Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы исследования психологии большой социальной группы






Поскольку типичные черты психологии больших социальных групп закреплены в нравах, традициях и обычаях, со­циальной психологии приходится прибегать к ис­пользованию методов этнографии, которой свойствен анализ не­которых продуктов культуры. Вспомним пред­ложения В. Вундта об изучении языка, мифов и обычаев для по­знания «психологии народов», т.е. еще на заре своего возникновения социальная психология обращалась к ис­пользованию таких методов. Одной из современных форм применения та­ких методов являются так называемые межкультурные исследова­ния, где термин «межкультурные» отдает лишь дань традиции его использования историками культуры, в сущности же имеются в виду сравнительные исследования, причем сравниваются отнюдь не обяза­тельно различные культуры, но и различные социальные группы.

При изучении психологии больших социальных групп применяются и методы, традиционные для социологии, включая различные приемы статистического анализа. Они не всегда вскры­вают причинно-следственные связи; в них, скорее, описываются некоторые функциональные зависимости, которые позволяют по­лучить значимые корреляции.

При изучении боль­ших групп социальная психология использует также анализ знаковых систем, при­нятый в языкознании.

Существенный вклад в исследование психологии больших со­циальных групп внесен концепцией «социальных представлений», разработанной С. Мос­ковиси во французской психологической школе. Под социальным представлением в этой концепции понимается обыден­ное представление какой-либо группы о тех или иных социальных явлениях, т.е. способ интерпретации и осмысления повседневной реальности. При помощи социальных представлений каждая группа строит определенный образ социального мира, его институтов, влас­ти, законов, норм. Социальные представления — инструмент не индивидуального, а именно группового социального познания, поскольку «представление» вырабатывается на основе опыта и дея­тельности группы. Созданное груп­пой социальное представление способствует интеграции группы, как бы «воспитывая» сознание ее членов, доводя до них типич­ные, привычные интерпретации событий, т.е. способствуя фор­мированию групповой идентичности. Социальные представления, порожденные группой, достаточно долговременны, они могут пере­даваться из поколения в поколение, хотя при определенных об­стоятельствах могут, конечно, и меняться со временем. По существу через анализ социальных пред­ставлений различных больших групп познается их психологичес­кий облик.

Эта концепция помогает более точно определить понятие «менталитет». Обычно под менталитетом понимается интегральная характеристика некоторой культуры, в которой от­ражено своеобразие видения и понимания мира ее представителя­ми, их типичных «ответов» на картину мира. Представители опре­деленной культуры усваивают сходные способы восприятия мира, формируют сходный образ мыслей, что и выражается в специфи­ческих образцах поведения. С полным правом такое понимание менталитета может быть отнесено и к характеристикам большой социальной группы. Типичный для нее набор социальных пред­ставлений и соответствующих им образцов поведения и определя­ют менталитет группы. Не случайно в обыденной речи упоминают «менталитет интеллигенции», «менталитет предпринимателя» и т.п.

 

 

4. Структура психологии больших социальных групп: статические и динамические компоненты.

Психология большой социальной группы как и психи­ка отдельного человека включает в себя различные психические свойства, психические процессы и психические со­стояния. В отечественной социальной психологии почти все исследователи (Г.Г. Дилигенский, А.И. Го­рячева, Ю.В. Бромлей и др.) выделяют в структуре психологии большой социальной группы две составные части:

1) психический склад - более устойчивое образова­ние, к которому относят

социальный или националь­ный характер, нравы, обычаи, традиции, вкусы и т.п.

2) эмоци­ональная сфера - более подвижное динамическое образование, в которую входят потребности, интересы, настроения.

П сихологические ха­рактеристики группы представляют собой то типичное, что харак­терно для входящих в нее индивидов. Иными словами: психоло­гия группы есть то общее, что присуще в той или иной мере всем представителям данной группы, т.е. типичное для них, порожден­ное общими условиями существования. Поэтому в социологическом анализе предпринимаются попытки сконструировать особый социальный тип личности, свойственный неко­торой социальной группе: определенному соци­альному классу, какой-либо профессии или воз­растной группе, как правило, с указанием либо стра­ны, либо эпохи («молодой человек XX века» и т.п.).

Выявление общего, типичного невозможно путем изучения лишь содержания индивидуальных сознаний членов группы, прежде всем потому, что не все черты, присущие психологии группы, присущи каждому члену группы. В отдельных случаях какой-либо кон­кретный представитель группы может вообще в минимальной сте­пени обладать этими общими характеристиками. Это объясняется тем, что члены группы различаются между собой по своим инди­видуальным психологическим характеристикам, по степени вовле­ченности в наиболее существенные для группы сферы ее жизнеде­ятельности и т.д.

