Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 2. 1. Но уже, как полагаю, пришло время перейти к другому вопросу, который ты предложил таким образом, что [подле­жащий обсуждению] отрывок простирается от






 

1. Но уже, как полагаю, пришло время перейти к другому вопросу, который ты предложил таким образом, что [подле­жащий обсуждению] отрывок простирается от написанного: «И не одно только это: но [так было и с] Ревеккою, когда в одно соитие зачала она от Исаака, отца нашего. Ибо когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или злого» (Рим 9: 10), и вплоть до того места, где сказано: «Если бы Господь Саваоф не оста­вил нам семени, мы сделались бы как Содом и уподобились бы Гоморре» (Рим.9: 29). Очевидно, что этот отрывок куда более темен, [чем предыдущий]. Но ясно, — ибо я знаю твое отношение ко мне, — что ты не мог повелеть мне, чтобы я это открыл, не испро­сив у Господа, чтобы смог я [это сделать]. Будучи воодушев­лен подобной поддержкой, я приступаю.

 

Намерение апостола. Благодать веры предшествует добрым делам (§ 2)

 

2. Прежде всего, я буду придерживаться намерения (то есть замысла) апостола, как понимаю его; намерения, прони­кающего собой все послание. А намерение это состоит в том, что никто не хвалился заслугами дел. Ими осмелива­лись хвалиться израильтяне; хвалились они тем, что соблю­дали закон, данный им, и потому получили евангельскую благодать как некую награду за свои заслуги, состоявшие в соблюдении закона. Из-за этого им не хотелось, чтобы та же благодать преподавалась и язычникам, как будто бы те, не приняв иудейских таинств, были этого недостойны. Возникший вследствие этого вопрос разрешается в Деяни­ях Апостолов (Ср. Деян.15). Ведь они не понимали, что поскольку эта самая благодать — благодать евангельская, она не за дела дается: «Иначе благодать уже не благодать» (Рим.11: 6). И весьма часто многими местами [Св. Писания апостол] удостоверяет это, возвышая благодать веры над делами; не для того, чтобы уничтожить дела, но чтобы показать, что дела не предшест­вуют благодати, а следуют за ней; для того, чтобы никто не считал себя получившим благодать, поскольку хорошо поступал; ведь напротив, никто не может поступать хоро­шо, не получив благодати через веру. А человек начинает получать благодать тогда, когда начинает веровать в Бога, будучи подвигнут к вере внутренним или внешним побуж­дением. Но разница здесь в том, что в некоторые моменты времени или при совершении таинств благодать изливает­ся более обильно и очевидно. Ведь веруют и оглашенные, верил в Бога и Корнилий, который милостынею и молит­вами сделал себя достойным ниспослания к нему ангела (Ср. Деян.10: 1-4). Но он никак не мог бы совершить этого, если бы прежде не уверовал; и никаким образом не уверовал бы, если бы не был призван некими побуждениями: или тайными, по­средством видений ума и духа, или более явными, воспри­нимаемыми при помощи телесных чувств. Итак, в некото­рых пребывает такая благодать веры, которой недостаточно для обретения Царства Небесного, как в оглашенных, как и в самом Корнилий, прежде чем он благодаря причастию Таинствам вошел в тело Церкви; а в некоторых столь вели­ка она, что они считаются уже телом Христовым и святым храмом Божиим. «Ибо храм Божий свят, — говорит апос­тол, — а этот храм — вы» (1Кор 3: 17); и Сам Господь говорит: «Если кто не возродится от воды и Духа Святого, не войдет он в Царствие Небесное» (Ин.3: 5). Ведь есть некие начатки веры, сход­ные с зачатием. Однако, чтобы достигнуть вечной жизни, не только зачатыми нужно быть, но также и рожденными. И ничего из этого [не происходит] без благодати мило­сердия Божия; поскольку если и есть некие добрые дела, то, как было уже сказано, они следуют за благодатью, а не предшествуют ей.

 

Цель апостола в примере Иакова и Исава. Добрые дела от благодати, а не благодать от дел (§ 3)

 

3. Апостол, желая внушить это, — ведь он говорит также и в другом месте: «Это не от нас, но дар Божий; не от дел, что­бы не стал кто превозноситься» (Еф.2: 8-9), — дает свидетельство о тех, которые не были еще рождены. Ведь никто не может сказать, что делами угодил Богу Иаков, не родившись еще, так что по Божественному изволению о нем было сказано: «И старший будет служить младшему» (Быт.25: 23). Поэтому говорит [апостол]: «не только» Исаак был обещан, когда сказано было: «В это же вре­мя приду Я, и у Сары будет сын» (Быт.18: 10), — сын этот, разумеется, ни­какими делами не угодил Богу, чтобы обещано было его рож­дение, дабы в Исааке нареклось семя Авраама; то есть дабы те причислены были к жребию святых во Христе, кто почитает себя сынами обетования, не гордясь своими заслугами, но от­нося к благодати призвания то, что они сонаследники Христу, ибо когда обещано было, что они будут, вовсе еще не суще­ствовавшие ничего не заслуживали, — [итак, не только к Иса­аку относится обетование], «но [так было и с] Ревеккою, когда в одно соитие зачала она от Исаака, отца нашего» (Рим.9: 10). Весьма осмотрительно говорит он: «в одно соитие», ведь зачаты были близнецы; [говорит так] с той целью, чтобы не отнесли этого некоторым образом к родительским заслугам, так что мог бы некто сказать: потому родился такой сын, что отец его был таким-то образом расположен в то время, когда посеял его в утробе матери, или так-то была расположена мать, когда за­чала его. Ведь вместе в одно время посеял он обоих, и в одно и то же время зачала она их. Дабы преподать это, говорит он: «в одно соитие»; [а также] и для того, чтобы не оставить места астрологам, а вернее тем, кто зовутся составителями гороско­пов и по [положению звезд] при рождении угадывают нравы и свойства рожденных. Ибо что могут они сказать: почему при одном [общем] зачатии в один момент времени, при оди­наковом расположении неба и созвездий, так что они вовсе не могут для каждого отметить нечто отличное, была в этих близнецах такая разница; и [все] легко заметят, если захотят, что те ответы, которые продают они несчастным людям, про­изводит не изъяснение некоего искусства, но нечаянная до­гадка. Но, чтобы вести нам речь о том деле, о каком говорим, упомянуто это для сокрушения и уничтожения гордыни лю­дей, неблагодарных благодати Божией и осмеливающихся хвалиться своими заслугами. «Ибо когда они еще не родились, и не сделали ничего доброго или злого, не от дел, но от Призывающего сказано было ей, что старший будет служить младшему» (Рим 9: 11-12). Поэтому благодать принадлежит Призывающему, а у того, кто принимает благо­дать, следствием ее являются добрые дела, не порождающие благодать, но порождаемые ею. Ибо огонь греет не чтобы го­реть, но поскольку горит; так же и колесо не для того хорошо катится, чтобы быть круглым, но поскольку круглое. Точно так же никто не делает добрых дел, чтобы получить благодать, [но делает их], поскольку получил ее. Ибо как может жить праведно тот, кто не будет [сперва] оправдан? Точно так же не может жить свято тот, кто не будет освящен, да и вооб­ще не может жить тот, кто не будет [сперва] оживотворен. А оправдывает благодать, чтобы оправданный мог жить пра­ведно. Итак, сперва благодать, а затем добрые дела, как и в ином месте говорит [апостол]: «А тому, кто делает, воздаяние вменяется не по благодати, но по долгу» (Рим.4: 4), как то бессмертие, которое следует за добрыми делами, если только его в дейс­твительности требуют по долгу, как говорит тот же апостол: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохра­нил; а теперь готовится мне венец за праведность, который воздаст мне Господь, праведный Судия, в день оный» (2Тим 4: 7-8). Ведь по­жалуй, поскольку он сказал: «воздаст», это уже совершается по долгу. Когда же, «взойдя на высоту, пленил плен», не воздал, но «дал дары людям» (Еф.4: 8). Ибо почему сам апостол предполагает, что ему как бы должное будет воздано, если не потому, что сперва воспринял он незаслуженную благо­дать, оправдавшись которой подвизался он добрым подвигом? Ведь он был хулителем, гонителем и обидчиком [христиан], но унаследовал милосердие, как сам свидетельствует (Ср. 1Тим 1: 13), веруя в Того, Кто оправдывает не благочес­тивого, а нечестивого (Ср. Рим.4: 5), чтобы, оправдав, сделать его благо­честивым.

