Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Имморализм как творческая стратегия постмодернизма. Переосмысление эстетических идеалов в романах, Берджесса «Заводной апельсин» и П. Зюскинда «Парфюмер».






 

Имморализм – целостная мировоззренческая позиция, заключающаяся в отрицании принципов и предписаний морали.

Традиционно имморализм разделяется на два течения:

1) Абсолютный имморализм – полное отрицание самого принципа морального регулирования

2) Относительный имморализм – восприятие морали, как свода правил, который должен отличаться в зависимости от времени, места, области деятельности, культурной среды

Имморализм следует отличать от аморализма – отказа от соблюдения моральных принципов полностью или в определенных ситуациях, областях человеческой деятельности.

Традиция имморализма выражена «в стремлении освободиться от пут привычных нравственных устоев ради высшей свободы». В широкий обиход потяние имморализма ввел Фридрих Ницше.

 

Роман Э. Бёрджесса под названием «Заводной апельсин».

 

К написанию романа «Заводной апельсин» писателя подвели два ключевых фактора: в 1959 ему поставили диагноз «опухоль мозга», и пророчили год жизни, а также его жену жестоко избили четыре дезертира из американской армии. Луелла была беременна, ребенок не выжил. Проблема насилия и жестокости в обществе показана в книге на примере четырех ярких представителей этого общества. Становление человека как личности во многом зависит от того общества, в котором он себя реализует. Алекс был лидером банды малолетних преступников. Рассмотрим участников группировки по отдельности.

 

Пит представляет собой среднестатистического обывателя. Он ведет себя сдержанно и периодически довольно странно для того общества, в котором он живет. Но это нисколько не мешает ему вместе с остальными творить ultra-violent (сверх-жесткость), которая столь ярко преподносится в романе. В конце книги читатель обнаруживает, что после развала банды он оказался единственным, кто смог стать «нормальным» человеком. Пит завел семью и стал считать, что он счастлив.

 

Джорджи является совокупностью стереотипных пороков человека. Он предал Алекса, так как постоянно ему завидовал. Также он являлся единственным, кто не разделял политику главного героя в отношении насилия. Алекс предпочитал думать, что насилие должно осуществляться ради насилия. Джорджи делал все ради выгоды. В финале «Заводного апельсина» он становится офицером полиции, что никоим образом не меняет его сути. Даже будучи полицейским, он продолжает свою линию поведения анархиста.

 

Тём (Dim) оказывается самым злым и примитивным персонажем. Его личность представляет собой сборник доисторических инстинктов. Он всегда ведомый, готовый выполнять любую работу, где хоть как-то затрагивается жестокость по отношению к человечеству. В конце романа Тём, каким бы очевидным это ни показалось, становится полицейским на пару с Джорджем.

Алекс является живым воплощением человека эпохи, которую преподнес Бёрджесс. Он является лидером и идеализатором группировки. В Алексе уживаются две абсолютно противоположные личности. Он умудряется избивать невинных, и при всем при этом ходить в школу и сохранять имидж пай-мальчика. Алекс является большим ценителем прекрасного, в частности, восхищается творчеством Бетховена.

 

«Заводной апельсин» часто сравнивают с произведениями Замятина и Оруэлла. В романе «1984» Дж. Оруэлла мы наблюдаем антиутопию с аллюзией на тоталитарный режим. В «Заводном апельсине» мы видим действие тотального контроля над отдельно взятым представителем общества. Заводной апельсин» всегда рассматривают как произведение, пропагандирующее нигилистический образ жизни, или как пример пагубности насильственного воздействия на психику человека в попытке сделать из него хорошего гражданина. В книге действительно можно наблюдать подтверждение обеих позиций.

 

Тем не менее, критики обходят стороной еще одну линию в романе, а именно – тему давления социума на подростка. В самом начале произведения говорится, что главному герою всего 15. Как и любому подростку, Алексу свойственно сумбурное восприятие мира. Так что жесты насилия со стороны Алекса можно рассматривать как возрастные девиации. Если анализировать его отношения с родителями (в романе они описаны достаточно поверхностно), можно прийти к выводу, что отец и мать главного героя представляют собой усредненных, стереотипных родителей. Следовательно, поступки Алекса являются лишь способом сбежать от серой повседневности.

 

Во второй части романа автор предлагает читателям стать свидетелями пребывания Алекса в тюрьме. Чтобы показать степень давления общества на подростка, Бёрджесс вводит в повествование сокамерника главного героя. В данном случае сокамерник пытался изменить главного героя. Здесь мы наблюдаем первое физическое воздействие на главного героя в попытке переменить его. Поскольку данное воздействие происходило на уровне контроля Алекса, то он дал отпор маньяку. Правда, так как у Алекса нет чувства меры, он убил насильника. Далее Алекс попадает на экспериментальное лечение. И вновь автор прибегает к демонстрации внешнего физического воздействия на главного героя. Оно является ключевым в книге. На данном этапе воздействие на героя проходит на том уровне, где он не имеет контроля и, как следствие, не может повлиять на происходящее. С Алексом происходят, казалось бы, необратимые изменения: он не может совершать насилия, ибо сама мысль об этом пробуждает в нем рвотные позывы. Главный герой почувствовал на себе действие собственной пилюли. Врачи поставили на один уровень его любовь к прекрасному и любовь к насилию. Благодаря этому жестокому жесту со стороны врачей Алекса тошнило от мелодий Баха так же, как и от насилия.