Таким образом, «психический склад» группы и «психический склад» личностей, в нее входящих, не совпадают полностью. В формировании психологии группы доминирующую роль играет коллективный опыт, зафиксированный в знаковых системах, а этот опыт не усваивается в полной и одинаковой мере каждой личнос­тью. Мера его усвоения соединяется с индивидуальными психоло­гическими особенностями, поэтому и получается то явление, о котором говорил Л.С. Выготский: только «часть» психологии лич­ности «входит» в психологию группы.

5. Психология этноса: понятие " психологический склад нации" и " национальный характер".

Национальная (этническая) принадлежность индивида являет­ся чрезвычайно значимым для социальной психологии фактором потому, что она фиксирует определенные характеристики той мик­росреды, в условиях которой формируется личность. Этническая специфика в определенной степени концентрируется в истори­ческом опыте каждого народа, и усвоение этого опыта есть важ­нейшее содержание процесса социализации индивида. Через бли­жайшее окружение, прежде всего, через семью и школу, личность по мере развития приобщается к специфике национальной куль­туры, обычаев, традиций. Способ осознания этнической принад­лежности, прежде всего национальной, зависит от конкретных социально-исторических условий существования данной этничес­кой группы. На уровне обыденного сознания можно зафиксиро­вать целый ряд характеристик, которые свойственны именно дан­ной этнической группе.

Наиболее разработанным вопросом оказался вопрос о психи­ческом облике наций, хотя понятие это оказывается достаточно труд­но поддающимся операциональному определению. Поэтому пред­принят ряд попыток найти такие эквиваленты этому понятию, которые более доступны для использования их в эмпирических исследованиях. Как синоним «психическому складу нации» упот­ребляются понятия «национальный характер», «национальное само­сознание», просто «национальная психология».

В соответствии с традицией, сложившейся в со­циальной психологии больших групп, в психологии этнических общностей различаются две стороны: 1) наиболее устойчивая часть — психический склад (куда включаются национальный, или этнический, характер, темперамент, а также традиции и обычаи, и 2) эмоциональная сфера, куда включаются национальные, или эт­нические, чувства.

Национальный ха­рактер в качестве элемента психического склада может быть рас­смотрен лишь как фиксация каких-то типических черт, которые проявляются наиболее отчетливо именно в тех случаях, когда вы­ступают не отдельные люди, а группы. При выявлении таких ти­пических, общих черт национального характера нельзя их абсолю­тизировать: во-первых, потому что в реальных обществах в любой группе людей переплетаются национальные и социальные харак­теристики. Во-вторых, потому, что любая черта из выделенных в национальных характерах различных групп не может быть жестко привязана только к данной нации; каждая из них, строго говоря, является общечеловеческой: нельзя сказать, что какому-то народу присуще трудолюбие, а другому — общительность. Поэтому речь идет не столько о каких-то «наборах» черт, сколько о степени выраженности той или другой черты в этом наборе, о специфике ее проявления. Недаром литература фиксирует, например, специфи­ку английского юмора (хотя чувство юмора свойственно, естест­венно, не только англичанам), итальянской экспансивности (хотя в не меньшей степени экспансивными являются и испанцы) и т.д.

Основной сферой проявления национального характера явля­ется разного рода деятельность, поэтому исследование националь­ного характера возможно при помощи изучения продуктов дея­тельности: наряду с исследованием обычаев и традиций особую роль играет здесь анализ народного искусства и языка. Язык важен еще и потому, что передача черт национального характера осу­ществляется в процессе социализации прежде всего при посредст­ве языка. Относительная устойчивость черт национального харак­тера, несмотря на изменчивость социальной среды, объясняется тем, что возникает определенная инерция, обеспечиваемая путем межпоколенной передачи опыта.

В этнических группах иногда фиксируются и такие элементы психического склада, как темперамент и способности. Что касается темперамента, то высказывается мнение, что речь должна идти лишь о выявлении специфических сочетаний преобладаю­щих типов темперамента, а не о жестком «привязывании» опреде­ленного типа темперамента к определенной этнической группе. Еще сложнее вопрос о способностях. В условиях господства реак­ционных идеологий вопрос о способностях различных наций об­растает целым рядом политических спекуляций, порожденных раз­личными формами шовинизма и расизма.

Это особенно важно, коль скоро при исследовании способнос­тей употребляется такой инструментарий, как тесты. Как справед­ливо отмечают многие авторы, всякий тест не может по своей сущ­ности учитывать специфику различных культур, в условиях кото­рых он применяется. Отсюда возможность занижения результатов тестовых испытаний, которая оказывается лишь результатом не-адаптированности теста к специфическим условиям данной куль­туры.