 

Каким образом справедливо избрание Иакова и отвержение Исава? (§ 4)

 

 

4. «Не от дел, — говорит апостол, — но от Призывающе­го сказано было ей, что старший будет служить младшему». Итак, сказанное [раньше]: «Ибо, когда не были еще рождены и не сделали ничего доброго или злого», служит для того, чтобы можно было сказать: «Не от дел, но от Призывающего». Здесь возникает в душе вопрос, к чему сказал он: «Чтобы намерение Божие проявилось в избрании» (Рим.9: 11-12). Ведь как может существовать справедливое, да и вообще хоть какое-то избрание там, где нет никакого различия? Ибо если без всякой заслуги избран был Иаков, еще не родившийся и ничего не сделавший, то он вообще не мог быть избран, раз не было никакого различия, в соответствии с которым происходило бы избрание. Точно так же, если незаслуженно отвергнут был Исав, поскольку и он не родился еще и ничего не сделал, когда было сказано: «И старший будет служить младшему», то как можно назвать справедливым его отвержение? Итак, с помощью какого раз­личения, какого понятия о беспристрастности уразуметь нам то, что следует: «Иакова я возлюбил, а Исава возненавидел»? (Рим.9: 13). Понятно, что это написано у пророка, пророчествовавшего гораздо позже, когда они успели уже и родиться, и умереть. Однако изречение это упоминается в том же предложении, где сказано: «И старший будет служить младшему», то есть до того как они родились и что-либо сделали. Итак, откуда это избрание, и что это такое за избрание, если у еще нерожден­ных и ничего не сделавших нет и следа никаких заслуг? Или же есть некоторые [заслуги], от­носящиеся к [различию] природ? Но кто подумает так, [если они] от одного отца, от одной матери, от одного соития, от од­ного Творца? Или как из одной и той же земли один и тот же Создатель произвел разные роды животных и растений, так из одной и той же пары людей и из одного сочетания произвел Он в близнецах различное порождение: одно, которое возлю­бил, а другое, которое возненавидел? Но ведь нет никакого избрания, пока не появилось основания для избрания. Ведь если Иаков сделался добрым, чтобы угодить [Богу], то чем угодил он, прежде чем сделался добрым, чтобы сделаться добрым? Итак, не избран был он, чтобы [впоследс­твии] сделаться добрым, но сделавшись добрым, [благодаря этому] мог быть избран.

 

Происходит ли избрание Иакова по Божественному предвидению будущей веры? (§ 5)

 

5. Но не потому ли «в избрании», что предвидящий все Бог видел также и будущую веру в не ро­дившемся еще Иакове; так что, хотя никто не удостаивается оправдания от своих дел, ибо не может делать добрых дел, не будучи оправдан, однако поскольку Бог от веры оправдывает язычников (Ср. Гал.3: 8), а веруют не иначе как по свободной воле, Бог, предвидя эту самую будущую волю к вере, по предвидению избрал еще нерожденного, чтобы оправдать его? Итак, если избрание по предвидению, и Бог предвидел веру Иакова, то как докажешь ты, что не избрал Он его также и от дел? Если потому [не от дел], что они не родились еще и не сделали ни­чего доброго или злого, то точно так же и не веровал еще ник­то из них. Но предвидение знало того, кому предстояло уве­ровать. Тогда предвидение могло видеть и того, кто стал бы делать [добрые] дела: так что, как [Иаков] называется избран­ным из-за будущей веры, которую предузнал Бог, так и другой кто-то может называться избранным из-за будущих дел, ко­торые не в меньшей степени наперед знает Бог. Как же тогда утверждает апостол, что не от дел сказано было: «Больший бу­дет служить меньшему?» Если потому [говорит он так], что не были они рождены, то тем самым сказано, что не только не от дел, но и не от веры, поскольку ни того, ни другого не было у еще не родившихся. Итак, апостол не желает, чтобы решили, будто по предвидению совершено избрание младшего, чтобы старший служил ему; ведь желая показать, что произошло оно не от дел, ради этого добавил он следующие слова: «Ибо когда не были они еще рождены и не сделали чего-либо доброго или злого» (Рим 9: 11), а иначе могли бы сказать ему: но уже знал Бог, кто из них что сделает. Поэтому спрашивается, на каком основа­нии совершено это избрание? Ведь если не от дел, которых не было у еще не рожденных, и не от веры, так как и ее не было, тогда из-за чего?

