Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ситуация.






Лида Смирнова пристально смотрела на свой кофе и пирожок. После трудного рабочего дня она пыталась расслабиться в кафе, часто посе­щаемом деловыми людьми. Подняв взгляд, она заметила свою давнюю подругу по университету, входящую в кафе. Прошло уже два года, как она последний раз виделась с Анной Яблоковой. В то время они были в одной группе на занятиях по курсу «Организационное поведение».

- Анна! — воскликнула Лида, пытаясь привлечь ее внимание. — Присаживайся. Я не видела тебя целую вечность. Я не знала, что ты осталась в городе.

- Я проходила вводное обучение в страховой компании, где рабо­таю последние 18 месяцев, — ответила Анна. — А как у тебя дела?

- Я работаю в рекламном агентстве «Альбатрос». Я там уже почти год, — сказала Лида.

- Интересно, что это за организация? — спросила Анна. — Я слы­шала, что это достаточно жесткая контора.

- Я не знаю, откуда у тебя такая информация, — ответила Лида, — но ты права. Платят действительно хорошо, но ежедневно выжимают из нас каждый выплаченный нам рубль. Люди, с которыми я работаю, очень хорошие, но сильно конкурируют друг с другом. Я думаю, что наша компания проводит некую неписаную политику. Новых людей пытаются столкнуть друг с другом, а «победитель» получает продви­жение. Не получившие продвижение в компании долго не задержива­ются. Они ищут что-нибудь на стороне или их просят подыскать себе что-нибудь другое. Я надеюсь, ты понимаешь, что я имею в виду.

Анна сочувственно взглянула на подругу.

- У нас в страховой компании тоже идет своя борьба, но все это
выглядит несколько иначе. У меня относительно низкая заработная плата, но мне кажется, что меня скоро повысят. Как бы этого хотелось! Когда я начала работать, мне сказали, что повысят через 9 месяцев уче­ничества, но они превратились сначала в 12, затем в 15... В итоге про­шло уже 18 месяцев, но никого из моей группы еще не повысили. Двое, занимавшие должности выше меня, уже уволились. Поэтому нас, дво­их оставшихся, скоро повысят. Я надеюсь, что это коснется и меня. Политика компании заключается в продвижении людей, но в медлен­ном продвижении. Можно было бы, конечно, обратиться к официаль­ным кадровым документам. Я уже подобрала много таких материалов, но как-то сомневаюсь, стоит ли мне на них ссылаться. У меня прекрасная начальница. Когда я разуверилась во всем, она отвела меня в сто­рону и сказала, что у меня все идет хорошо. Она показала планы ком­пании по продвижению сотрудников и сказала, что она будет настой­чиво рекомендовать меня на открывающиеся вакансии. Мне кажется, я просто нетерпеливая. Лида отставила свой кофе.

- Мой начальник просто дурак, но он хитрый дурак. Он окружил себя людьми, делающими так, что он выглядит хорошо. Они делают свою работу, а он получает все результаты. Я большему научилась от коллег, чем от него. Не понимаю, как такие люди, как он, выживают в нашей компании. Ты, наверное, сейчас думаешь, что его подчиненные надеются на свое продвижение. Он, должно быть, лучший артист, чем я о нем думала.

- Тебе нравится то, что ты делаешь? — спросила Анна.

- Да, это очень интересная работа, — ответила Лида. — Она слож­нее того, чему нас учили в университете. Было бы лучше, если бы наши профессора рассказывали нам о политике в компаниях. Я хотела бы знать что-нибудь о том, как увидеть в своем начальнике что-то хо­рошее. Ты видишь, мне это крайне необходимо.

Обе некоторое время сидели тихо. Наконец Анна сказала:

- В пятницу в театре будут показывать новую пьесу. У меня есть лишний билет. Хочешь пойти со мной?

- Я бы пошла, Анна, — сказала Лида, — но я взяла домой много работы. Может быть, мы сходим куда-нибудь вместе в следующий раз, ладно?

- Да, конечно, — ответила Анна, — после того, как нас обеих по­высят.

Они обе засмеялись, и Анна потянулась за своим пальто.

