Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды мотивации.






Х. Хекккаузен:

1. Интринсивная

2. Экстринсивная

 

Е.П. Ильин:

1. Внешнеорганизованная

2. Внутреннеорганизованное

 

Экстринсивная – обусловлена внешними условиями или ситуациями. Факторами экстринсивной мотивации являются условия, оказывающие влияние на эффективность деятельности (пр., сложность задания, вознаграждение человека или подавление человека, влияющие на принятие решения).

 

Интринсивная мотивация связана с личностными особенностями человека, его потребностями, установками, интересами. В данном случае ситуация приобретает мотивационный характер, когда становится значимой для человека.

Факторы возникновения интринсивной мотивации:

1) самоэффективность человека и ощущение себя источником изменений в окружающем мире (Р. Де Чармс). Чем сильнее человек ощущает себя хозяином положения, тем больше радости он получает от деятельности и тем выше его внутренняя мотивация.

2) «радость от активности». У каждого человека существует некоторый эмоциональный поток или радостная поглощенность действием, которые побуждают человека к выполнению определенных действий. В таком радостном состоянии человек полностью растворяется в предмете действии, забывая о собственном «Я». В этом случае развивается внутренняя мотивация. Эмоциональный поток зависит от соотношения возможности субъекта и сложности задания. Если возможности человека резко превышают сложность задания, то возникает снижение интереса и скука. Если наоборот – то возникает тревожность. Эмоциональный поток возникает, если сложность задания незначительно превышает возможности человека.

3) однородность действия и цели. Мотивация интринсивна, когда действие и его цель тематически связаны друг с другом. Пр., интринсивная агрессия – человек нападает на другого, чтобы отомстить.

Хеккаузен отмечает, что интринсивная мотивация может снижаться под воздействием внешнего подкрепления.

Выделяют следующие закономерности снижения интринсивной мотивации:

1) если человек вознаграждается за то, что он делает по собственному желание, то внутренняя мотивация ослабляется

2) материальное поощрение в большей степени снижает внутреннюю мотивацию, чем символическое или вербальное.

3) Ожидаемое награждение снижает мотивацию больше, чем неожиданное.

М. Липпер. Эксперимент с цветными фломастерами. Дети, любящие рисовать фломастерами:

1. награда за рисование обещалась

2. неожиданная награда

3. награждение не давалось

4) при введении внешнего ожидаемого вознаграждения происходит количественное улучшение результатов за счет снижения их качества.

 

Экстринсивная (Ильин): (внешнеорганизованная мотивация) – это воздействие на процесс мотивации со стороны другого субъекта (группа, человек, СМИ) с целью инициации мотива, либо стимуляции силы побуждения.

Субъект-побудитель: авторитет, ораторские способности, внешний вид, социальный статус.

Побуждаемый субъект: внушаемость, эмпатийность, неуверенность, страх, тревога, утомление, дифицит информации.

Формы внешней организации мотивации:

1. Неимперативные – формы воздействия без сильного влияния на личность человека:

- просьба

- предложение (совет)

- убеждение

Просьба эффективна для людей с флегматичным темпераментом.

Предложение зависит от степени безысходности положения человека и от авторитета того, кто предлагает помощь:

- холерики сразу отказываются

- сангвиники откликаются любопытством

- меланхолики избегают ситуацию

- флегматики тянут время

Убеждение – это метод воздействия на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению.

2. Императивные формы – оказывается серьезное влияние на личность человека:

- требование (приказ)

- принуждение

В результате приказа человек принимает требование как цель. Это происходит только при установке долженствования в соответствии с выполняемой роли. Если приказ не соответствует внутреннему мотиву, то возникают негативные эмоциональные реакции, которые можно снять аргументацией выдвигаемого требования.

Принуждение выражается в прямом требовании согласия с мнением окружающих.

3. Привлекательность объекта:

- механизм эмоционального заражения – это передача эмоционального состояния от одного человека к другому или к группе людей

- подражание – следование образцу поведения привлекательной для человека личности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.