 

Избрание — по благодати и намерению Божию (§ 6)

 

6. Или же следует сказать, что не было никакого избра­ния, поскольку в утробе матери не существовало никакого различия: ни веры, ни дел, ни каких угодно еще заслуг? Но сказано: «Чтобы намерение Божие проявилось в избрании» (Рим 9: 11); потому-то и спрашиваем мы, что так сказано. Однако, воз­можно, нам следует по другому разделить это предложение, а именно чтобы понимать его не в том смысле, что как бы с той целью «не от дел, но от Призывающего сказано было: старший будет служить младшему, чтобы намерение Бо­жие проявилось в избрании»; но скорее данный пример еще не рожденных и ничего не совершивших предлагается здесь для того, чтобы невозможно было помыслить никакого из­брания. «Ибо когда не были еще они рождены и не сделали ни­чего доброго или злого, чтобы [вследствие этого] намерение Божие происходило в избрании» (Рим.9: 11-12), то есть они не сделали еще ничего доброго или злого, чтобы ради подобного действия произошло некое избрание того, кто поступал хорошо; итак, поскольку не было никакого избрания поступавшего хоро­шо, в котором пребывало бы намерение Божие, то «не от дел, а от Призывающего», то есть от Того, Кто, призывая к вере, благодатью оправдывает нечестивого, «сказано было ей, что старший будет служить младшему». Поэтому не в избрании пребывает намерение Божие, но от намерения произошло избрание: то есть не потому пребывает намерение оправда­ния, что нашел Бог добрые дела в людях и избрал эти дела; но поскольку неизменно пребывает намерение оправдать верующих, то и нашел дела, и уже эти дела избрал [как со­ответствующие] Царствию Небесному. Ибо если не было бы избрания, не было бы избранных, и неверно говорилось бы: «Кто обвиняет избранных Божиих?» (Рим.8: 33). Однако не избрание предшествует оправданию, но оправдание — избранию. Ибо никто не избирается иначе, как отделяясь от того, кто отвер­гается. Поэтому то, что сказано: «Так как избрал нас Бог пре­жде создания мира» (Еф.1: 4), не вижу я, как может быть сказано, если не в смысле предвидения. А когда здесь апостол говорит: «Не от дел, но от Призывающего сказано было ей, что старший будет служить младшему», то хочет он, чтобы мы понимали это так: не по избранию заслуг, которые возникнут после оп­равдания благодатью, но по щедрости даров Божиих, чтобы никто не превозносился делами. «Ибо благодатью Божией мы спасены; и это не от нас, но дар Божий, не от дел, чтобы никто не превозносился» (Еф.2: 8-9).

 

Принадлежит ли вера к числу даров благодати? (§ 7)

 

7. Однако спрашивают, бывает ли оправдание человека заслужено хотя бы [его] верой, или даже и заслуги веры не предшествуют милосердию Божию, но сама вера относится к дарам благодати; ведь и здесь, когда сказал [апостол]: Не от дел, не добавил: но от веры «сказано было ей, что стар­ший будет служить младшему», а говорит: «но от Призыва­ющего». Ибо никто не верует, если не призван. А призывает милосердный Бог, даруя это без всяких заслуг, даже и заслуг веры, поскольку заслуги веры скорее следуют за призывани­ем, чем предшествуют ему. «Ибо как уверовали бы [в Того], о Ком не слышали? И как услышали бы без проповедующего?» (Рим.10: 14). Поэтому если призывание милосердия Божия не предшес­твует, то и веровать никто не может, чтобы благодаря вере было положено начало оправдания и обретена способность к доброделанию. Итак, благодать — прежде всякой заслуги, ведь и «Христос умер за нечестивых» (Ср. Рим 5: 6). Поэтому от Призыва­ющего, а не от каких-то заслуг своих дел получил младший то, что старший будет ему служить; так что также и напи­санное: «Иакова я возлюбил», — происходит от призывающего Бога, а не от действующего Иакова.

 

Почему справедливо отвержение Исава? (§ 8)

 

8. Но что тогда скажем об Исаве? Какими своими злоде­яниями заслужил он то, что будет служить младшему, и то, что написано: «А Исава возненавидел» (Рим.9: 13), если и он не был еще рожден и не сделал ничего доброго или злого, когда было ска­зано: «И старший будет служить младшему»? Или же как об Иакове сказано было это без всяких заслуг доброделания, так и Исав сделался ненавистным без всяких причин злодеяния? Ведь если Господь предопределил его служить младшему из-за того, что предузнал его будущие злые дела, то и Иако­ва предопределил к тому, чтобы служил ему старший, из-за того, что предузнал его будущие добрые дела, и в таком слу­чае уже ложно сказанное: «Не от дел». А если верно, что «не от дел», и апостол доказывает это тем, что сказано так о еще не родившихся и ничего не сделавших; далее, если и не от веры, поскольку в еще не рожденных равным образом не было ни­какой веры, то по какой причине Исав сделался ненавистным еще до того, как родился? Ведь не возникает никакого недо­умения в отношении того, что Бог создал то, что возлюбил. Но если скажем мы, что создал Он и то, что возненавидел, то выглядит это глупо, притом что приходит на ум другое Пи­сание, говорящее: «Ведь Ты не устроил чего-то с ненавистью, ибо не ненавидишь ничего из созданного Тобой» (Прем.11: 25). Ведь по ка­кой заслуге солнце создано солнцем? Или в чем погрешила луна, что располагается столь ниже него? Или чем заслужи­ла она, что создана намного более яркой, чем небесные звез­ды? Но все это сотворено добрым, каждое в своем роде. Ибо не сказал Бог: «Солнце Я возлюбил, а луну возненавидел», или: «Луну Я возлюбил, а звезды возненавидел», как сказал: «Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел». Но все вышеупомя­нутое Он любит, хотя и упорядочил различными степенями совершенства; ведь увидел Бог, что это хорошо, когда учреж­дено было это Его глаголом. А то, что Он возненавидел Исава, если только это произошло не по причине несправедливости последнего, — несправедливо. Если признаем мы это, [а именно что по причине несправед­ливости], то вынуждены будем признать, что и Иаков также был возлюблен по причине [своей] праведности. А если это истинно, то ложно, что «не от дел». Или же, быть может, от пра­ведности веры? Тогда к чему служит у тебя: «Ибо когда не были еще рождены», — ведь не могло быть в еще не рожденном так­же и праведности веры?

 

Вера — дар милующего Бога (§ 9)

 

9. Итак, апостол видит, что на основании подобных слов может проникнуть в душу читающего или слушающего, и тот­час добавляет: «Что же скажем? Неужели неправда у Бога? Да не будет!» И, как бы наставляя, каким образом избежать этого, продолжает: «Ибо Он говорит Моисею: К кому буду милостив, его помилую; и над кем сжалюсь, ему явлю милосердие» (Рим.9: 14-15). Неяс­но, разрешает ли апостол этими словами вопрос или, скорее, еще туже запутывает его? Ибо как раз это-то и приводит более всего в недоумение: если Он милует того, к кому милостив, и являет милосердие тому, кого жалеет, то почему не было это­го милосердия [в отношении] Исава, чтобы и он стал добрым благодаря этому, как стал с помощью этого милосердия доб­рым Иаков? Или сказано так: «К кому буду милостив, его по­милую, и над кем сжалюсь, ему явлю милосердие», потому что к кому милостив будет Бог, чтобы призвать его, того помилу­ет, чтобы тот уверовал; и над кем сжалится, чтобы он уверо­вал, тому явит милосердие, то есть сделает его милосердным, чтобы делал тот также и добрые дела? Это убеждает нас, что не следует никому хвалиться и превозноситься даже самими делами милосердия, [надеясь] ими угодить Богу как своими собственными: ведь Он даровал иметь это самое милосердие тому, над кем сжалился. Так что если кто хвалится, что веруя заслужил он это милосердие, то пусть узнает, что даровал ему уверовать Тот, Кто милует вдохновением веры того, к кому милостив, даруя призвание до сих пор неверному. Ведь вер­ный уже отличается от нечестивого. [Поэтому] апостол гово­рит: «Ведь что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, то что хвалишься, как будто не получил? (1Кор 4: 7)