В романе прослеживается мысль о том, что насилие порождает насилие, и нельзя использовать этот метод воздействия на подростка – не произойди врачебного воздействия на главного героя, он и без того стал бы адекватным гражданином. Подростковое асоциальное поведение является проблемой в любой эпохе развития человечества. И каждый раз люди находят все новые и новые изощренные пути борьбы с этим феноменом. Бёрджесс описал самый действенный, на его взгляд, способ: бороться с насилием при помощи насилия. Только вот на главном герое использовали скорее моральное насилие, таким образом, отягощая его действие. В дальнейшем нам ясно видно, как жалок герой, что он может дать отпор кому бы то ни было, но это – не самое главное.

 

Алекс возвращается на улицы, но уже не испытывает удовольствия от грабежей, насилия, убийств, утрачивая жажду разрушения. Он с осуждением относится к своему прошлому, сентиментально относясь к детям, старикам, женщинам. В финале книги Бёрджесса Алекс думает о своём сыне, которому возможно предстоит такой же нелёгкий путь. Позже писатель признался, что на таком хэппи-энде настоял его лондонский издатель, который считал книгу своеобразным «выпусканием пара из котла». Да, Алекс выздоровел после того, как чуть не умер. Он стал прежним, рефлексы исчезли. Он снова «в строю», он снова предводитель, но… Ему всё это становится неинтересно.

 

Роман «Парфюмер».

 

Роман Зюскинда можно без преувеличения назвать первым истинно постмодернистским немецким романом, прощанием с модерном и культом гения. Автора интересует, прежде всего, проблема творчества, творческой индивидуальности, культ гения, который взращивался немецкими писателями со времен романтизма. Роман Зюскинда разрушает его, применяя излюбленный прием постмодернизма - «use and abuse», «использование и оскорбление», то есть одновременное использование какой-то темы, стиля, традиции и демонстрация ее несостоятельности, подрыв, сомнение.

 

«Парфюмер» - это характерный для постмодернизма многоуровневый роман. Его жанр, как и любого другого постмодернистского произведения определить непросто, потому что границы жанров в современной литературе размыты и постоянно нарушаются. Описание рождения, воспитания, учебы главного героя предполагают жанр романа воспитания, а постоянные упоминания о гениальности, неординарности Гренуя, его необыкновенном таланте, который ведет его по жизни и подчиняет все остальные свойства характера и даже организм, намекают на то, что перед нами настоящий роман о художнике, гении.

 

Система ценностей романа воспитания оказывается подорванной. «Учителя» Гренуя не испытывают к нему никаких чувств, кроме неприязни. Образование Гренуя сводится к узнаванию и запоминанию запахов и смешиванию их в воображении. Любовные, дружеские, семейные отношения как факторы формирования личности, без которых невозможно представить роман воспитания, здесь вообще отсутствуют, герой полностью изолирован духовно от окружающего мира. До некоторого времени Гренуй не испытывает вообще никаких чувств, как будто из всех органов восприятия у него существует только обоняние. Тема любви, сострадания, дружбы и прочих человеческих чувств закрыта Гренуем с самого начала, когда он своим первым криком проголосовал «против любви и все-таки за жизнь». Единственное чувство, которое вызревает в Гренуе, - это отвращение к людям, но даже оно не находит у них отклика. Заставив людей полюбить себя, отвергнутого и уродливого, Гренуй осознает, что они ему отвратительны, а значит, их любовь ему не нужна. Трагедия Гренуя в том, что сам он не может узнать, кто он такой, и даже не может насладиться своим шедевром. Он осознал, что люди воспринимают и любят лишь его маску из аромата.

 

Отсутствие у Гренуя собственного запаха означает отсутствие у него индивидуальности, собственного «я». Его проблема в том, что, столкнувшись с внутренней пустотой, Гренуй не пытается обрести свое «я». Поиск аромата должен был бы символизировать творческий поиск себя. Однако гений Гренуя способен сотворить лишь искусную подделку человеческого запаха. Свою индивидуальность он не ищет, а лишь маскирует ее отсутствие, что оборачивается крахом и саморазрушением гения в финале.

 

Гренуй - преступник a priori, приговор ему вынесен уже в подзаголовке - «История одного убийцы», а первое убийство Гренуй совершает только что, появившись на свет, своим первым криком, который стал смертным приговором для его матери. И в дальнейшим убийство будет для него чем-то естественным, лишенным какой бы то ни было моральной окраски. Помимо 26 убийств, совершенных уже в сознательном возрасте, Гренуй магическим образом приносит несчастья людям, связанным с ним: погибают Грималь и Бальдини, исчезает маркиз, казнят Дрюо. Гренуя нельзя назвать аморальным, так как ему чужды всякие моральные понятия, которые он мог бы отрицать. Он - вне морали, над ней. Однако Гренуй вначале не противопоставляет себя окружающему миру, маскируясь с помощью духов.

Своим первым криком новорожденный Гренуй противопоставил себя внешнему миру и после выстаивал все жестокие удары судьбы с нечеловеческим упорством, с первых лет жизни продвигаясь к цели, даже еще не осознавая ее.

 

Наконец, в образе Гренуя можно выделить и такую черту, как исключительность гения, мессианство, которая подчеркивается на протяжении всего повествования. Гренуй был рожден для некой высшей цели, а именно - «осуществить революцию в мире запахов». Когда Гренуй создает свой первый шедевр - человеческий запах, уподобив себя Богу, он понимает, что может достичь и большего - сотворить сверхчеловеческий аромат, чтобы заставить людей полюбить себя. Теперь он хочет стать «всемогущим богом аромата... - в действительном мире и над реальными людьми». Цель Гренуя уже не совершить революцию в мире запахов. Произведение искусства должно противостоять хаосу действительности, а Гренуй, наоборот, сеет вокруг себя хаос и разрушение.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.