя совокупность процессов (абстракцию, обобщение и т. д.)».

«Деятельность человека как субъекта — это его практическая и теоретическая деятельность» (БиС).
Гальперин: «Мы называем деятельностью всякий процесс, систематически или эпизодически возобновляемый «деятелем» и ведущий к определенному результату: выветривание скал (результат) есть деятельность ветра («деятель»), переваривание и всасывание пищи (результат) есть деятельность желудочно-кишечного тракта («деятеля») и т.д. Процесс ориентировки субъекта в ситуации, предваряющий его действия в ней, мы называем ориентировочной деятельностью, поскольку этот процесс тоже систематически воспроизводится деятелем и ведет к определенному результату».

Давыдов: «Деятельность — это специфическая форма общественно-исторического бытия людей, состоящая в целенаправленном преобразовании ими природной и социальной действительности. В отличие от законов природы законы общества обнаруживаются только через человеческую деятельность, которая создает новые формы и свойства действительности, превращает некоторый исходный материал в продукт. Любая деятельность, осуществляемая ее субъектом, включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат.

Цель деятельности возникает у человека как образ предвидимого результата созидания. Преобразующий и целеполагающий характер деятельности позволяет ее субъекту выйти за рамки любой ситуации и встать над задаваемой ею детерминацией, вписывая ее в более широкий контекст общественно-исторического бытия, и тем самым найти средство, выходящее за пределы возможностей данной детерминации. Деятельность постоянно и неограниченно преодолевает лежащие в ее основе «программы», поэтому ее нельзя ограничивать преобразованием наличной действительности по уже установившимся культурным нормам. В этом обнаруживаются принципиальная открытость и универсальность деятельности — ее нужно понимать как форму исторического культурного творчества».

Щедровицкий: «Человеческая социальная деятельность должна рассматриваться не как атрибут отдельного человека, а как исходная универсальная целостность, значительно более широкая, чем сами «люди». Не отдельные индивиды тогда создают и производят деятельность, а наоборот: она сама «захватывает» их и заставляет «вести» себя определенным образом».

«Долгое время «деятельность» подводилась под категорию процесса, и этим определялись методы ее изучения....В этом состояла одна из двух основных причин, которые приводили к неудачам в исследовании деятельности. Второй причиной было то, что деятельность... рассматривалась как достояние индивида, как производимая им, а индивид по отношению к ней выступал как деятель.

Мы рассматриваем деятельность... как очень сложную структуру, составленную из разнородных элементов и связей между ними...

Можно представить в виде единицы деятельности весь социальный организм в целом; это будет универсум деятельности. Структура подобной единицы будет охватывать вещи, самих людей и процессы их изменения; люди в этом случае будут элементами деятельности. Мы считаем такое, социологическое представление деятельности исходным в ее теории».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.