 

Почему дар веры был отнят у Исава? (§ 10)

 

10. Все это верно. Но почему это милосердие было удале­но от Исава, почему не призывается он так, чтобы вера была вложена в призванного, и веруя он стал бы милосердным и совершил добрые дела? Не потому ли, что он не хотел? Тогда, если Иаков уверовал, потому что хотел, не Бог даровал ему веру, но сам он желанием приобрел ее себе; а значит, имел не­что, чего не получил. Или же, — поскольку никто не может веровать, если не захочет, и никто не может хотеть, если не будет призван, но никто не может приписывать себе того, что призван, — Бог посредством призывания предлагает и веру; ведь без призвания не может никто уверовать, хотя никто и не уверует против воли? Ибо «как уверовали бы они в Того, о Ком не слышали? Или как услышали бы без проповедника?» (Рим.10: 14). Итак, никто не верит, если не призван, но не всякий, буду­чи призван, верит. «Ибо много званных, но мало избранных» (Мф.22: 14), а именно тех, кто не презрели призывающего, но с верой по­следовали ему. Несомненно, по своей воле уверовали они. Что же значат тогда следующие [далее у апостола] слова: «Итак, [это зависит] не от желающего и не от старающегося, но от милующего Бога»? (Рим.9: 16). Не из-за того ли так сказано, что и желать не можем мы, если не призваны, и ничего не стоит наше жела­ние, если не поможет нам Бог осуществить его? Потому над­лежит желать и стараться; ведь не зря говорится: «И на земле мир среди людей доброй воли» (Лк.2: 14), и: «Таким образом старайтесь, чтобы приобрести» (1Кор 9: 24). Однако «не от желающего и не от ста­рающегося, но от милующего Бога [зависит]», чтобы получили мы то, что желаем, и прибыли туда, куда хотим. Итак, Исав не хотел и не старался, но, если бы и хотел, и старался, то достиг бы желаемого с помощью Бога, Который в призывании даро­вал бы ему и воление, и старание, если бы не оказался Исав отверженным, презрев призывание. Ибо одним способом да­рует Бог нам само желание, а другим — то, что мы желаем. Ведь угодно Ему, чтобы желание было и Его, и наше: Его — в призвании, наше — в следовании. То же, что мы желаем, дару­ет лишь Он один, а именно возможность поступать хорошо и всегда жить во благе. Однако Исав, не родившись еще, не мог желать или не желать чего-либо из этого. Тогда почему, нахо­дясь в утробе, был он отвергнут? Ведь вновь приходим мы к трудностям, весьма тягостным не только по их темноте, но и вследствие нашего столь многократного повторения.

 

Не по предвидению ли будущей воли был отвергнут Исав и принят Иаков? (§ 11)

 

11. Ведь почему был отвергнут еще не родившийся Исав, если не мог ни поверить Призывающему, ни пренебречь призванием, ни совершить что-либо доброе или злое? Если по причине того, что Бог предвидел его будущую злую волю, то почему и Иакову не быть принятым по предвидению Бо­жию вследствие его будущей доброй воли? И если ты один раз признаешь это, а именно что некто может быть принят или отвергнут из-за того, чего еще нет в нем, поскольку Бог предвидел, что это будет, то из этого следует, что он может быть принят и из-за дел, которые как имеющие совершиться в будущем предвидел в нем Бог, хотя пока что и не сделал тот ничего; тогда тебе ничем не поможет то, что они еще не были рождены, когда было сказано: «И старший будет служить младшему», и не сможешь ты отсюда доказать, что сказано «не от дел», поскольку ничего еще никто не совершил.

 

Добрая воля в нас создается Божиим действием (§ 12)

 

12. Однако если тщательно рассмотришь ты эти слова: «Итак, [это зависит] не от желающего и не от старающегося, но от милующего Бога» (Рим.9: 16), то окажется, что апостол не только к тому сказал это, что помощью Божией достигаем мы того, чего желаем, но также и с тем намерением, в соответствии с которым говорит в другом месте: «Со страхом и трепетом со­вершайте свое спасение. Ибо Бог производит в нас и желание и действие, по доброй воле» (Флп.2: 12-13). Вполне ясно утверждает он здесь, что и сама добрая воля происходит у нас от Божественного воздействия. Ибо если сказано так: «[Это зависит] не от жела­ющего и не от старающегося, но от милующего Бога» — лишь из-за того, что недостаточно одной только воли человека, что­бы жили мы справедливо и праведно, если не способствует этому милосердие Божие, то мог бы он сказать и по-другому: «Итак, это [зависит] не от милующего Бога, но от желающего человека», поскольку недостаточно одного лишь милосердия Божия, если не будет к нему добавлено согласие нашей воли. Первое утверждение очевидно: мы желаем напрасно, если не милует Бог. Что же касается второго, то не знаю, можно ли ска­зать, что Бог милует напрасно, если мы не желаем. Ведь если Бог милует, то и мы также желаем. Ибо к тому же милосердию относится, чтобы мы желали, поскольку «Бог производит в нас и желание и действие» по доброй воле. И если спросим мы, Бо­жий ли дар добрая воля, то едва ли кто отважится отрицать, [что это так]. Так что, поскольку не добрая воля предшеству­ет призванию, а [напротив] призвание — доброй воле, верно приписывается Богу то, что мы имеем добрую волю, нам же не может быть приписано то, что мы призываемся. Итак, не следует полагать, что сказано так: «[Это зависит] не от жела­ющего и не от старающегося, но от милующего Бога», — из-за того, что без Его помощи мы не можем приобрести того, чего желаем; это сказано скорее в том смысле, что при отсутствии Его призвания мы вовсе не желаем.

