Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Списывание с предварительной подготовкой






Списывание, проводимое по технологии, предложенной П.С. Жедек, сочетает два традиционных вида упражнения: списывание и письмо по памяти. Систематическое использование этого упражнения позволяет надеяться на успешное становление не только орфографической зоркости, но и орфографической памяти, а также на формирование умения проверять написанное.

На основе «Азбуки» и прописей Н.М. Бетеньковой и др. первое знакомство с технологией списывания происходит на уроке по теме «Обучение написанию букв Р, р»). Чтобы показать, как может осуществляться знакомство, приведём фрагмент урока, разработанный Н.С. Кузьменко. [3; с. 328–329]

 

– Прочитайте слово, написанное на доске. (Роман.)

– Понятно ли вам это слово? Что оно называет? (Имя мальчика.)

– Спишем его. О том, как надо действовать при списывании, мы сейчас узнаем.

– Повторите это слово, чтобы запомнить. (Слово хором повто­ряется, а на доску рядом с цифрой 1 вывешивается карточка, обо­значающая это действие. Набор карточек входит в комплект наглядных пособий по русскому языку для 1 класса к учебнику «К тайнам нашего языка».)

– Какие «опасные места» есть в этом слове? (Большая буква, т. к. это имя.) Отметим его. (На доске в слове подчеркивается буква Р.)

– Найдите ударный слог, укажите ударение и отметьте букву безударного гласного звука. (На доске ставятся значок ударения и точка под буквой о. Около цифры 2 вывешивается вто­рая карточка.)

– Прочитайте слово вслух так, как оно написано. (Слово читается хором орфографически, а рядом с цифрой 3 появляется третья карточка.)

– Закройте глаза и, не глядя на запись, повторите так, как только что говорили. (На доске появляется четвертая карточка.)

– А теперь я закрою слово, а вы запишите его по памяти, дик­туя себе, как оно было написано. Отмечайте «опасные места». (На доске у цифры 5 вывешивается пятая карточка.)

– Кто записал слово, скажите, что же нужно сделать после того, как работа выполнена? (Проверить.)

– Верно. (На доске появляется цифра 6 и карточка, в которой видны дуги, обозначающие слоги.)

– Кто догадается, что нужно сделать, проверяя, правильно ли записано слово? (Выслушиваются мнения ребят.)

– Чтобы проверить, все ли звуки правильно обозначены буквами, сначала нужно прочитать слово по слогам, в помощь себе дугами показы­вая слоги. Выполним это действие. (Открывается запись слова на доске и коллективно выполняется названная операция.)

– На что еще нужно посмотреть? (На «опасные места».) (На дос­ке у цифры 6 появляется новая карточка, на которой дети видят «опасные места», отмеченные черточками, а также точки, которые пока используются лишь для указания на буквы безударных глас­ных звуков. Скоро тот же знак, как уже было показано, станет обозначением «опасно­стей» письма.)

– Сверьте: отмечено ли «опасное место» в слове Роман? Если нет, то отметьте.

– А еще посмотрите на букву безударного гласного: поставле­на ли под ней точка и та ли буква написана.

– Глядя на доску, скажите: сколько действий мы выпол­нили, списывая слово?

Чтобы обеспечить детям опору для отработки каждой операции, авторами учебника «К тайнам нашего языка» разработана памятка 1 «Как списывать?», которая помещена на справочные страницы учебника 1-го и последующих классов. Стремление учесть особенности детского мышления обусловило включение в неё не только словесного описания каждой операции, но и их условного обозначения. [4; с. 138]

 

 

 
 

 

Письмо под диктовку и списывание, выполняемые по описанным технологиям, на первых порах требуют значительного времени и кропотливой работы. Но их регулярное проведение, конечно, при соблюдении всех указанных требований, дает положительные результаты.

4. Дальнейшее освоение понятия «орфограмма»

Как Вы думаете, в какой мере ученики готовы к дальнейшему освоению понятия орфограмма, если они

а) «открыли», что при письме на месте одного и того же звука (безударного гласного или парного по глухости-звонкости согласного) бывают разные буквы, из которых для конкретного слова правильна только одна;

б) систематически упражнялись в поиске таких звуков в ходе письма под диктовку и при списывании (в течение 1-го класса)?

Ответ представляется очевидным: понятием орфограмма такие дети уже практически владеют и объективно готовы к его научному оформлению, т.е. к восприятию определения, осознанию существенных признаков понятия, а также к введению термина. Остаётся соединить имеющееся у учащихся представление об «опасных местах» с понятием орфограмма, сделать для них очевидной сущность орфографических проблем.

При работе по учебнику «К тайнам нашего языка» именно такая задача решается в первой четверти 2-го класса в начале раздела «Главные опасности письма. Как писать без ошибок?».

После некоторых наблюдений, выполненных в той же логике, что и в 1-м классе, учащиеся вновь приходят к очень важному выводу:

«На месте одного и того же безударного гласного звука при письме бывают разные буквы. Но правильная для слова только одна. Её нужно выбрать. Выберешь не ту букву, допустишь ошибку.» [6; ч. 1, с. 42]

Этот вывод ложится в основу определения понятия орфограмма. В употребление вводится соответствующий термин, который должен постепенно вытеснить выражение «опасное при письме место». Ребята узнают: «место в слове, где при письме нужно выбирать букву, учёные назвали словом орфогрá мма. Если выбрана не та буква, то это орфографическая ошибка». [6, ч. 1, с. 43]

Сначала понятие орфограмма обсуждается применительно к гласным, а затем и к парным по глухости-звонкости согласным. Те и другие, составляя большую часть всех орфограмм любого текста, объединяются для детей под общим названием: главные «опасности письма», главные орфограммы. Такое объединение позволит в дальнейшем работать над этими видами орфограмм в единой системе.

Приобретенный второклассниками «багаж» позволяет выйти на ключевой вопрос раздела, вынесенный в заголовок: «Как писать без ошибок?»

Казалось бы ответ на этот вопрос прост: надо быстрее познакомить учеников со способами решения орфографических задач, т.е. с орфографическими правилами, и начать учить их применению. Но логика обучения орфографии по учебнику «К тайнам нашего языка» иная.

О том, как писать без ошибок, еще не изучая орфографических правил, – в следующей лекции.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.