 

Семинарское занятие 3 «Стили организационного поведения»

Цель. Закрепить представления о составе, содержании и особенностях проявления различных стилей поведения.

Задание. Используя типологию стилей организационного поведения из табл. 3, проиллюстрируйте представленные в ней стили примерами из вашей практики и проанализируйте особенности каждого из стилей.

 

Таблица 3. Типология стилей организационного поведения

Название стиля Краткая характеристика Пример
Автократический Основывается на нормативно закрепляемом единоначалии, жестком подчинении и принуждении  
Авторитарный Опирается на добровольное признание и следование исключительности авторитета, статуса, имиджа  
Административный Основывается на регламентации, соблюдении и контроле централизованно установленных процедур  
Анархический Стремится к абсолютной децентрализации и полному раскрепощению действий вне рамок законов и норм  
Бюрократический Буквально трактует и реализует приоритет средств и методов формальной организации  
Демократический Стремится к обеспечению равенства прав и свобод, расширению и активизации деятельности каждого    
Диктаторский Максимально узурпирует, жестко и централизованно реализует полномочия в действиях и оценках    
Коллегиальный Основывается на обязательности совместного участия в анализе, оценке и выработке вариантов действий    
Конформистский Изначально ориентируется на адаптивное поведение, подчинение, подстройку, приспособление    
Корпоративный Создает, поддерживает и использует конструктивное взаимодействие индивидуальностей    
Либеральный Опирается на приоритет свободы личности и обеспечение максимальной независимости действий    
Сепаратный Формирует и использует потенциал разделения, сравнения, противопоставления, конкуренции    

Семинарское занятие 4 «Тест на определение типа личности (типа А и В)»

Цели: определить, какой тип личности вам более соответствует (А или В); понять, как влияет тип личности А (В) на поведение человека в практической ситуации; уяснить для себя, опасно ли быть человеком типа А (В), и сделать практические выводы.

Шаг1. Заполните табл. 4, выделив в ряду цифр ту, которая лучше отра­жает ваше поведение (словесные описания соответствуют крайним цифрам).

Таблица 4. Тест на определение типа личности

Опаздываю на условленные встречи 1 2 3 4 5 6 7 8 Никогда не опаздываю
Не люблю конкуренцию 1 2 3 4 5 6 7 8 Люблю конкуренцию
Никогда не спешу, даже в экстремальной ситуации 1 2 3 4 5 6 7 8 Всегда спешу
Сосредотачиваюсь на одном деле и люблю определенную последо­вательность деятельности 1 2 3 4 5 6 7 8 Пытаюсь делать несколько дел сразу, думаю о том, что буду делать дальше
Делаю все медленно 1 2 3 4 5 6 7 8 Делаю все быстро (ем, хожу и т. д.)
Выражаю чувства 1 2 3 4 5 6 7 8 Сдерживаю чувства и не даю им проявиться
Имею много интересов вне работы 1 2 3 4 5 6 7 8 Имею мало интересов вне работы

Шаг 2.

Подсчитайте ваши очки, суммируя отмеченные цифры. Затем ум­ножьте полученную сумму на 3.

Шаг З.

Определите свой тип личности. Количество очков и тип личности связаны следующим образом:

Число очков Тип личности
менее 90 В
90-99 В+
100-105 А-
106-119 А
120 и более А+

Шаг 4.

Ответьте на следующие вопросы.

1. Сколько вы набрали очков?

2. Какому типу личности соответствует это количество очков?

3. Сравните свой результат с результатами других членов группы.

4. Какое поведение характерно для каждого типа личности?

Шаг 5.

Определите влияние типа личности на реакцию человека в следу­ющей ситуации.

Ситуация: «Вы недавно стали старшим кассиром в отделении бан­ка. У вас в подчинении находится 10 кассиров. Ваше отделение имеет самые плохие показатели работы. Вам было сказано, что если вы не сможете исправить положение в течение 2 месяцев, То будете уволе­ны. Вы не можете позволить себе потерять эту работу. Предваритель­ные встречи и обсуждение ваших предложений с кассирами показали, что их раздражает ваше присутствие, и они будут активно сопротив­ляться любым переменам».

