Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 75. О наследии Божием






 

1. Так как апостол говорит в послании к Евреям: «Завеща­ние утверждается смертью завещателя» (Ср. Евр.9: 16-17), то объявляет тем самым, что Новый Завет был утвержден, когда Христос умер за нас. А подобием Нового Завета был Ветхий Завет, в котором смерть завещателя предызображалась жертвой. Поэтому если спросят, каким образом мы, согласно слову того же апостола, «сонаследники Христу», и «дети и наследники Богу» (Рим.8: 17), то, посколь­ку и наследие также утверждается смертью предшествующего владельца, и никак иначе нельзя понять наследия, мы отвеча­ем, что после того, как Сам Христос умер, мы сделались на­следниками, ибо названы также и сынами Его: Не «постятся, — говорит Он, — сыны жениха, пока с ними жених» (Ср. Мф.9: 15). Итак, мы называемся наследниками Его, поскольку Он оставил нам во владение мир церковный по вере в совершающееся во времени домостроительство. И этим [миром] мы владеем в настоящей жизни, что засвидетельствовал Он, говоря: «Мир Мой даю вам, мир оставляю вам» (Ин.14: 27). А сонаследниками Его мы сделаемся, когда в конце века поглощена будет смерть победою (Ср. 1Кор 15: 54). Ведь тогда «мы станем подобными Ему, поскольку увидим Его, как Он есть» (Ср. 1Ин 3: 2). И это наследие мы обретаем не смертью того Отца, Который не может умереть, ведь Сам Он становится наследием нашим, в соответствии с написанным: «Господь — часть наследия мое­го» (Пс.15: 5), — но поскольку, когда начнем мы созерцать лицом к лицу, умрет то самое, что мы видели гадательно. Ибо призваны мы были еще детьми и мало годными к созерцанию духовного, и Божественное милосердие простерлось вплоть до малейших наших помышлений, чтобы мы как-либо возвысились к зна­нию того, что созерцали не ясно и не отчетливо. Ведь точно так же именуется умершим и то, что прекратилось: «Когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится» (1Кор 13: 10). Таким образом, для нас как бы умирает Отец в загадке, и Он же становится наследием, когда созерцаем Его лицом к лицу. И бывает так не потому, что Сам Он умирает, но поскольку наше несовершенное созерцание Его уничтожается созерцанием со­вершенным. И однако если бы первое нас сначала не питало, хо не сделались бы мы пригодными к другому, полнейшему и яснейшему [созерцанию].

2. И если благочестивый разум допускает это также в отно­шении Господа Иисуса Христа не как Слова Божия в начале, Бога у Бога (Ср. Ин.1: 1), но как Младенца, возраставшего в летах и премудрос­ти (Ср. Лк.2: 40, 52), — и притом соблюдена особенность восприятия [Им чело­веческой природы], которое не было общим для Него с другими людьми, — то ясно, что как бы смертью этого [Младенца] полу­чил и Он Сам наследие. Ведь не можем мы быть Ему сонаследни­ками, если Он не является наследником. А если благочестие не допускает того, что сперва отчасти обладал знанием Господний Человек, а потом целиком, хотя сказано, что Он возрастал в пре­мудрости, то следует думать, что Он наследник в теле Своем, то есть в Церкви, сонаследники которой мы, точно так же, как на­зываемся сынами ее, а она матерью, хотя и состоит из нас.

3. Но снова могут спросить, чьей смертью и мы также сде­лались наследием Божиим, в соответствии со следующими словами: «Дам Тебе народы в наследие Твое?» (Пс.2: 8). Разве не [смер­тью] этого мира, во власти которого мы прежде содержались? И затем, после смерти обладавшего нами [прежде], когда мы говорим: «Мир распят для меня, и я для мира» (Гал.6: 14), владеет нами Христос. А умираем мы для мира и он для нас тогда, когда мы отрекаемся от него.

Вопрос 76. О том, что говорит апостол Иаков: «Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?» (Иак.2: 20)

 

