Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Групповая динамика






Ситуация 1

Вы — заместитель начальника отдела, все сотрудники которого — женщины. В силу своего характера или по каким-то другим при­чинам вы не нравитесь никому в этом отделе. Руководитель пред­лагает вам занять отдельный кабинет, но это будет затруднять вашу работу, так как вам необходима информация, поступающая от ос­тальных сотрудников отдела. Как вы поступите?

Ситуация 2

Директор кафе прочитал книгу жалоб и предложений и выяс­нил следующее:

• посетителей устраивает ассортимент;

• посетители довольны качеством приготовленной пищи;

• им нравится качество обслуживания и вежливость персонала;

• тем не менее, посетители не хотели бы прийти в это кафе еще раз в связи с тем, что персонал кафе плохо относится друг к другу, работники грубо разговаривают между собой, и у посетителей со­здается впечатление, что персонал кафе не любит свою работу, свою организацию.

Какие действия должен предпринять директор заведения для сплочения коллектива, становления благоприятной психологичес­кой атмосферы?

Ситуация 3

Коллега, с которым вам приходится тесно сотрудничать, в пос­леднее время находится «не в форме», делая множество ошибок. Некоторое время вы исправляете ошибки сами. Наконец, вашему терпению наступает предел.

Вы говорите: …

Ситуация 4

На сборочном конвейере освободившееся место заняла моло­дая работница. Она прилагает много сил, чтобы успеть за ритмом работы ее новых подруг, но пока не может трудиться так, как ос­тальные члены бригады, задерживая передачу деталей. Работницы стали нервничать, в бригаде начались ссоры.

Что должен предпринять мастер?

Ситуация 5

Работа с группой

1. Может ли одна и та же группа в одно и то же время относить­ся к разным типам групп? Аргументируйте свой ответ.

2. Могут ли формировать группу два человека, которые не под­держивают между собой личных контактов, но обмениваются пись­мами, меморандумами и т.п.?

3. К каким группам вы принадлежите? Что это за группы, к ка­ким типам они принадлежат? Почему вы входите в эти группы? Можете ли вы выйти из них?

4. Можете ли вы назвать шесть групп, в которых вам довелось участвовать и которые прошли в своем развитии определенные эта­пы? Можете ли вы назвать группу, которая не прошла эти этапы?

5. Всегда ли плохи амбициозность, конфликтность и повышен­ная эмоциональность? Почему?

6. Определите наиболее явные характеристики группы, членом которой вы являетесь.

7. Предположим, вас назначили руководителем рабочей груп­пы, отличающейся слабой сплоченностью. Что вы станете делать в этой ситуации?

8. По каким признакам вы можете распознать неформального лидера рабочей группы? Сколько таких признаков?

 

Семинарское занятие 17 Руководство, власть и лидерство в организации «Основы власти в организации»

Цель. Исследовать основы власти (то, на чем базируется возможность и способность оказывать определяющее воздействие на поведение других людей, существу­ет несколько основ власти: владение ресурсами, принуждение, добровольное подчинение и др.) в организации на примере различных должностей.

Задание. 1. Проанализируйте приведенные в табл. 6 должности с точки зре­ния объема власти, которую они могут иметь в своих организациях, и проранжируйте их по этому принципу. 2. Обоснуйте свою точку зрения (письменно).

Таблица 6. Основы власти в организации

Наименование должности Ранги (объем власти) — экспертная оценка Основы власти - групповое решение
1. Генеральный директор небольшой фирмы    
2. Медсестра в больнице    
3. Специалист отдела кадров круп­ной компании    
4. Оператор ПЭВМ в известной фирме    
5. Надомный ремесленник    
6. Секретарь генерального директо­ра известной компании    
7. Бухгалтер в поликлинике    
8. Профессор в университете    
9. Исследователь в известной лабо­ратории    
10. Региональный менеджер по про­дажам крупной торговой фирмы    

 

Семинарское занятие 18 Организационная культура. «Культурный шок и культурная адаптация»

Цель. Выявить факторы, препятствующие культурной адаптации.