Как вы разрешите эту ситуацию?

1. Разделитесь на группы по 4-6 человек с одинаковыми типами личности.

2. Сравните ваши действия в этой ситуации с действиями других членов группы. Сходны ли они? Что в них общего?

3. Совместно разработайте план разрешения этой ситуации.

4. Сравните ваш план с планами групп, куда входят люди с другими типами личности. Похожи ли они?

5. Какой тип личности был бы более подходящим для старшего кас­сира в данной ситуации?

Семинарское занятие 5 Ситуационные упражнения (задания)

Руководитель направляет двух работников в командировку, но один наотрез от этого отказывается, мотивируя плохими межлич­ностными отношениями между ними.

Вы говорите: …

Ситуация 2

Ваш сотрудник подал заявление об увольнении по собственно­му желанию. Когда вы через два дня спрашиваете его о причинах, он говорит: «Как раз с вами я бы не хотел обсуждать этот вопрос».

Вы говорите: …

Ситуация 3

В возглавляемый вами отдел принят новый сотрудник. Он доб­росовестно работает и со вкусом одевается. Сравнив мысленно себя с ним, вы приходите к выводу, что ваш внешний вид оставляет желать лучшего. А тут еще распространилась среди подчиненных шутка насчет ваших брюки покроя пиджака.

Как вести себя в этой ситуации?

Ситуация 4

В строительной организации диспетчер не вовремя предоста­вил водителю грузовой машины соответствующие документы, и водитель уехал за товаром со старыми данными. Диспетчер дозво­нился до склада уже после того, как машина была загружена. Во­дитель не стал слушать диспетчера и перезагружать машину, что послужило причиной срыва поставок нужных материалов на объект. Какое наказание применить? Кто виноват?

Ситуация 5

Вы — начальник строительной организации. Вы дали задание главному менеджеру. Он его выполнил, но вы знаете, что он его выполнил не своими силами (его работу сделал младший сотруд­ник). Главный менеджер в связи с успешным завершением зада­ния просит поощрения. Как вы поступите? Что вы скажите глав­ному менеджеру?

Ситуация 6

На участке допущен брак. Никто не признался в его соверше­нии. Мастер заявил, что если к концу смены не будет установлен виновник, весь участок лишится премии. Перед окончанием сме­ны один из рабочих признал свою вину и был наказан соответ­ствующим распоряжением.

Однако через два дня к мастеру пришел другой рабочий и зая­вил, что брак допустил в тот день именно он.

Какие действия вы предприняли бы на месте мастера?

Ситуация 7

Произошла поломка оборудования. Для ее устранения потре­бовалось бы много времени. Один рабочий, рискуя жизнью, быст­ро устранил неисправность. Весь цех восторгался его поступком.

Начальник цеха, узнав о случившемся, поблагодарил рабочего, а мастера освободил от работы.

Как бы вы поступили на месте начальника цеха?

Ситуация 8

Вы проводите обсуждение итогов года с вашим сотрудником. Результаты его работы в общем вполне позитивные. Сотрудник, ссылаясь на это, настаивает на повышении зарплаты. Вы знаете, что в настоящее время на это отсутствуют средства.

Вы говорите: …

Ситуация 9

Рабочий попросил у начальника отпуск на четыре дня в связи с бракосочетанием — именно такой отпуск был предоставлен ранее другому рабочему.

Начальник в соответствии с законодательством разрешил вый­ти на работу через три дня. Рабочий самовольно прибавил еще день.

Как вы отреагируете на проступок рабочего?

Ситуация 10

Один из подчиненных опаздывает на работу в третий раз за пос­ледние три недели. До сих пор вы не говорили с ним об этом, на­деясь, что это больше не повторится. Опаздывая в третий раз, этот сотрудник на бегу сталкивается с вами.

Вы говорите: …

Ситуация 11

Подчиненный второй раз не выполнил ваше задание в срок, хотя давал слово, что подобного случая больше не повторится.

Как следует поступить?

А. Дождаться выполнения задания, а затем сурово поговорить наедине, предупредив в последний раз.

