Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Русская поэзия второй половины XX века и мировой литературный процесс.






 

Хрущёвская оттепель дала мощный импульс для поэтического творчества. В 50—60-е годы именно поэзия с наибольшей полнотой отразила процессы, происходящие в общественном сознании. В эту эпоху страна пережила поэтический бум: появление молодых имен, быстрый успех, приведший поэзию на эстраду огромных залов и даже на стадионы.

 

Традиционно поэзия была представлена тремя тематическими пластами:

1. Гражданская лирика (Твардовский, Смеляков, Евтушенко и др.).

2. Романтическая (Б. Окуджава, Юнна Мориц, Новелла Матвеева и др.).

3. Философская лирика (Пастернак, Тарковский, Заболоцкий и др.).

 

Наибольшую известность в этот период приобретают поэты-шестидесятники, чьё мироощущение созвучно мироощущению большинства населения Союза. Это поэты, граждански мужественные. Звучала шире всего четвёрка: Евтушенко, Рождественский, Вознесенский, Ахмадулина. Евтушенко воспринимался как подлинный лидер всего шестидесятничества. Евтушенко ставит задачу возродить гражданственность истинную, причём противопоставляет гражданственность истинную и гражданственность казённую (именно ему принадлежит фраза «Поэт в России больше, чем поэт»). Поэзия Евтушенко обращена к актуальным общественно-политическим проблемам эпохи. В стихах Р. Рождественского провозглашён патриотизм. Характерные черты его творчества — публицистичность, ораторский стиль. В поэме «Реквием» прославляется подвиг тех, кто защитил Родину от фашизма. В то же время Рождественский против обезличивания («Винтики»: перестать относиться к человеку как к винтику).Андрей Вознесенский продолжил традиции раннего Маяковского. Нормой существования он считал жизнь на пределе её возможностей, выступает как нравственный максималист, отстаивает приоритет духовного начала. Стиль Вознесенского критика определяет как экспрессивно-метафорический. Он использовал нетрадиционные стихотворные размеры, вводил новую лексику, в том числе научно-техническую, политическую, опирался на живой разговорный язык.Среди заметных поэтов второй половины ХХ в. достойное место занимает Арсений Александрович Тарковский (1907—1989). Важнейшие мотивы его поэзии: человек и мир, человек и космос, мир как текст — «нотная тетрадь», пушкинские мотивы, христианские мотивы, мотив двойственности человеческой природы, ее противоречивости. Основная идея всего творчества Тарковского — идея всеединства, основанная на учении В. Соловьёва и В. Вернадского о ноосфере. В творчестве Тарковского, «как и в теории «трёх миров» философа Г. Сковороды, можно увидеть «макромир» — космос, «микромир» — жизнь человека и мир «библейский»». В разные периоды творчества ведущими образами-символами были Дом, круг, зеркало, роза, свеча, ветер, причём образ Дома является центральным и сквозным в поэзии Тарковского.К особенностям стиля поэта можно отнести полярность художественного мира (оппозиция «бытие—небытие»), экспрессивность, романтическое восприятие мира, романтическое самовыражение, поиск опоры в культуре прошлого, генетические связи с поэзией символизма; преемственность традиций В. Хлебникова, А. Ахматовой, О. Мандельштама на уровне общих мотивов, образов, поэтических приёмов.

Талантливым поэтом второй половины XX в. был Давид Самойлович Самойлов (1920—1990). Самойлов считал, что «масштаб писателя определяется... объемом его культурного потенциала, в этом он — наследник данной культуры. А если не наследник, то и не писатель, а так, сочинитель». Д. Самойлов умело пользовался багажом, накопленным русской классической литературой. Многие его произведения пронизаны «пушкинским духом» («Болдинская осень», «Старик Державин», «Конец Пугачева», «Пестель, поэт и Анна» и др.). В его стихах осуществляется перекличка эпох через реминисценции и аллюзии: постоянно присутствуют знакомые поэтические и исторические образы, скрытые цитаты и прямые отсылки эрудированного читателя к русским и западным поэтам. Цель творчества поэт видит именно в передаче эмоционального накала своих чувств, в умении облечь его в словесную оболочку. Его поэзия ассоциативна, построена на звуковых образах, которые у него особенно удавались (мастерство звуковой инструментовки текста достигалось на всех уровнях: лексическом, синтаксическом, ритмико-мелодическом).На позднем этапе своего творческого пути Д. Самойлов сосредотачивается на размышлениях об ответственности поэта, о соотношении мысли и слова в стихах, об игровом элементе в поэзии, о подражаниях, свободном стихе и т.д.

Заметный след в русской литературе оставил Николай Михайлович Рубцов(1936—1971). К широкому читателю Рубцов пришел в средине 1960-х гг. С 1965 по 1971 гг. были изданы его книги: «Лирика», «Звезда полей», «Душа хранит», «Сосен шум», «Зеленые цветы». Главным образом в лирике поэта является Русь, а его художественный мир определяют стихии: стихия воды, света, ветра, всепроникающая стихия музыки, стихия странствий («одинокая странствий звезда»). Лирический герой Рубцова остро ощущает душевное родство с людскими судьбами, разделяя общее чувство неблагополучия, сиротства — результата всенародных бедствий, гибели близких, распада родственных связей («Как много желтых снимков на Руси»). Стихам этого художника свойственны как импрессионистичность (в изображении переходных состояний природы и времени), так и экспрессивность (в изображении грозных событий и явлений). На основе городского романса, студенческих, туристских, «дворовых» песен зародилась авторская песня.