Задание. Втабл. 7 приведено несколько типичных причин возникновения культурного шока у работников международной компании, направ­ленных на новое место в другую культурную среду. Дополните этот перечень, перечислив еще 10-15 причин, и предложите способы воз­можного преодоления культурного шока.

Таблица 7. Причины и способы преодоления культурного шока

Типичные причины культурного шока Способы преодоления культурного шока
Чужой язык  
Другая система ценностей  
Иные нормы поведения  
   
   
   
   
   

 

Семинарское занятие 19. Коммуникации в организации. «Коммуникационные барьеры»

Цель. Овладеть навыками анализа коммуникационных барьеров.

Задание. Проанализируйте приведенные в табл. 8 помехи при общении. Оп­ределите, проявлением какого барьера является каждая из них, и запол­ните таблицу.

Таблица 8. Помехи и барьеры

Помехи Барьер
  Различное понимание одних и тех же жестов людь­ми из разных стран  
  Фильтрация информации  
  Жаргон, используемый в рабочей группе  
  Наличие большого числа уровней в структуре управления  
  Частое употребление в речи выражений «так ска­зать», «скажем так» и пр.  
  Отсутствие у руководителя времени на то, чтобы выслушать каждого подчиненного  
  Расстояние между общающимися более 50 м  
  Психологическая несовместимость общающихся  
  Отсутствие регламентов деятельности работников и подразделений аппарата управления  
  Различное понимание одних и тех же слов и выра­жений  
  Неумение слушать собеседника  
  Различное восприятие дистанции между общающи­мися представителями разных стран  

 

Семинарское занятие 20 Конфликты в организации. «Логика»

Цель. Выявить положительные последствия конфликтов в организации.

Задание. 1. Определите причину создавшейся ситуации. 2. Выявите, насколько рационально действовали руководители орга­низации в этой ситуации и предложите свой вариант выхода из нее.

Ситуация. В отделе по разработке компьютерных программ крупной компании «Логика» работает 30 сотрудников. Коллектив сложился достаточно сплоченный и дружный. Начальник отдела Иванчук В. Л. проявил себя умелым руководителем и пользуется заслуженным уважением у боль­шинства сотрудников. В начале года правление компании принимает решение о переводе Иванчука В. Л. на другую, более высокую должность в «Логике».

В коллективе отдела есть неформальный лидер — Петрович И. И., которого многие сотрудники, включая бывшего руководителя отдела, прочат на должность нового начальника. Кроме того, в отделе есть еще несколько высококвалифицированных специалистов, чей опыт и про­фессионализм позволяют им претендовать на руководящее место.

Однако правление компании принимает совершенно неожиданное для коллектива отдела решение: новым руководителем назначается че­ловек «со стороны», который никогда раньше не работал в компании.

Вначале сотрудники отдела были крайне удивлены, поскольку ник­то не ожидал такого поворота событий, и на этой должности уже виде­ли одного «из своих». Постепенно удивление сменяется на возмущение, причем особенно сильно возмущаются те, кто предположительно мог занять это место. Новый начальник Синицын И. Е. — специалист высокого класса, но в связи с тем, что в данной организации он ранее не работал, некоторыми тонкостями в специфике работы отдела просто не владеет. С его появлением в коллективе назревает конфликт. Многие со­трудники недовольны его назначением, некоторые совсем не хотят ви­деть «варяга» своим руководителем.

На одном из совещаний в отделе между Синицыным И. Е. и Петровичем И. И. возник спор о качестве выполняемой работы. Петрович И. И. настаивал на том, чтобы прислушались к его мнению, поскольку он давно работает в отделе и считает себя вполне компетентным в данном вопросе. На это Синицын И. Е. ответил в том смысле, что вопрос, затрагивающий многих сотрудников, не может решаться одним человеком, даже если он очень опытный специалист.

После такого совещания Петрович И. И. счел себя оскорбленным и обратился к руководству компании с просьбой о переводе его в другой отдел. Вслед за ним еще 7 человек пишут подобные заявления руководству. В коллективе разгорается открытый конфликт. Дальнейшая нормальная работа отдела становится невозможной.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.