Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характерные признаки различных видов транспорта.






Все виды транспорта в современных условиях хозяйствования взаимодействуют и конкурируют друг с другом, предоставляя пользователям транспортные услуги различного объема и качества исходя из своих технико-экономических особенностей и образуют рынок транспортных услуг.

Сравнительная характеристика различных видов транспорта производится при выборе эффективного способа перевозок с учетом требований рынка к условиям транспортного обслуживания пользователей. Для этого необходимо изучить основные преимущества и недостатки сравниваемых видов транспорта, характеризующие их конкурентные возможности.

Представим в виде таблицы основные преимущества и недостатки различных видов транспорта.

Виды транспорта Преимущества Недостатки
     
Железнодорожный Высокая пропускная и провозная способность. Регулярность сообщения. Относительно высокая скорость доставки массовых грузов на дальние расстояния. Высокая стоимость строительства железных дорог. Медленная отдача капитальных вложений. Значительный удельный вес условно-постоянных расходов. Большой расход металлов в том числе цветных. Низкая маневренность при перевозках скоропортящихся грузов.
Автомобильный Высокая маневренность сосредоточения транспортных средств. Способность доставки «от двери к двери». Большие возможности применения по видам сообщений, родам грузов и расстояниям перевозки. Относительно низкая капиталоемкость. Высокая себестоимость перевозки. Высокий уровень загрязнения окружающей среды. Низкая производительность труда. Высокая трудоемкость. Низкая безопасность и высокий уровень аварийности.
Морской Высокая провозная способность. Ведущее место во внешнеторговых перевозках. Более низкая себестоимость перевозки. Меньший расход топлива. Более низкая капиталоемкость (по сравнении с ж/д транспортом) Ограниченность обслуживания территорий. Зависимость от климатических и метеоусловий. Высокие капитальные затраты в портовое хозяйство.
Водный (внутренний) Высокая пропускная и провозная способность на глубоководных реках. Возможность массовых перевозок грузов. Относительно невысокая себестоимость перевозок. Небольшая капиталоемкость, небольшой расход топлива и металла. Высокая зависимость от географических условий. Нерегулярность работы в течении года. Низкая скорость доставки, более протяженной путь.
Трубопроводный Высокий уровень автоматизации. Низкий уровень трудоемкости. Самая низкая себестоимость и тарифная ставка перемещения. Низкая капиталоемкость продукции. Узкая специализация.
Воздушный Высокая скорость и малые сроки доставки. Высокая маневренность. Эффективны определенные перевозки грузов (почта, перевозка особо ценных, особо срочных грузов). В основном используется для пассажирских перевозок. Малая грузоподъемность. Высокая себестоимость перевозок. Высокая зависимость от метеоусловий. Высокая капиталоемкость перевозок (с учетом затрат в аэропорты).

 

Показатели оценки различных видов транспорта.

Проанализировав характерные признаки каждого вида транспорта можно оценить их на основе предложенных выше показателей: а это - доли ВВП, доли стоимости основных фондов и оборотных средств, численности работников, объема выполняемой перевозочной работы, капиталоемкости продукции, себестоимости перевозки, производительности труда, качества обслуживания, экологичности.


Перевозки грузов различными видами транспорта.

Вид транспорта        
Объем перевозок Грузооборот Объем перевозок Грузооборот Объем перевозок Грузооборот Объем перевозок Грузооборот
Млрд Т.км % Млрд. Т.км % Млрд Т.км % Млрд Т.км % Млрд. Т.км % Млрд Т.км % Млрд. Т.км % Млрд. Т.км %
ж/д   11, 4   52, 8   12, 3 1213, 7 49, 8   40, 9   39, 5   43, 2   41, 4
Авто   82, 0   6, 1 6786, 4 81, 3 156, 5 6, 4   21, 6   0, 7   16, 9   0, 7
Трубо   3, 0   25, 9   3, 8 650, 0 26, 7   32, 6   55, 0   35, 2   55, 1
Морск.   0, 6   10, 6 71, 1 0, 9 325, 6 13, 4   0, 2   2, 9   0, 7   1, 1
Внутр. Водный       4, 5 144, 9 1, 7 90, 9 3, 7   4, 7   1, 9   4, 0   1, 7
Воздуш. 2, 5 - 2, 6 0, 1 1, 1 - 2, 2 0, 1 0, 8 - 2, 5 - 0, 9 - 3, 0 -
Всего     4786, 6   8351, 5   2438, 9   2560, 0   3480, 0          
                                   

 


Рассмотрим объем работ выполняемые различными видами транспорта. В таблице показаны перевозки различных видов транспорта РФ. Из таблицы видно, что первое место по грузовым перевозкам занимает железнодорожный транспорт. Это вполне закономерно, если учитывать огромную территорию страны, отсутствие хороших автодорог, направление большинства рек не совпадающие с основными направлениями грузопотоков. Железнодорожный транспорт РФ выполняет свыше 25% грузооборота среди железных дорог мира. Во внутреннем грузообороте страны удельный вес железных дорог - свыше 55%, а без трубопроводного транспорта - 78%. Следует отметить, что различие удельных весов видов транспорта по объемам перевозок и грузообороту связаны с различной величиной средней дальности перевозок каждым из них.

Так, среднее дальность перевозок грузов на железнодорожном в 2010 году составила 1460 км; на автомобильном 64 км, на речном 644 км, на трубопроводном 2382 км.

В перевозках пассажиров первое место занимает автомобильный транспорт; железнодорожный транспорт - второе; третье - воздушный. В общем объеме пассажирских перевозок доля железнодорожных относительно невелика (38%).