Одним из основоположников этого жанра был Булат Шалвович Окуджава (1924—1997). Булат Окуджава заявил о себе прежде всего как романтик: он дал в своём творчестве идеал нравственно прекрасной личности, определяющие качества которой — нонконформизм, способность к возвышенным переживаниям. А в своей любовной лирике Окуджава стремился возродить культ Прекрасной Дамы, вызвать преклонение перед женщиной.Многие свои стихи Окуджава посвятил войне, на которую ушел добровольцем после девятого класса («Первый день на передовой», «Песенка о солдатских сапогах», «До свидания, мальчики», «Песенка о пехоте» и др.).Художественный мир Окуджавы — движущийся, живой, постоянно меняющийся, звучащий и красочный, в нем щедро представлены мотивы, связанные с живописью («Живописцы», «Фрески», «Отчего ты печален, художник…»). Одним из определяющих мотивов этого мира является мотив дороги: это и расставание с родным домом, и движение по бесконечным дорогам войны, это и дорога как символ жизненного пути, в котором житейская реальность сплетается с вечным, бытийным, космическим («По Смоленской дороге»).

Владимир Семенович Высоцкий (1938—1980) уже при жизни стал восприниматься как человек-легенда. Высоцкий был одновременно поэтом и композитором, режиссером и актером. Ему было присуще большое гражданское мужество. Во многих песнях поэт-бард высмеивает ограниченную, консервативную власть, которая не умеет управлять без помощи кнута.В стихотворении «Охота на волков» поэт аллегорически изображает борьбу власти с инакомыслящими в СССР. При этом автор не идеализирует себя и своё поколение. Высоцкий обличал ложь официальной пропаганды. Для художественного метода Высоцкого характерно особое ощущение обстоятельств быта, деталей человеческого поведения и психологии, переживания, жестов, а главное — предельная достоверность воссоздания живой разговорной речи многочисленных персонажей. Героем произведений Владимира Высоцкого подчас становился «маленький» советский человек, пьющий, скандальный, но не чужой автору В.С. Высоцкий стал культовой фигурой, кумиром нескольких поколений. На его могиле на Ваганьковском кладбище рядом с памятником на сиреневый куст кто-то из посетителей повесил медаль «За отвагу». Это было посмертной наградой Высоцкому от самого народа.

Иначе сложилась судьба Александра Аркадьевича Галича(Гинзбурга) (1918—1977). Многие его песни разошлись в народе безымянными. Галич не имел никакого выхода на массовую аудиторию, а хранение его плёнок каралось по статье 70 «Антисоветская агитация и пропаганда».Начало собственного поэтического творчества Александра Галича приходится на 1960-е гг. В это время поэт начинает создавать стихи-песни, изобразившие в целой галерее лиц портрет нашей трагической эпохи.

Властителем дум стал Иосиф Александрович Бродский (1940—1996). Иосиф Бродский относил себя к поколению 1956 г., перелом в сознании которых осуществился под влиянием подавления «Будапештской осени» войсками ОВД. Многие мыслящие люди перестали верить советской пропаганде. Он четырежды арестовывался и в 1964 г.был подвергнут психиатрическому обследованию, а затем по обвинению в тунеядстве получил 5 лет ссылки на север. В ссылке он перенёс открытую операцию на сердце, после чего, благодаря протесту общественности (Ахматова, Шостакович), ссылка была сокращена до полутора лет. Поэзия Бродского носит интеллектуально-философский характер. Уже его ранняя лирика отличалась пессимистичностью и драматизмом. Однако драматизм этот сдержанный, подтекстовый. Бродский ориентировался на прозаизацию поэтической речи. Бесстрастно-отстранённый стиль был очень тесно слит с особенностями личности, Бродский признан как поэт мысли, а не чувства. Большинство его произведений посвящены размышлениям о смерти и бытии, о пространстве и времени, о культуре и цивилизации. Произведения Бродского отличает обязательная связь единичного и всеобщего. Сквозь конкретные формы времени проступает вневременное, бытийное, вечное. Смерть занимает значительное место в произведениях Бродского. Поэт даёт собственную идеальную модель бытия, которая, по его представлению, лучше рая мира земного. Образные обозначения — метафоры звезды, «той страны», «там». Поэт чувствует себя подданным «той страны».Лирический герой Бродского «примеривает» и собственную смерть. Этот опыт рождает понимание того, что смерть преодолима символическим бессмертием духа. Бессмертие для Бродского — оправдание жизни. Если ты остался, значит, ты что-то очень важное и ценное создал. Средство достижения бессмертия — поэзия. У него негативное отношение к режиму, а не отечеству. И.Бродский часто использует образ развалин, обломков. Храм своей души он видит как развалины, осколки, а страдания уподобляет контузии или лучевой болезни. Кроме того, в произведениях Бродского мотив холода органически переплетается с мотивом одиночества, которому в эмигрантском творчестве.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.