Б. Не дожидаясь выполнения задания, поговорить с ним о при­чинах повторного срыва, добиться выполнения задания, наказать материально.

В. Посоветоваться с опытным работником, авторитетным в кол­лективе, как поступить с нарушителем. Если такого работника нет, вынести вопрос о недисциплинированности на собрание коллек­тива.

Г. Не дожидаясь выполнения задания, передать вопрос о нака­зании работника на решение актива. В дальнейшем повысить тре­бования к нему и контроль над ним.

Ситуация 12

Вы поручаете выполнение задания своему подчиненному, зная, что только он может хорошо его выполнить. Но вдруг вы узнаете, что тот перепоручил задание другому лицу, в результате чего зада­ние к сроку не было выполнено.

Вы вызываете к себе в кабинет обоих и говорите: ___________

Ситуация 13

Вы отдали распоряжение, касающееся решения проблемы. Ваш подчиненный не выполнил этого распоряжения, но решил про­блему по-своему. Вы понимаете, что его решение лучше вашего.

Вы говорите: _______________________________________

Ситуация 14

Руководитель дает подчиненному задание приобрести обору­дование определенной марки. Подчиненный пытается объяснить, что этот тип оборудования не стоит покупать и по какой причине. Но руководитель приводит внешне весомые аргументы в пользу своего решения.

Через некоторое время мнение подчиненного подтверждается, и оборудование демонтируется. Руководитель вызывает к себе под­чиненного, чтобы проанализировать причину неудачи.

Что вы ответите на месте подчиненного?

Семинарское занятие 6 «Характеристики карьеры работника»

Цель. Усвоить состав и содержание характеристик карьеры работника.

Задание. Выделите и проранжируйте по частоте применения характеристи­ки карьеры работника, заполнив табл. 5

Таблица 5. Ранжирование характеристик карьеры работника

Характеристика Характеристика Характеристика
а) административная   е) последовательная   л) творческая  
б) головокружительная   ж) профессиональная   м) успешная  
в) должностная   з) результативная   н) фантастическая  
г) захватывающая   и)стремительная   о) целенаправленная  
д) иерархическая   к)соответствующая   п) эффективная  

2. Практическое упражнение «Этапы и стадии управления карьерой работника»

Цель. Получить и усвоить знания об организации построения и осуще­ствления карьеры работника.

Задание. Расставьте порядковые номера штатной (наиболее часто реализу­емой) последовательности основных этапов и стадий одного цикла процесса управления карьерой работника.

Таблица 6. Последовательность этапов и стадий управления карьерой работника

Составляю­щая Составляю­щая Составляю­щая Составляю­щая
а) образование   д) подбор   и) работа   н) соответствие  
б) ориентация   е) подготовка   к) развитие   о) соперничество  
в) отбор   ж) предложение   л) распреде­ление   п) сотрудниче­ство  
г) оценка   з) продвижение   м) расстановка   р) стажировка  

Семинарское занятие 7 «Этапы развития группы»

Цель. Приобрести навыки анализа роли и поведения руководителя груп­пы на различных этапах ее развития.

Задание. Проанализируйте предложенные варианты поведения руководите­ля и определите, для какого этапа развития группы они характерны, заполнив табл. 7

Таблица 7 Поведение руководителя на различных этапах развития группы

Этапы развития группы Поведение руководителя
  Формирование  
  Бурление  
  Нормирование  
  Выполнение работ  
  Расформирование  

Варианты поведения руководителя.

1. Обеспечивает координацию деятельности специализированных членов группы.

2. Отстаивает свои позиции, утверждает свой авторитет.

3. Принимает участие в выработке правил взаимодействия в груп­пе.

4. Организует работу группы, обеспечивает ее ресурсами.

5. Поощряет или наказывает членов группы по результатам трудо­вой деятельности.

6. Отстаивает точку зрения группы при взаимодействии с другими группами.

7. Подводит итоги деятельности группы по выполнению целевого задания и вносит предложения о нецелесообразности дальнейшего су­ществования группы.

8. Организует групповые дискуссии для решения сложных группо­вых проблем.

9. Устраняет внутригрупповые конфликты.