 

От призывания ли происходит добрая воля? Удобное призывание (§ 13)

 

13. Но если это призывание производит добрую волю таким образом, что всякий призванный следует ему, то каким обра­зом будет верно сказанное: «Много званных, но мало избран­ных?» (Мф.20: 16; 22: 14) Если истинны эти слова, и призванный не обязательно повинуется призыванию, причем это самое неповиновение на­ходится в его воле, то вполне справедливо может быть сказано: «Значит, [это зависит] не от милующего Бога, но от желающего и старающегося человека; поскольку недостаточно милосердия Призывающего, если не последует послушания призванного». Или, возможно, те, кто, будучи призваны подобным образом, не соглашаются, могли бы, если бы были иначе призваны, стяжать волю к вере, так что верно и это: «Много званных, но мало избранных», — в том смысле, что, хотя многие одинаково призваны, однако поскольку не все одинаково расположены, лишь те следуют призванию, кто оказываются до­стойны воспринять его; и не менее истинны также эти слова: «Итак, [это зависит] не от желающего и не от старающегося, но от милующего Бога», Который призвал так, как было удоб­но для тех, кто последовали призванию? Правда, и других также достигло призвание, но поскольку таковым оно было, что не могли они быть им подвигнуты и не способны были принять его, справедливо могут они называться званны­ми, но не избранными, так что уже неверно [суждение]: «Итак, [это зависит] не от милующего Бога, но от желающего и стре­мящегося человека», поскольку результат милосердия Божия не может заключаться в человеческой власти, чтобы напрасно миловал Бог, если человек этого не желает; ведь если бы Бог желал помиловать и их, то мог бы так их призвать, как было бы удобно для их [восприятия], чтобы и подвигнуты были они [этим], и уразумели, и последовали. Поэтому справедливо: «Много званных, но мало избранных». Ибо избраны те, кто подо­бающим образом призваны; а те, кто не согласились с призва­нием и не примкнули к нему, не суть избранные, поскольку не последовали [призванию], однако являются званными. Точно так же справедливы и эти слова: «Итак, [это зависит] не от желающего и не от старающегося, но от милующего Бога», ведь даже если Он и призывает многих, однако милует только тех, кого так призывает, как удобно им быть призванными, чтобы последовать [призванию]. А если скажет кто: «Итак, [это зави­сит] не от милующего Бога, но от желающего и стремящегося человека», — то это ложно, поскольку никого Бог не милует на­прасно; но кого милует, того и призывает, как тому будет удоб­но, чтобы не отверг он Призывающего.

 

Почему Исав не призван удобным для него способом? (§ 14)

 

14. Здесь кто-нибудь может сказать: «Тогда почему Исав не был призван так, чтобы пожелал он повиноваться?» Ибо мы видим, что все по-разному подвигаются к вере, хотя им являются или предлагаются те же самые вещи. Так, напри­мер, Симеон уверовал в Господа нашего Иисуса Христа, ког­да Тот был еще Младенцем, узнав Его благодаря откровению Духа (Ср. Лк.2: 25). Нафанаил на единственное слово, которое услышал от Него: «Прежде чем позвал тебя Филипп, когда был ты под смоковницей, Я видел тебя, ответил: Равен, Ты — Сын Божий, Ты — Царь Израилев» (Ин 1: 48-49). Намного позже этого Петр, исповедав, удостоился услышать, что он блажен и что ему даны будут ключи Царствия Небесного (Ср. Мф.16: 16-19).. Когда сотворено было чудо в Кане Галилейской, которое евангелист Иоанн называет нача­лом знамений Иисуса, и вода обратилась в вино, уверовали в Него ученики Его (Ср. Ин 2: 11). Многих побудил Он к вере словами; многие не поверили и после воскрешения мертвых. Напу­ганные Его крестом и смертью, поколебались даже ученики, однако разбойник уверовал тогда, когда увидел не выдающе­гося деяниями, но равного общностью креста (Ср. Лк 23: 40-42).. Также один из числа учеников после Его воскресения поверил не столько живым членам тела, сколько свежим ранам (Ср. Ин 20: 27); и хотя многие из числа тех, кем был Он распят, видя Его творящим чуде­са, презрели Его, однако уверовали они, когда ученики Его стали проповедовать и во имя Его совершать столь великие деяния (Ср. Деян.2-4). Итак, если один так, а другой по-другому подвига­ется к вере, и та же вещь так сказанная побуждает уверовать, а по-иному сказанная — не побуждает, то кто отважится ска­зать, что недоставало у Бога способа призвания, с помощью которого и Исав также приложил бы ум и склонил волю к той вере, в которой оправдан был Иаков? И если таковым может быть упорство воли, что извращение ума сделалось нечув­ствительным ко всем способам призвания, то спрашивается, не было ли само его жестокосердие Божественным наказани­ем, если оставил его Бог, призывая не так, как мог бы он быть подвигнут к вере? Ведь кто скажет, что даже и у Всемогущего не было способа убедить его уверовать?

 

Что такое происходящее от Бога ожесточение? (§ 15)

 

15. Но к чему спрашиваем мы об этом, если сам апостол при­бавляет: «Ибо Писание говорит фараону: Для того я и поставил тебя, чтобы показать в тебе могущество Мое, и чтобы воз­вещено было имя Мое по всей земле?» (Рим.9: 17) А свидетельство это апостол присоединяет, чтобы доказать сказанное выше: «Итак, [это зависит] не от желающего и не от старающегося, но от милующего Бога» (Рим 9: 16). Ведь ему как бы сказали: «Откуда ты взял это?», а он отвечает: «Ибо Писание говорит фараону: Для того я и поставил тебя, чтобы показать в тебе могущество Мое, и чтобы возвещено было имя Мое по всей земле». Понятно, что этими словами апостол подтверждает сказанное выше: «[Это зависит] не от желающего и не от старающегося, но от милу­ющего Бога», а в заключение говорит: «Итак, кого хочет, милу­ет; а кого хочет, ожесточает» (Рим 9: 18), хотя выше не было сказано ни того, ни другого. Ведь хотя и было сказано: «[Это зависит] не от желающего и не от старающегося, но от милующего Бога», однако другого сказано не было: «[Это зависит] не от желаю­щего и не от отвергающего, но от ожесточающего Бога». Этим дано понять, что поставленные ниже слова: «Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает», могут быть согласованы с вышестоящим изречением таким образом, что [происходящее] от Бога ожесточение есть Его нежелание помиловать; чтобы не оказалось, что совершает Он нечто, в результате чего человек становится хуже, в то время как в действительности Он лишь не предоставляет того, благодаря чему тот становится лучше. Но если совершается это без всякого различия заслуг, кто не издаст того крика, который самому себе противопоставляет апостол? «Ты скажешь мне: Что же еще упрекает? Ибо кто про­тивостанет воле Его?» (Рим 9: 19) Ведь Бог часто упрекает людей, когда не желают они веровать и жить праведно, что очевидно из многочисленных мест Писания. Поэтому верующие и испол­няющие волю Божию называются живущими без укоризны (Ср.Лк.1: 6), ведь их не укоряет Писание. Но апостол говорит: «Что же еще упрекает? Ибо кто противостанет воле Его», если Он «кого хо­чет, милует; а кого хочет, ожесточает»? И однако вглядимся в предшествующие слова и попробуем, если поможет нам в этом Сам Господь, с ними согласовать данное высказывание.

