Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обычаи, традиции, ритуалы, стыд, вина как регуляторы социального поведения.






Обычаи – относительно длительные стандартизированные действия, рассматриваемые как обязательные в надлежащих ситуациях привычки и действия, которые обеспечивают высокую степень предсказуемости поведения в определенной ситуации.

Традиции - это явление общественного сознания, образуется в процессе совместной жизни, общении и деятельности людей. На формирование традиций воздействуют особенности процессов восприятия и памяти. Благодаря им сохраняются оценочные эталоны, имеющие важное значение в межличностных и межгрупповых отношениях. Традиции возникают и существуют в социальных группах, обеспечивая сохранность приобретенного опыта и общественных отношений. Возникают как спонтанно в процессе бытия, так и путем сознательно организованной деятельности (трудовой).

Ритуал – исторически сложившаяся, связанная с мистическими верованиями форма стереотипного массового поведения, имеющая церемониальный характер.

Функции ритуалов:

1) Укрепление сплоченности групп.

2) Трансляция опыта, социальных и трудовых навыков от поколения к поколению.

3) Играют важную роль в социализации.

4) Средства развлечения, отдыха, удовлетворение эстетических потребностей членов групп.

 

Нормы нравственности – исторически более устойчивые, идеализированные, в форме заповедей, эталонный характер.

Нормы морали – не так абсолютны, могут быть безнравственными.

Страх - биологическая эмоция. Стыд, вина - человеческие чувства. Страх лежит в основе тревоги (она может быть объективной, социаль­ной, моральной). Стыд - ориентация на внешнюю оценку. Вина - ори­ентация на самооценку.

Психологические механизмы дейст­вия этих чувств.

На одном полюсе - страх и мысль " Что со мной сделают? " Другой полюс - чувство защищенности. Стыд - " Что обо мне подумают? " Дру­гой полюс - гордость, честь, слава. Вина - " Что я сам о себе могу те­перь думать? " Другой полюс - сознание своей правоты, своего достоин­ства. Допустим, страх сильнее стыда. Это разные ступени интернализации норм - от генетически запрограммированных реакций до индивиду­альных: совести и морали. Моральная деградация возникает, когда страх подавляет стыд. Л.Колберг утверждает: " Сущность любой морали со­стоит в уважении, с которым личность относится к соблюдению пра­вил...; одностороннее уважение порождает гетерономную мораль, в то время как взаимное уважение приводит к возникновению автономной морали", вершиной этой ступени является, по Колбергу, чувство спра­ведливости. Рассмотрим ступени развития морали.

1. (Страх) доморальный уровень. В основе эгоизм ребенка, послуша­ние через страх - ребенок ориентируется на наказание или ребенок ориентируется на наслаждение (взаимная выгода).

2. (Стыд) конвенциональная мораль. Ориентации на внешние нормы, правила. Основа - стыд (конформность), сохранение хороших отноше­ний с другими, поддержание своего авторитета.

3. (Вина) автономная мораль. В основе логическое обоснование норм, регулируется чувством вины, строится на нравственных принципах. Ориентация на общественную мораль, ндивидуальные принципы совести, стадия вины наблюдается у немногих. Моральные ценности - основа автономной морали. Обнаружена связь между интеллектом и уровнем морального сознания. Можно сказать, что существует культура спада (Восток) и культура вины (Европа).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.