 

Семинарское занятие 8 «Сокращение трудовой пассивности»

Цель. Получить опыт разработки способов воздействия на группу с це­лью сокращения возможностей проявления трудовой пассивности.

Задание. Разработать план действий по сокращению трудовой пассивности группы продавцов.

Ситуация.

Вы — менеджер оптово-розничного магазина, занимающегося про­дажей строительных материалов и других товаров для оформления интерьера дома (пиломатериалов, сантехники и т. д.) как коммерче­ским заказчикам, так и индивидуальным покупателям. Сотрудники магазина организованы в три группы.

1. Группа из шести кассиров, которые проверяют продукты, ото­бранные покупателями на местах.

2. Группа из пяти продавцов, помогающих посетителям находить необходимые им товары на полках. Кроме того, они расставляют товары по полкам и пополняют запасы.

3. Группа из четырех сотрудников, которые обслуживают оптовых покупателей.

Заработная плата у всех сотрудников пропорциональна числу отра­ботанных часов. Кассиры и продавцы получают минимальную ставку, а сотрудники, работающие с оптовыми покупателями, получают полуторную мини­мальную ставку.

Вы удовлетворены работой кассиров и сотрудников по работе с оп­товыми клиентами, однако у вас создалось впечатление, что продавцы на местах прилагают мало усилий. В ряде случаев посетители жалу­ются, что не могут найти необходимые товары, и вы сами их отыски­ваете, причем некоторые продавцы в это время не заняты.

Продавцы не кажутся слишком загруженными, и их нагрузка за последнее время не увеличилась, хотя они должны вести учет допол­нительной работы, в том числе по раскладке новых товаров и попол­нению товаров на полках. Вы часто видите, как члены этой группы болтают друг с другом, выходят покурить за магазин, звонят по лич­ным делам и устраивают больше перерывов, чем им положено.

 

Семинарское занятие 9 «Групповое поведение»

Цель. Проверить свои знания о групповом поведении в организации.

Задание. Проанализируйте предложенные ниже утверждения и укажите, ка­кие из них верны.

1. Группа, созданная для достижения своей основной цели, почти всегда преследует и другие цели.

2. Для каждой группы набор ролей и норм уникален. Именно роли и нормы важны для ощущения принадлежности к группе и предан­ности ей.

3. Ролевой состав группы должен отражать специфику задания.

4. Эффективность работы группы зависит от баланса ролей.

5. В группе снижается уровень мотивации высококвалифицирован­ных сотрудников.

6. Основным преимуществом работы в группе выступает групповое единомыслие.

7. Сильная преданность группе ее членов способствует высокой производительности труда.

8. Чтобы стать неформальным лидером группы, человек должен уметь помочь ей в достижении целей.

9. Член группы может выполнять в ней только одну неформаль­ную роль.

10. Если у группы несколько целей, то лидерство может переходить от одного ее члена к другому в зависимости от приоритетности реша­емых задач.

11. Чем больше размер группы, тем меньше возможностей для взаи­модействия членов группы друг с другом.

12. Если в группу вступить легко, групповая сплоченность возрастает.

13. Чем больше разница в возрасте, тем ниже групповая сплоченность.

14. Групповая поляризация может привести к конфликтам в группе. 15. Групповая производительность не зависит от преданности груп­пе ее членов.

16. Стремление членов группы быть «командными игроками» мо­жет привести к групповому единомыслию.

17. Руководитель не должен учитывать в своей работе существова­ние неформальных групп.

18. Для повышения эффективности работы руководитель должен пресекать все попытки формирования неформальных групп в трудо­вом коллективе.

19. Чтобы избежать группового единомыслия, руководитель дол­жен поощрять групповые дискуссии и даже конфликты в процессе принятия решений в группе.

20. Групповое сотрудничество эффективно и с точки зрения произ­водительности, и с точки зрения удовлетворенности членов группы.

21. Эффективность групповой работы не зависит от сплоченности группы.

22. Эффективность работы группы — важная составляющая эффек­тивности работы организации в целом.

Семинарское занятие 10 «Автомобильный салон»

Цель. Отработать навыки анализа реальной ситуации.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.