Игнорирование куль­турного (т.е. и этнического) контекста может давать тенденциоз­ный материал, который легко использовать в различных полити­ческих доктринах. Область изучения психологии наций настолько тесно связана с политической проблемой равенства наций, настоль­ко прочно включена в идеологический контекст, что игнориро­вать эти аспекты и в сугубо профессиональном социально-психо­логическом анализе никак нельзя.

Целый ряд явлений, усложняющих исследования специфики национального характера, возникает и на уровне обыденного сознания, что порождено процессом стереотипизации, свойственным всякому восприятию социальных объектов и особенно проявляю­щимся при восприятии представителей другой этнической груп­пы. Возникновение этнических стереотипов связано с развитием этнического самосознания, осознания собственной принадлежности к определенной этнической группе. Присущая всякой группе пси­хическая общность выражается, как известно, в формировании определенного «мы-чувства». Для этнических групп «мы-чувство» фиксирует осознание особенностей своей собственной группы, отличие ее от других групп. Образ других групп при этом часто упрощается, складывается под влиянием межэтнических отноше­ний, формирующих особую установку на представителя другой группы. При этом играет роль прошлый опыт общения с другой этнической группой. Если эти отношения в прошлом носили враж­дебный характер, такая же окраска переносится и на каждого вновь встреченного представителя этой группы, чем и задается негатив­ная установка. Образ, построенный в соответствии с этой установ­кой, дает этнический стереотип. Чаще всего этнический стереотип возникает из-за ограниченности межэтнического общения: черты, присущие единичным представителям другой этнической группы, распространяются на всю группу. Скла­дывающиеся таким образом стереотипы в дальнейшем влияют на возникновение этнических симпатий или антипатий. Даже при нейтральном эффекте всякий этнический стереотип означает приписывание этнических признаков представителям иных этничес­ких групп, т.е. способствует распространению «приблизительных», неточных характеристик, что в определенных политических усло­виях открывает дорогу различным проявлениям национализма и шовинизма. Поэтому необходимо очень точно развести социаль­но-психологический механизм возникновения этнических стерео­типов и возможные политические спекуляции, построенные на этой основе.

Сам факт осознания особенностей своей этнической группы не содержит в себе предубеждения против других групп. Но так дело обстоит до тех пор, пока осуществляется констатация этих различий. Однако очень легко от такой констатации перейти к оценке другой группы, и тогда-то возможны искажения ее образа. Психологически при этом возникает явление этноцентризм а — склонности воспринимать все жизненные явления с позиции «своей» этнической группы, рассмотренной как эталон, т.е. при известном ее предпочтении. Таким образом этноцентризм есть со­чувственная фиксация черт своей группы. Она не обязательно под­разумевает формирование враждебного отношения к другим груп­пам, хотя этот оттенок и может возникнуть при определенных об­стоятельствах.

Характер, который приобретает этноцентризм, зависит от типа общественных отношений, от содержания национальной полити­ки, от исторического опыта взаимодействия между народами. Эт­нические стереотипы складываются всегда в некотором социаль­ном контексте, и, когда они приобретают стойкую форму пред­убеждения, т.е. стандартно негативно окрашенного эмоциональ­ного образования, они легко могут быть использованы в качестве орудия национальной розни. Социально-психологический анализ формирования этнических стереотипов, объясняющий механизм их возникновения в ситуациях межэтнического общения, может внести определенный вклад в борьбу с такими негативными явле­ниями.

В частности, важной характеристикой психологии этнических групп, устанавливаемой социальной психологией, является отно­сительность психологических различий между группами. В одном из исследований Института Гэллапа жители 12 городов различных стран были опрошены об их предпочтениях относи­тельно ряда объектов: высота культурного уровня, лучшая кухня, самые красивые женщины, уровень развития национальной гор­дости. Фиксировался уровень обыденного сознания, распростра­ненность стереотипов относительно других национальностей. По вопросу о лучшей кухне — представители всех групп предпочли свою собственную. По вопросу о высоте культурного уровня на­блюдался разброс мнений: у себя констатировали наличие самого высокого уровня греки, голландцы, индусы, американцы, норвеж­цы, шведы, жители Западного Берлина, австрийцы. Финны, дат­чане, африканцы и канадцы дали разные ответы на этот вопрос. Самыми красивыми женщинами жители Западного Берлина на­звали шведок, австрийцы — итальянок, датчане — немок, а у ос­тальных самыми красивыми женщинами были названы женщины своей национальности. Более развитое чувство национальной гор­дости у себя обнаружили греки, американцы и индусы, финны назвали шведов, все остальные назвали англичан. Результаты эти весьма показательны, ибо свидетельствуют о высокой степени от­носительности представлений о содержании типичных характерис­тик различных национальных групп. В этнические стереотипы всег­да мощно вторгаются различного рода внеэтнические влияния, прежде всего социально-исторические, политические, а также обу­словленные содержанием культуры и т.д.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.