Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Грамматический словарь как средство формирования грамотного письма






Из обсуждавшихся грамматических словарей для обучения правописанию особое значение имеет тот, который в учебнике «К тайнам нашего языка» назван словарем «Какого рода и числа слово?». Чтобы его роль в деле формирования грамотного письма стала понятна, опишем одну ситуацию.

В электричке едет маленькая девочка с мамой. У девочки игрушка – мышка. За долгую дорогу мама несколько раз говорит дочке: «Ну, ты играй с мышом! Подними мыша! Не клади мыша на пол!..»

Как вы считаете, какого рода, на взгляд этой мамы, слово мышь? Конечно, мужского (ср.: слона, со слоном …). А значит, какого рода для этой девочки будет слово мышь, когда она придет в школу?!..

И вот третий класс… Вы изучаете тему «Правописание ь после шипящих на конце имен существительных». Эта девочка, как и ее одноклассники, выучит правило: если слово женского рода, то ь пишется, а если мужского, то… Как эта девочка напишет слово мышь – с ь или без него?!.. Вероятнее всего, без ь. Вы посчитаете написание орфографической ошибкой…

Но была допущена грамматическая ошибка – неправильное определение рода имени существительного, орфографическая же стала лишь следствием.

И приведенный пример не единичен. Знают ли дети, какого рода слова тишь, глушь, мелочь, сушь и др., которые часто предлагаются в упражнениях учебников, в диктантах? Нередко учащихся могут затруднять и более обиходные слова: молодежь, врач, овощ, вещь и т.д. А неверное определение рода станет причиной орфографической ошибки. Какой же выход?

Думается всем предыдущим рассуждением этот выход подсказан. В учебнике нужен грамматический словарь, в котором ученик мог бы навести необходимые справки. Пользование этим словарем было бы полезно с разных точек зрения. Во-первых, оно помогло бы освоить соответствующую норму литературного языка (правильный род того или иного имени существительного), что обеспечило бы верное написание слова. Во-вторых, в процессе поиска конкретного слова, ученик читал бы другие слова и, может быть, сделал бы для себя еще какие-то лингвистические «открытия». В-третьих, младший школьник постепенно накапливал бы тот опыт пользования различными словарями, о котором шла речь в начале лекции.

Но возникает вопрос: как учебный грамматический словарь не сделать простым орфографическим справочником? Ведь если ученик находит правильно написанное слово мышь, то он получает готовый ответ на вопрос о ь; узнавать род этого имени существительного ему уже не обязательно.

В учебнике «К тайнам нашего языка» сделана попытка найти методическое решение проблемы.

 
 

Перед Вами фрагмент грамматического словаря из названного учебника. Всмотритесь в него и определите: что сделано для того, чтобы ребенок поинтересовался родом имени существительного, а затем сам решил орфографическую задачу?

Конечно, «настоящий» словарь, который служит лишь справочником, никогда не будет содержать никаких вопросительных знаков вместо букв. Но словарь в учебнике полифункционален. Он не только справочник, но и средство обучения, а потому организация и способы подачи материала в нем могут быть специфичными. Данный словарь является справочником с точки зрения грамматики и одновременно выполняет роль учебного пособия по орфографии.

Таким образом, не только орфографический, но и грамматический словарь оказывается важным средством обучения младших школьников решению орфографических задач.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.