Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные теории малой группы в зарубежной и отечественной социальной психологии.






В социальной психологии на Западе, где проблема малых групп стала основной, к началу 70-х годов зарубежные авторы выделили 11 крупных подходов, в той или иной мере определяющих развитие групповой психологии.

 

Социометрическое направление в изучении малых групп связа­но с именем Дж. Морено. Структура психологических отношений индивида с окружающими его людьми определяются системой симпатий и антипатий. На основании применения социометрической методики, выявляющей симпатии и антипатии, возникло целое направление исследований малых групп. Процесс исследования малых групп зачастую был сведен лишь к исследованию эмоциональных контактов, при этом отсутствие ответа на вопрос о мотивах выбора. Социометрическая методика, измеряющая их, практически стала рассматриваться как основной метод исследования малых групп.

Влияние социометрических работ на развитие малых групп минимально.

 

Социологическое направление в изучении малых групп связывают обычно с той традицией, которая была заложена в экспериментах Э. Мэйо. Хоторнский эксперимент: первоначальная цель – выяснить, как влияет на производительность труда такой фактор, как освещенность рабочего помещения. В выделенных Мэйо экспериментальной и контрольной группах были введены различные условия труда: в экспериментальной группе увеличивалась и обозначался рост производительности труда, в контрольной группе при неизменной освещенности производительность труда не росла. На следующем этапе новый прирост освещенности в экспериментальной группе дал новый рост производительности труда; но вдруг и в контрольной группе – вновь при неизменной освещенности – производительности труда также выросла.

При любом изменении фактора (кроме полумрака) производительности труда повышалась, но, когда по условиям эксперимента все нововведения были отменены, она хотя и несколько снизилась, но осталась на уровне более высоким, чем первоначальный.

Мэйо предположил, что в эксперименте проявляет себя еще какая-то переменная, которую он назвал чувством социабильности – потребности ощущать себя «принадлежащим» к какой-то группе. Мэйо сделал вывод не только о наличии наряду с формальной еще и неформальной структуры в рабочих бригадах, но и о значении последней, в частности, о возможности использовать ее как фактор воздействия на бригаду в интересах кампании.

Был получен новый факт – существование в малой группе двух типов структур, открывший широкую перспективу для исследований.

 

Теория поля или Школа «групповой динамики».

- группа – это не просто сумма индивидов; она модифицирует поведение своих членов;

- извне легче повлиять на поведение всей группы, чем на поведение отдельного ее члена;

- каждый член признает, что он зависит от всех других членов.

Отдельные элементы объединяются в целое.

- не сходство, а взаимосвязь членов является основой для формирования группы;

- человек склонен становиться членом той группы, с которой он себя отождествляет, а вовсе не той, от которой он больше всего зависит;

- человек остается среди тех, к кому он чувствует себя принадлежащим, даже если их поведение кажется несправедливым, а давление недружелюбным.

Важнейшим методом анализа сил психологического поля явилось создание в лабораторных условиях групп с заданными характеристиками и последующее изучение функционирования этих групп.

Основная проблематика исследований сводилась к следующему: какова природа групп, каковы условия их формирования, какова их взаимосвязь с индивидами и с другими группами, каковы условия их успешного функционирования. Большое внимание было также уделено проблемам образования таких характеристик группы как нормы, сплоченность, соотношение индивидуальных мотивов и групповых целей, лидерство в группах.

Чрезвычайно важные идеи относительно групповых процессов, разработаны иногда весьма оригинальные методики, сохраняющие свое значение до сих пор.

Какой-либо целостной теории группы в рамках данного подхода создано не было, однако он лег в основу мини-теорий, относящихся к различным феноменам групповой динамики: сплоченности, социальной власти, соперничеству – сотрудничеству, образованию группы, внутригрупповому давлению, групповым притязаниям.

 

Интеракционистская концепция (Р. Бейлз, Дж. Хоманс). Согласно этому подходу группа есть система взаимодействующих индивидов, функционирование которых в группе описывается тремя основными понятиями; индивидуальной активностью, взаимодействием и отношением. Все аспекты группового поведения могут быть описаны исходя из анализа взаимосвязей между тремя названными элементами.

 

Теория систем. Концептуальный аппарат теории систем позволяет описать группу как систему взаимозависимых позиций и ролей, делая акцент на групповых «входах» и «выходах» и рассматривая группу как открытую систему.

 

Психоаналитическая ориентация. Она базируется на идеях З. Фрейда и его последователей. По мнению Байона группа представляет собой макровариант индивида, и, следовательно, она характеризуется теми же параметрами, что и отдельная личность, т.е. потребностями, мотивами, целями, психологическими защитами и т.п., которые интерпретируются им всецело в психоаналитическом духе. Высказанные Байоном положения остались неверифицированными.

 

Общепсихологический подход (Тейлор). Многие представления о человеческом поведении, накопленные в общей психологии, применимы к анализу группового поведения. Это касается главным образом таких индивидуальных процессов, как научение, явления когнитивной сферы, мотивация.

 

Эмпирико-статистическое направление (Р. Кэттелл). Основные понятия групповой теории должны выводиться из результатов статистических процедур, например факторного анализа, а не формулироваться априорно.

 

Формально-модельный подход (В.И. Паниотто). Исследователи, представляющие данное направление, пытаются сконструировать формальные модели группового поведения, используя математический аппарат теории графов и теории множеств.

 

Теория подкрепления (Д. Тибо и Г. Келли). Это направление исследований, весьма влиятельное за рубежом, базируется на идеях широко известной в психологии концепции оперантного обуславлвания Б. Скиннера. Согласно представлениям теоретиков данного подхода поведение индивидов в группе есть функция двух переменных: вознаграждений (положительные подкрепления) и расходов или наказаний (отрицательные подкрепления).

 

Социально-когнитивное направление (Д. Абрамс, С. Тиндейл, М. Хогт). Представляет собой дальнейшее развитие общепсихологического подхода, но может рассматриваться как самостоятельное направление. Это наиболее молодой подход к исследованию группы. Он возник как результат приложения идей, берущих начало в исследованиях когнитивных, или познавательных, а позднее - социально-когнитивных процессов к сферам межгруппового и внутригруппового взаимодействия (например, лидерство, сплоченность, конформность), вводя ряд новых понятий.

 

Преобладающая на сегодня за рабежом тенденция состоит в интеграции и взаимопроникновении подходов, в стирании строго очерченных концептуальных рамок. Хотя и в разной степени, но все подходы страдают абстрактностью и не дают программы исследования реальных малых групп, функционирующих в определенном типе общества.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.