Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 8






 

Был ли Дух Божий, носившийся над водой, Святым Духом? (§1-3)

 

1. Напоследок ты просишь рассказать о Духе Божием, но­сившемся над водой (См. Быт.1: 2). «Ибо некоторые, — говоришь ты, — утверждают, что это был Святой Дух, другие же видят в нем мировую душу, говоря, что бытописа­тель не мог поставить Творца в один ряд с тварью и ограничи­вать каким-либо местом Того, Кто всюду целостно пребывает со Отцом и Сыном».

2. Все мои мысли по этому поводу для настоящего сочи­нения я взял из первой книги моих толкований на книгу Бы­тия (всего их двенадцать), которые я старался писать не ал­легорически, но в соответствии с верой в реальные события: «Богу присуща высшая благость и святая и праведная любовь к Своим творениям, проистекающая не из-за того, что Он в них нуждается, а из-за Его благоволения к ним. Поэтому, пре­жде чем было написано: «И сказал Бог: да будет свет», Писание говорит: «И Дух Божий носился над водою». Ведь [бытописатель] хотел понятием 'вода' обозначить всю телесную материю, чтобы таким образом показать, из чего было создано и обра­зовано все, что мы теперь можем различать — каждое в своем роде. Он назвал [эту материю] водой, потому что на земле, как это мы видим, все в своих различных видах образуется из влажной природы. Или же он [назвал водой] некоторую духовную жизнь, как бы текучую до обретения своей фор­мы. Так или иначе, «Дух Божий носился», поскольку от благой воли Творца зависело все, что должно было обрести форму и совершенство. Так что когда Бог сказал Своим Словом: «Да будет свет», сотворенное согласно степени своего рода пре­бывало в благой воле, то есть в благоволении. Потому, конеч­но, оно было угодно Богу, как говорит Писание: И «стал свет, и увидел Бог свет, что он хорош» (Быт.1: 3-4) Таким образом, подобно тому, как в самом начале только что созданного творения, ко­торое было упомянуто под именем неба и земли по причине того, что должно было из него совершиться, указывается тво­рящая Троица (ибо когда Писание говорит: «В начале сотворил Бог небо и землю», под словом «Бог» мы понимаем Отца, под словом «Начало» — Сына, Который есть Начало не для Отца, но для созданной через Него первичным и главным образом духовной твари, а затем и всякой твари во­обще; и [наконец] в словах Писания: «Дух Божий носился над водой», мы видим упоминание всей полноты Тро­ицы), точно так же и в последующем развитии и совершенс­твовании творения при появлении отдельных видов вещей дается указание на Ту же Троицу, а именно — на «Слово Божие» и «Родителя» Слова, когда говорится: «Сказал Бог», и на «Святую Благость», в Которой Богу было угодно все, что угодно Ему как совершенное по мере своей природы, ког­да говорится: «Увидел Бог, что это хорошо».

3. Но почему сначала упоминается еще несовершенное творение, а потом говорится о Святом Духе, когда Писание сначала говорит: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною», а затем присовокупляет: «И Дух Божий носился над водою?» (Быт.1; 1-4). Не потому ли, что скудная и недостаточная лю­бовь так любит, что подчиняется тем вещам, которые любит; по этой причине, когда упоминается Дух Божий, Который понимается как «Святое Благоволение и Любовь Божия» к ним, добавляется, что Он «носил­ся над» [ними], чтобы никто не подумал, что Бог любит Свои будущие творения скорее по необходимой нужде [в них], чем по изобилию Своего благодеяния [к ним]? Помня об этом, апостол говорит о любви, что она «покажет вам путь превосходнейший» (1Кор 12: 31), и в другом месте говорит о «превосходящей разумение любви Христовой» (Еф.3: 19). Сле­довательно, когда нужно было внушить такую мысль о Духе Божием, которую и передают слова: «Носился над», то целесооб­разнее было указать сначала нечто только что созданное, над чем, как сказано, Он «носился» — носился, конечно, не [переме­щаясь] в пространстве, но Своим превосходящим и превы­шающим все могуществом».

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.