Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Логотерапия В. Франкла.






В.Франкл (1905-1997) считается третьим основателем венской школы психотерапии (1 – Фрейд, 2 – Адлер).

В его теории можно выделить 3 части:

  1. Учение о смысле жизни
  2. Учение о стремлении к смыслу жизни
  3. Учение о свободе воли

Отличие подхода Франкла от психоанализа и индивидуальной психологии состоит в трактовке базисных мотивов человеческого существования (поведения).

Основная движущая сила – борьба за смысл жизни (т.е. стремление к обретению смысла жизни). Такое стремление является врожденным. Человеку всегда необходимо обнаружить смысл своего существования. Поиск смысла жизни является характеристикой человеческого бытия.

Отсутствие или потерю смысла жизни Франкл называет экзистенциальным вакуумом. В этом случае человек начинает терять содержание своего существования => испытывать скуку, тяжелые эмоциональные переживания, предаваться порокам => отсутствие смысла, невозможность его осознать и реализовать приводит к неврозу.

Причина экзистенциального вакуума – современное общество.

Смысл жизни индивидуален для каждого человека, составляет сущность каждого конкретного человека, т.к. всегда связан с реализацией человеком своих возможностей. Обретение смысла делает человека ответственным за свою жизнь.

Смысл жизни человек может найти только обращаясь к окружающему миру, т.е. не может найти в внутри себя, в своей душе => Франкл не соглашается с Маслоу, который считал, что человеческая сущность – это стремление к самоактуализации (внутри себя).

По Франклу смысл может быть достигнут 3 путями:

1) Путем совершения деятельности, т.к. с его точки зрения жизнь – это творчество выполнения работы.

2) Человек находит смысл в заботе и любви к другим.

3) Выработка четких позиций в отношении к различным жизненным ситуациям.

В центре теории Франкла находится – концепция ценностей. Ценности – это понятия, несущие в себе обобщенный опыт человечества в типичных ситуациях

Существует 3 класса ценностей:

1. Ценности творчества (труд).

2. Ценности переживания (любовь).

3. Ценности отношения (это отношение к критическим жизненным обстоятельствам, которые человек не в состоянии изменить).

Франкл выделяет 3 уровня существования человека:

1) Биологический

2) Психологический

3) Духовный (ноэтический). Здесь находятся смыслы и ценности, которые определяют два других уровня.

На основе своих представлений он разрабатывает психотерапию – логотерапию.

Основная задача логотерапии – помочь человеку в поиске смысла.

Специфика логоторапии – ее можно применять и к больным и к здоровым людям как профилактическое средство.

Логотерапия имеет свои процедуры (техники) и методики, которые направлены на диагностику экзистенциального вакуума.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.