1. Апостол Павел, проповедуя, что человек оправдывается верой без дел, был неверно понят принявшими сказанное в том смысле, что, как полагали они, раз они единожды уверо­вали во Христа, то спасены через веру, даже если поступают дурно и живут порочно и постыдно. А данное место послания Иакова объясняет смысл [сказанного] апостолом Павлом [и показывает], как надлежит понимать его. И потому [Иаков] использует пример великого Авраама, [чтобы показать], что вера пуста, если человек не делает добрых дел, ведь и Павел также пользовался примером Авраама, чтобы доказать, что человек оправдывается верой без дел закона (Ср. Рим 4: 2). Ибо когда Иаков упоминает о добрых делах Авраама, сопутствовавших его вере, то убедительно показывает, что на примере Авраама апостол Павел учил об оправдании человека верой без дел не в том смысле, что если кто уверовал, то не нужно ему делать добрых дел. Скорее Павел имел в виду то, чтобы никто не счи­тал себя достигшим дара оправдания заслугой благочестивых и добрых дел, ибо оправдание — в вере. Ибо тем жаждали пре­вознестись иудеи над язычниками, уверовавшими во Христа, что называли себя достигшими евангельской благодати при помощи заслуг добрых дел, [предписанных] в законе. Поэто­му многие уверовавшие из них соблазнялись тем, что Хрис­това благодать преподается необрезанным язычникам. Из-за этого и говорит апостол Павел, что человек может оправдать­ся верой без предшествующих дел. А, оправдавшись верой, разве может он поступать в дальнейшем иначе как праведно, хотя прежде, не делая ничего праведного, он достиг оправ­дания верой не по заслуге добрых дел своих, но по благодати Божией? Эта благодать не может в нем остаться бездеятель­ной, и теперь уже он способен, движимый любовью, посту­пать хорошо. Так что, если после того как уверует он, тотчас покинет эту жизнь, с ним останется оправдание веры; и этому не предшествовали добрые дела, поскольку достиг он этого не заслугой, но благодатью, и не следовали за этим [добрые дела], в силу того, что ему не позволено было остаться в этой жизни. Поэтому ясно и то, что сказал апостол Павел: «Ведь мы считаем, что человек оправдывается верой, без дел» (Ср. Рим 3: 28). Одна­ко не следует понимать это в том смысле, что, если, приняв веру, он останется в живых, мы назовем его праведником, даже если будет он жить дурно. Одним и тем же примером Авраама пользуется и апостол Павел, поскольку без дел за­кона, которого не получил, верой был оправдан [Авраам], и Иаков, поскольку, разъясняя, как следует понимать возве­щенное апостолом Павлом, показывает, что из веры Авраама следовали его добрые дела.

2. Ведь те, кто полагают, что высказывание апостола Иако­ва противоречит мнению апостола Павла, могут решить, что и сам Павел противоречит себе. Ибо он говорит в другом мес­те: «И не слушатели закона праведны у Бога, но делатели зако­на будут оправданы» (Ср. Рим 2: 13); и в ином месте: «Но вера, действующая любовью» (Гал.5: 6); и снова: «Ибо, если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете» (Рим.8: 13). А что такое дела плоти, которые надлежит умертвить делами духа, показывает он в другом месте, говоря: «Дела плоти извес­тны; они суть: разврат, нечистота, идолослужение, волшеб­ство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, ереси, ненависть, пьянство, бесчинство и подобное этому, о чем предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Бо­жия не наследуют» (Гал.5: 19-21); и в послании к Коринфянам: «Не заблуж­дайтесь: ни развратники, ни идолопоклонники, ни прелюбо­деи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни стяжатели, ни пьяницы, ни злоречивые, ни грабители — Царства Божия не наследуют. И такими были некоторые из вас, но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (Ср. 1 Кор.6: 9-11). Этими изречениями он в вы­сшей степени ясно научает, что они не предшествующим доб­рым делом достигли оправдания веры; и не по их заслугам дана была благодать, ведь говорит: «И такими были некото­рые из вас». Но когда говорит он: «Поступающие так Царства Божия не наследуют», достаточно показывает, что, уверовав, должны они уже поступать хорошо. Это говорит и Иаков, и во многих других местах тот же самый апостол Павел возве­щает подробно и ясно, что должно жить праведно всем уве­ровавшим во Христа, чтобы не подпасть наказанию. Об этом напоминает и Сам Господь, говоря: «Не всякий говорящий Мне: «Господи, Господи!» войдет в Царство Небесное, но кто испол­няет волю Отца Моего, Который на небесах, тот войдет в Царство Небесное» (Ср. Мф.7: 21); и в другом месте: «Что вы говорите мне: Господи, Господи! — и не делаете того, что Я говорю вам?» (Лк.6: 46); и: «Всякого, кто слушает эти слова Мои и исполняет их, упо­доблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне» и так далее. «И кто слушает эти слова Мои и не испол­няет их, уподобится человеку безрассудному, который пос­троил дом свой на песке» (Мф.7: 24-27) и так далее. Поэтому не противо­речат друг другу изречения двух апостолов, Павла и Иакова, когда один говорит, что человек оправдывается верой без дел, а другой утверждает, что вера без дел — мертва, ибо первый рассуждает о делах, предшествующих вере, а второй — о тех, что следуют за верой, как во многих местах утверждает и сам апостол Павел.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.