Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Женевская школа генетической психологии Ж. Пиаже.






 

С юности научные интересы Ж.Пиаже (1896-1980) касались биологии и математики. На первых порах он знакомиться с исследованиями Юнга и техникой психоанализа => он стремиться соединить экспериментально-лабораторный метод с более информативным свободным методом беседы, который используется в психоанализе. Этот метод он применял исследования мышления детей – метод клинической беседы.

В 1919г. Пиаже приглашают для работы над шкалами измерения интеллекта (автор Бине). Свою теорию детского мышления Пиаже строит на основе логики и биологии.

Основная идея: основой психического развития ребенка является развитие интеллекта. В серии экспериментов Пиаже доказывал, что уровень понимания и интеллекта влияет на речь, ВОС и память.

Этапы психического развития представляют собой этапы развития интеллекта, через которые постепенно происходит ребенок в формировании все более адекватной схемы ситуации.

Основной задачей Пиаже стало изучение сферы человеческого интеллекта => строение интеллекта рассматривает как естественное развитие в ходе эволюции более просто организованных органических структур.

По мнению Пиаже, структура интеллекта в отличие от инстинкта является результатом взаимодействия организма с постепенно меняющимися внешними условиями. Но, тем не менее, подчеркивая отличие интеллектуальных структур от низших органических образований, Пиаже для анализа интеллекта использует понятия, применяемые для характеристики биологических систем => за этого его критиковали.

В процессе развития происходит адаптация организма к среде => именно интеллект является стержнем развития психики, т.к. понимание и создание правильной схемы окружающего мира обеспечивает адаптацию к окружающему миру.

Адаптация (по Пиаже) – это активный процесс взаимодействия организма со средой. Процесс адаптации и формирования адекватной схемы ситуации происходит при помощи 2-х механизмов:

1) Ассимиляция (жесткая схема, ребенок подстраивается под схему).

2) Аккомодация (ребенок изменяет схему).

Процесс развития представляет собой чередование ассимиляции и аккомодации. По Пиаже понятия ассимиляции и аккомодации необходимо использовать для замены понятия ассоциация.

Выделяют 2 этапа в исследованиях развития мышления:

1. этап: 20-х гг. ХХв. Пиаже строил исследования развития мышления через исследование речи детей => процесс развития мышления – это процесс экстериоризации, мышление сначала проявляется как внутреннее аутистическое, затем проходит стадию эгоцентричной речи и становиться внешним, реалистичным. Также такой же процесс проходит развитие речи, которая из эгоцентричной речи (для себя) становиться рациональной речью (для других). Но несмотря на критику, Пиаже были сделаны открытия, которые имели большое значение для формирования интеллекта детей.

Особенности детского мышления:

1. Синкретизм – это тенденция связывать все со всем.

2. Эгоцентризм – это неумение встать на другую точку зрения отличную от своей.

3. Трансдукция – это переход от частного к частному, минуя общее.

4. Артифициализм – это искусственность, созданность мира.

5. Анимизм – это одушевление предметов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.