Объем перевозок - важный показатель, но далеко не единственный, который позволяет полно оценить долю и значение того или иного вида транспорта в транспортном комплексе в целом. Выше предложена система показателей: доля в ВВП, и т.д., на основе которой можно дать более полную оценку каждого вида транспорта.


Показатели оценки различных видов транспорта в транспортном комплекса РФ.

Вид транспорта Показатели Оценки
Доля ВВП % Доля ОПФ Объем грузов. перевозок (т.км нетто(% Объем пас. перевозок (пасс/км) % Численность работающих Млн/чел Капиталоемкость руб/ткм Себестоимость перевозок руб/произв.ткм Качество обслуживания (место) Производ. труда ткм провед. на 1 чел. Экономичность (место) Безопасность (место)
Ж/д 4, 0 13, 0 41, 4 44, 2 1, 56 10, 4 2, 82        
Авто     0, 7 52, 6   8, 15 9, 72        
Нефтепр.     55, 1 -   7, 5 0, 35        
Морской     1, 1 -   7, 0 0, 52        
ВВТ     1, 7 0, 2   5, 8 0, 63        
Воздуш.     - 3, 0   6, 7 2, 7        
Все виды транспорта в целом 7, 0 20, 0   6, 7              

 

ВВП - внутренний валовой продукт, ОПФ - основные производственные фонды.


Следует отметить, что официальных статистических данных для указанных видов транспорта нет.

Однако можно сказать, что в современных условиях хозяйствование место того или иного вида транспорта в транспортной системе зависят не только от его производственных мощностей, но и от уровня организации работы, качества транспортного обслуживания, маркетинговой стратегии, управления затратами и тарифами, инвестиционной привлекательности и др.

Одним из обязательных условий определения наивыгоднейших сфер использования того или иного вида транспорта является обеспечение сопоставимости затрат и условий перевозки, однако на различных видах транспорта отдельные текущие затраты учитываются по-разному или вообще не учитываются.

Так, в себестоимости перевозок автомобильным и водным (внутренним) транспортом не учитывается так называемая дорожная составляющая, так как содержание автодорог и речных путей финансируется из дорожных фондов и местных бюджетов.

В себестоимости железнодорожных перевозок суммарные затраты на содержание пути составляют около 30%.

На автомобильном, водном, морском и значительной мере на железнодорожном транспорте в себестоимости перевозок грузов не отражаются текущие затраты на погрузо-разгрузочные работы, выполняемые в основном средствами клиентуры.

На водном транспорте не учитываются расходы по формированию плотов и сплаву леса.

На железных дорогах расходы на маневренные работы по формированию поездов полностью включаются в себестоимость перевозок. Следовательно, при сопоставимых расчетах эти затраты на соответствующих видах транспорта должны быть учтены дополнительно.

Необходимо отметить следующую особенность сопоставимости затрат. Сопоставление средних величин себестоимости перевозок и других затрат по видам транспорта неправомерно, так как они получены для средней дальности перевозок. Так, если средняя себестоимость железнодорожной перевозки грузов составляет 3-5 руб., а в автомобильной - 35 руб. за 10 т-км, то это еще не значит, что перевозки по железной дороге эффективнее. Сравнение должно производиться в сопоставимых условиях на конкретном направлении при одинаковых объемах перевозки одного и того же груза и реальных схемах транспортировки. На станциях железных дорог грузы не «зарождаются» и не «погашаются», они доставляются либо по железнодорожным подъездным путям, либо автотранспортом с последующим выполнением перегрузочных операций. При прямой перевозке автомобильным транспортом доставка грузов осуществляется от «двери» склада отправителя до «двери» склада получателя без промежуточных перевалок.

Сферы наивыгоднейшего (рационального) использования различных видов транспорта для доставки грузов и перевозки пассажиров могут быть рассчитаны путем сопоставления стоимости перевозок и качественных показателей транспортного обслуживания (скорость доставки, сохранность грузов и др.)

Для каждого вида транспорта рассчитывается критерий оценки его рациональности, представляющий приведенные затраты по формуле:

где Ki - приведенные затраты i-го вида транспорта;

Сi - эксплутационные расходы i-го вида транспорта;

Иi - инвестиционные вложения в i-й вид транспорта;

Мi - оборотные средства грузовладельцев, равные стоимости грузовой массы в пути, учитывая срок доставки i-м видом транспорта;

Ен - нормативный срок эффективности инвестиционных затрат (Ен=0, 10-0, 12).

Вид транспорта считается рациональным, если величина критерия Кi составит минимальную величину, т.е. Кi = f(l)®min, где l - расстояние перевозок.

Рациональный вид транспорта в зависимости от расстояния перевозки можно определить графическим способом (рис.).

Графическое определение предельных расстояний перевозок грузов.

Следует иметь в виду, что определение критерия рациональности вида транспорта по формуле является неполным. В нем не учитывается внетранспортный эффект использования i-го вида транспорта в других отраслях и сферах жизни людей (влияние на экологию окружающей среды, повышение стоимости земли и недвижимости, ускорение освоения месторождений и территорий, сокращение времени поездок работников к рабочим местам, обеспечение безопасности и сохранности перевозок и т.п.)

Учет влияния внетранспортного эффекта, так же как и учет стоимости грузовой массы в пути, позволит более объективно устанавливать рациональные сферы использования того или иного вида транспорта с народнохозяйственных позиций.

Практически рациональные сферы использования железнодорожного и автомобильного транспорта определяются путем сопоставления тарифных плат по конкретным схемам доставки (П-М-П; П-М-А; А-М-А; и др., где П - подъездной железнодорожный путь; М - магистральная железная дорога; А - автотранспорт); типам автомобилей; дорожным условиям; родам грузов и др. признакам. Предельные рациональные расстояния перевозок грузов автотранспортом показаны в таблице.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.