 

 

Решение вопроса об отвержении Исава (§ 16)

 

16. Ведь сказано немного выше: «Но что скажем? Неужели неправда у Бога? Да не будет!» (Рим 9: 14) Итак, пусть слова эти пре­бывают твердо и непоколебимо в уме, содержатся трезвым благочестием и утверждаются в вере, ибо поистине нет ни­какой неправды у Бога. Основываясь на этом, да веруют все весьма крепко и твердо в то, что если Бог «кого хочет, милует; и кого хочет, ожесточает», то есть кого хочет, милует, а кого не хочет, не милует, то это есть свойство некой сокрытой и неизмеримой человеческими мерками справедливости, ко­торую надлежит распознавать в самих человеческих делах и земных договоренностях. Ибо если бы мы не находили в них неких как бы отпечатлевшихся следов высшей справедливос­ти, намерение нашей слабости никогда не взглянуло бы и не пожелало бы проникнуть в самое светлейшее и чистейшее святилище и тайник духовных заповедей. «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф.5: 6). Итак, если бы мы в этой засухе жизни и состояния смертности не укреплялись свыше хотя бы тончайшими дуновениями справедливости, мы скорее засохли бы, чем начали жаждать. Поэтому, когда человеческое общество вступает во взаимоотношения между собой, давая и получая нечто, причем дается и принимается либо причитающееся в виде долга, либо не причитающееся; то кто не согласится, что нельзя упрекнуть в несправедливос­ти взыскивающего то, что ему задолжали, и уж точно нельзя укорить желающего простить причитающийся ему долг? И решают это не должники, а тот, кому они должны. Этот образ, или, как сказал я выше, след отпечатлен в человеческих занятиях с вершины высшей Справедливости. Ибо все люди (поскольку, как говорит апостол, «в Адаме все умирают» (1Кор.15: 22), ведь от него на весь человеческий род простирается негодование Божие есть некая единая масса греха, задолжавшая наказание Божественной и высшей Справедли­вости; поэтому осуществляет ли последняя это наказание или избавляет от него, — ив том и в другом нет никакой не­справедливости. А должники гордо рассуждают, кого нужно наказывать, а кого надлежит прощать, как несправедливо воз­мущались нанятые в виноградник, почему другим заплатили столько же, сколько и им (Ср. Мф.20: 11). Итак, это бесстыдство вопрошания апостол смиряет так: «А ты кто, человек, что возража­ешь Богу?» (Рим 9: 20). Ведь когда не нравится кому-то, что Бог укоряет грешников, он так возражает Богу, как будто бы Бог кого-то принуждает грешить, тогда как в действительности Он ни­кого грешить не вынуждает, но лишь не дарует милосердия Своего оправдания некоторым согрешающим, и потому го­ворится, что ожесточает Он некоторых грешников. Говорится так из-за того, что Он не милует их, а не из-за того, что по­нуждает грешить. А не милует Он тех, кому не следует оказы­вать милосердие, и судит об этом по тайной и весьма далекой от человеческих догадок справедливости, ибо «неисповедимы суды Его и неисследимы пути Его» (Ср. Рим 11: 33). И справедливо упрекает [Бог] грешников как тех, кого Сам Он не вынуждал грешить. Делает это Он также и для того, чтобы те, кого Он милует, имели и это призвание и, когда Бог негодует на грешников, сокрушились бы сердцем и обратились к Его благодати. По­этому упрекает и справедливо, и милосердно.

 

 

Все люди — одна масса греха (§ 17)

 

17. Но если возмущает то, что никто не может противосто­ять Его воле, поскольку кого желает Он, посещает, и кого же­лает, оставляет; тогда как и тот, кого посещает Он, и тот, кого оставляет, суть из одной и той же массы грешников; и хотя оба задолжали наказание, с одного требует Он долг, а другому отпускает. Итак, если это возмущает, то «кто ты, человек, что. возражаешь Богу?» (Рим.9: 20) Я полагаю, что сказанное здесь человек стоит в том же значении, в каком говорится и следующее: «Раз­ве вы не люди, и не по человеку живете?» (1Кор.3: 3) Ведь здесь подобным именем обозначаются [люди] плотские и душевные, которым говорится: «Я не мог беседовать с вами, как с духовными, но как с плотскими»; и это: «Ибо вы еще не могли; да и теперь еще не можете, ибо и теперь еще вы плотские» (1Кор 3: 1-3); и это: «А душевный человек не принимает того, что от Духа Божия» (1Кор 2: 14). Итак, по­добным людям здесь говорится: «А ты кто, человек, что воз­ражаешь Богу? Разве скажет изделие сделавшему его: Почему ты так меня сделал? Разве не властен горшечник над глиной, чтобы из одной и той же смеси сделать один сосуд для почес­ти, а другой для поругания?» (Рим.9: 20-21) Тем самым, пожалуй, достаточ­но показывает он, что обращается к плотскому человеку; ведь обозначает это сама глина, из которой был слеплен первый человек; и поскольку «все», как я уже упоминал, согласно тому же апостолу, «умирают в Адаме», то и говорит он, что существу­ет [некая общая] смесь всех. И хотя один сосуд творится для почести, а другой для поругания, однако необходимо, чтобы и тот, который творится для почести, был сначала плотским и оттуда возвысился в духовный возраст. Ведь [коринфяне] были уже созданы для почести, были уже рождены во Христе, однако все еще обращается он к ним, как к младенцам, и даже все еще именует их плотскими, говоря: «Я не мог беседовать с вами, как с духовными, но как с плотскими. Как младенцам во Христе я дал вам пить молоко, а не твердую пищу; ибо вы не могли, да и теперь еще не можете; ведь и теперь еще вы плот­ские» (1Кор 3: 1-2). Итак, хотя и говорит, что они плотские, однако уже называет их и рожденными во Христе, и младенцами в Нем, и вскармливаемыми молоком. И когда говорит: «да и теперь еще не можете», то показывает этим, что, двигаясь вперед, смогут в будущем; поскольку в них, возрожденных уже духовно, были начатки благодати. Итак, уже были созданными для почести сосудами те, кому все еще справедливо говорилось: «А ты кто, человек, что возражаешь Богу»? И если подобным справедливо говорится это, то куда справедливее — тем, кто или не были еще так возрождены, или даже созданы были для поругания. Пусть только содержится в непоколебимой вере, что нет не­правды у Бога; ибо отпускает ли Он, или требует долг, и тот, с кого требует, не вправе сетовать на Его несправедливость, и тот, кому отпускает, не должен хвалиться своими заслугами. Ведь первый, если бы не задолжал, не должен бы был отда­вать, а второй, если бы не получил, ничего не имел бы.

 

Как возненавидел Исава Бог, Который не ненавидит ничего из созданного Им? Сосуды погибели служат к исправлению других (§ 18)

 

18. Но здесь надлежит нам, если поможет Господь, увидеть более ясно, каким образом истинно и написанное: «Ты не не­навидишь ничего из сотворенного Тобой» (Прем.11: 25); и [в то же время] другое: «Иакова я возлюбил, а Исава возненавидел» (Мал.1: 2-3). Ведь если из-за того возненавидел Он Исава, что был тот сосудом, со­зданным для поругания, — и притом один сосуд для почести, а другой для поругания создает один и тот же гончар, — то как же [истинны слова]: «Ты не ненавидишь ничего из сотво­ренного Тобой»? Ибо вот ненавидит Он Исава, хотя Сам создал этот сосуд для поругания. Можно распутать этот узел, если помыслим мы о том, что Бог — Устроитель всякого творения. Потому «всякое творение Божие хорошо» (1Тим.4: 4); а всякий человек есть творение, поскольку он человек, но не поскольку он греш­ник. Итак, Бог — Творец и тела и души человека. Ни то, ни другое не есть зло, и Бог это не ненавидит; ибо не ненавидит ничего из созданного Им. Душа же превосходнее тела, а Бог превосходит и душу, и тело, будучи Причиной и Создателем и того, и другого; так что не ненавидит Он в человеке ничего, кроме греха. А грех человеческий — это беспорядочность и превратность, то есть уклонение от превосходящего Созда­теля и обращение к низшим созданиям. Итак, не ненавидит Бог человека Исава, но ненавидит Бог грешника Исава. Точ­но так же говорится о Господе: «Пришел в Свое собственное, и свои не приняли Его» (Ин.1: 11); тогда как этим [своим] Сам Он гово­рит: «Вы потому не слушаете, что вы не от Бога» (Ин.8: 47). Как же они «свои», и как «не от Бога»? Не так ли, что первое сказано о людях, которых Сам Господь сотворил; а второе о грешниках, кото­рых Сам Господь обличал? Итак, одни и те же суть и люди, и грешники, но люди — по Божию созданию, а грешники — по собственной воле. Почему же возлюбил Он Иакова, разве не был тот грешником? Однако [Бог] возлюбил в нем не вину, которую устранил, но благодать, которую дал. Ведь и Христос умер за нечестивых (Ср. Рим.5: 6), но не для того, чтобы оставались они нечестивыми, но чтобы, оправдавшись от нечестия, обрати­лись, веруя в Того, Кто оправдывает нечестивого (Ср. Рим.4: 5). Ибо Бог ненавидит нечестие. Итак, в одних наказывает Он нечестие осуждением, а в других удаляет оправданием, в зависимости от того, как находит Он нужным поступить по Своим неис­поведимым судам. И хотя из числа нечестивых, которых Бог не оправдывает, Он делает сосуды для поругания, не то нена­видит Он в них, что делает: ибо насколько они нечестивы, на­столько достойны проклятия, а насколько делаются сосудами, делаются с целью некого употребления, чтобы посредством определенных им наказаний получили пользу сосуды, создан­ные для почести. Итак, не ненавидит их Бог ни поскольку они люди, ни поскольку сосуды, то есть [не ненавидит] ни того, что соделал Он, создавая, ни того, что соделал, упорядочивая: ибо не ненавидит ничего из созданного Им. А сделав их со­судами погибели, сделал Он это с целью исправления других. Ибо ненавидит в них нечестие, которого Сам не сотворил. Ведь точно так же судья ненавидит в человеке воровство, но не ненавидит того, что [преступник] отправляется на катор­гу: ведь первое делает вор, а второе — судья. Так и Бог, делая из смеси нечестивых сосуды погибели, не ненавидит того, что делает, то есть дело Своего распоряжения в отношении по­добающих наказаний погибающим, благодаря которым обре­тают возможность спасения те, кого Он милует. Так сказано было фараону: «Я возвысил тебя для того, чтобы явить в тебе могущество Мое, и чтобы возвещено было имя Мое по всей земле» (Рим 9: 17). Это явление могущества Божия и возвещение име­ни Его по всей земле было на пользу тем, кому удобно было такое призвание, чтобы устрашились они и исправили пути свои. Далее апостол продолжает: «Что же, если Бог, желая по­казать гнев и явить могущество Свое, с великим терпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели» (Рим 9: 22), держа при этом в уме слова: «А ты кто, человек, что возражаешь Богу?» (Рим.9: 20). Итак, если согласовать данный стих с предшествующими словами, смысл будет такой: Если Бог, желая показать гнев, щадит сосу­ды гнева, то кто ты, чтобы возражать Богу? Ведь не только «же­лая показать гнев и явить могущество Свое, [Бог] со многим терпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели»; но как следствие этого поступал Он так, «чтобы сделать известным богатство славы Своей в сосудах милосердия» (Рим.9: 22-23). Ибо какая польза сосудам, уготованным к погибели, что Бог терпеливо щадил их, чтобы упорядоченно погубить, и пользовался ими как средством спасения других, кого решил помиловать? Но, разумеется, польза здесь для тех, ради спасения которых Он подобным образом пользовался первыми; чтобы, как напи­сано, «праведный умыл руки в крови грешника» (Пс.57: 11), то есть под воздействием страха Божия очистился бы от злых дел, когда увидит наказание грешников. Итак, то, что «желая показать гнев, Он щадил сосуды греха», способствует внушению неко­торым полезного страха и одновременно тому, «чтобы сде­лать известным богатство славы Своей в сосудах милосер­дия, которые приготовил Он к славе» (Рим 9: 22-23). Ведь это ожесточение нечестивых показывает две вещи: во-первых, чего надлежит бояться, дабы всякий в благочестии обратился к Богу; во-вто­рых, сколь великую благодарность надлежит принести мило­сердию Бога, Который, наказывая одних, показывает, что Он простил другим. И если то наказание, которое взыскал Он с одних, несправедливо, то ничего не простил Он другим, с ко­торых не взыскал его. Однако поскольку наказание это спра­ведливо, и нет никакой неправды у карающего Бога, то кто может по достоинству воздать благодарение Отпустившему его? Ведь если бы Он пожелал взыскать это, никто не смог бы по справедливости назвать себя ничего не задолжавшим.

 

Призваны не все, но из всех — и из иудеев, и из язычников (§ 19)

 

19. «В качестве которых и призвал нас, — говорит далее апостол, — не только из иудеев, но и из язычников» (Рим 9: 24), то есть в качестве сосудов милосердия, которые приготовил Он к сла­ве; и не всех иудеев, но «из иудеев», и не всех вообще язычников, но «из язычников». Ибо от Адама произошла единая масса греш­ников и нечестивых, в которой, по причине удаления благода­ти Божией, и иудеи, и язычники принадлежат к одной смеси. Ведь если хозяин глины из одной и той же смеси делает один сосуд для почести, а другой для поругания, и ясно, что и из иу­деев некоторые сосуды созданы для почести, а другие — для поругания, точно так же и из язычников, — то следует думать, что все принадлежат к одной смеси. Затем начинает апостол произносить свидетельства пророка о каждом из народов в обратном порядке. Ибо сперва сказал: «из иудеев», затем — «из язычников»; однако сперва дает свидетельство о язычниках, а затем об иудеях. «Ибо как говорит [Господь] у Осии: Не Мой на­род назову Моим народом, и не возлюбленную — возлюбленной; и на том месте, где сказано им: Вы не Мой народ, там названы будут сынами Бога живого» (Рим 9: 25-26). Нужно думать, что сказано это о язычниках, ибо они не имели одного определенного места для жертвоприношений, как иудеи в Иерусалиме. Однако посла­ны были к язычникам апостолы, чтобы всякий уверовал на своем месте, и уверовали повсюду, где приносят жертву хва­лы те, кому дал [Господь] власть стать сынами Божиими (Ср.Ин.1: 12). Говорит далее: «А Исайя провозглашает об Израиле». Опять же, чтобы не считали, что все израильтяне пошли в погибель, учит он, что и здесь одни сосуды созданы для почести, а дру­гие — для поругания. «Даже если бы было, — говорит, — число сынов Израилевых как песок морской, [лишь] остатки будут спасены». Значит, вся остальная толпа — сосуды, уготованные к погибели. «Ибо, завершая и сокращая, совершит Господь на земле слово» (Рим.9: 27-28), то есть чтобы по благодати спасти верующих кратким изложением веры, а не бесчисленными обрядами, рабски обремененное которыми угнеталось это множество. Ведь по благодати Господь, завершая и сокращая, совершил для нас слово на земле, говоря: «Иго мое кротко, и бремя Мое легко есть» (Мф.11: 30). Это же говорится [и у апостола] немного ниже: «Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем, то есть слово веры, которое мы проповедуем; ибо если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и в сердце твоем веро­вать, что Бог воздвиг Его из мертвых, то спасешься. Потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» (Рим.10: 8-10). Это и есть слово, которое сотворил Господь на земле, завершая и сокращая, и этим завершением и краткос­тью оправдан был разбойник, который, будучи всеми члена­ми пригвожден ко кресту, и лишь эти два имея свободными, сердцем уверовал к праведности, а устами исповедал ко спа­сению, так что тотчас удостоился услышать: «Ныне будешь со Мною в раю» (Лк.23: 43). Ибо последовали бы с его стороны и добрые дела, если бы, приняв благодать, он дольше пожил среди лю­дей; но не предшествовали они, чтобы удостоился он этой благодати: за разбой пригвожденный ко кресту, с креста был он перенесен в рай. Говорит [далее апостол]: «И, как предсказал Исайя: если бы Господь Саваоф не оставил нам семени, то мы сделались бы как Содом и уподобились бы Гоморре» (Рим 9: 29). То, что он говорит здесь: «Не оставил бы нам семени», значит то же, что и [приведенные выше слова]: «[лишь] остатки будут спасены». А прочие, как сосуды греха, погибнут, получив заслуженное наказание; и то, что не все погибнут, как было это в Содоме и Гоморре, совершится не по их заслугам, но благодатью Бога, оставившего семя, из которого по всей вселенной вырастет другой урожай. То же самое говорит он и немного ниже: «Так и в нынешнее время, по избранию благодати сохранились ос­татки. Но если по благодати, то уже не от дел; иначе благо­дать уже не благодать. Что же? Израиль, чего искал, того не унаследовал; ведь избрание унаследовало, а прочие оказались слепы» (Рим 11: 5-7). Унаследовали сосуды милосердия, слепыми оказа­лись сосуды гнева; однако все они из одной смеси, как и во множестве язычников.

 

Одно место из книги Иисуса, сына Сирахова (§ 20)

 

20. Есть одно место Писания, весьма необходимое для [по­нимания] того, о чем идет у нас сейчас речь, удивительным свидетельством подтверждающее рассмотренное нами; нахо­дится оно в той книге, которую одни называют Книгой Иису­са, сына Сирахова, а другие — Экклезиастик. Там написано так: «И все люди из праха, и из земли создан был Адам. Во множестве распорядительности Господь отделил их и изменил пути их. Одних из них благословил и возвысил, других освятил и приблизил к Себе, а иных проклял и унизил и обратил их к раздору их. Как глина у гончара в руке его, так что может он лепить и распределять ее, все пути ее по его распоряжению; так человек в руке Того, Кто создал его, и Он воздаст ему по суду Своему. Напротив зла — добро, и напро­тив смерти — жизнь, так и напротив мужа праведного — грешник. И так смотри на все дела Всевышнего: два, два, одно против другого» (Сир.33: 10-16). Прежде всего, здесь преподается распоря­дительность Божия, ведь сказано: «Во множестве распоряди­тельности Господь отделил их»; от чего, как не от блаженства рая? «И изменил пути их», чтобы жили теперь как смертные. Тогда из всех образовалась единая масса, происшедшая от корня греха и от наказания смертностью, хотя Бог образо­вал и создал лишь благое. Ибо у всех [людей] вид и сложение тела пребывают в таком согласии членов, что апостол отсюда берет подобие, побуждающее к стяжанию любви (Ср.1Кор 12: 12); во всех есть также жизненный дух, оживотворяющий телесные чле­ны; и вся природа человека благодаря господству души и слу­жению тела отмечена удивительным благоустройством. Но поскольку по причине наказания за грех правит уже плотское вожделение, оно вследствие проника­ющей во все родовой вины как бы смешало весь человеческий род в одну целостную смесь. Однако далее следует: «Одних из них благословил и возвысил, других освятил и приблизил к Себе, а иных проклял и унизил и обратил их к раздору их» (Сир 33: 12). Это вполне соответствует словам апостола: «Раз­ве гончар не имеет власти над глиной, чтобы из той же сме­си сделать один сосуд для почести, а другой для поругания?» (Рим 9: 21) Потому и здесь дальше приводится то же самое подобие: «Как глина у гончара в руке его, [так что может он] лепить и рас­пределять ее, все пути ее по его распоряжению, так человек в руке Того, Кто создал его» (Сир 33: 13) А поскольку говорит апостол: «Не­ужели неправда у Бога?» (Рим 9: 14) — смотри, что и здесь добавлено: «И Он воздаст ему по суду Своему» (Сир 33: 14). Но хотя на осужденных налагаются справедливые кары, однако даже и это обращает­ся на пользу [других], так что благодаря этому преуспевают те, кому оказано милосердие; а потому заметь, что говорит он напоследок: «Напротив зла — добро, и напротив смерти — жизнь, так и напротив мужа праведного — грешник. И так смотри на все дела Вышнего: два, два, одно против другого» (Сир 33: 15), в том смысле, разумеется, что по сравнению с худшим выде­ляется и преуспевает лучшее. Однако поскольку это являет­ся лучшим по причине благодати, как будто сказав: «остатки спасутся» (Рим 9: 27) он продолжает и говорит от лица этих остатков: «И я потрудился самым последним, как подбирающий за сборщи­ками винограда» (Сир 33: 16). А как доказывает, что не по своим заслугам, а по милосердию Божию? [Смотри, что] говорит: «По благосло­вению Господню и я понадеялся и, как собиратель винограда, наполнил точило» (Сир 33: 17). Ибо, хотя потрудился последним, однако поскольку, как сказано, «последние будут первыми» (Мф.20: 16), надеясь на благословение Божие, плодоносный народ из остатков Из­раиля наполнил точило от преизбытков урожая, выросшего по всей вселенной.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.