Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Адаптация в детском саду






Период адаптации к дошкольному учреждению — обычно до­статочно сложный этап в жизни любого ребенка и его семьи. Даже при вполне адекватном поведении в самой группе малыш часто становится дома более возбужденным, пугливым, обидчивым, капризным, «разряжается» на близких после напряженного дня, старается не отпускать от себя маму и т. д. Однако проблем, ес­тественно, возникает больше, если у ребенка существуют реаль­ные трудности аффективной регуляции поведения.

Можно и нужно ли отдавать такого ребенка в дошкольное заведение? Насколько тяжело «приживаются» там дети с ранним детским аутизмом и какого типа заведение для них больше под­ходит? Эти вопросы мучают родителей, их же в индивидуальном порядке приходится решать специалисту, рекомендующему до­машний режим воспитания или раннюю интеграцию в сад — мас­совый или специальный.

В ясли аутичные дети попадают достаточно редко, в детские сады значительно чаще. Побуждает родителей к этому не только необ­ходимость решения каких-то жизненных проблем (например, то, что мама должна работать), но и надежда на то, что, попав в садик (в компанию детей), ребенок начнет с ними как-то взаимодействовать или хотя бы постепенно привыкнет находиться среди них, может быть, будет что-то за ними повторять, может быть, опытные вос­питатели научат его тому, что никак не получается дома.

Действительно, ребенок с выраженными трудностями обще­ния и произвольной организации поведения, с одной стороны, не приспособлен к жизни в детском коллективе, с другой — не имея положительного опыта пребывания в нем, он и не сможет приобрести нужные навыки коммуникации, понимать и учиты­вать в своих действиях желания и интересы других людей, будет иметь выраженные затруднения в дальнейшем на фронтальных занятиях с педагогами. По возможности такой опыт, хотя бы дозировано, нужно успеть приобрести еще до школы.

Мы уже говорили выше о том, что реальный «эмоциональный» возраст дошкольника с эмоциональными нарушениями отстает от реального. Поэтому часто такой ребенок, поступая в сад, испы­тывает трудности адаптации, характерные, скорее, для ребенка ясельной группы. Прежде всего это проблема отрыва от матери, к которой он может быть еще тесно привязан.

При удачно сложившихся обстоятельствах—доброй, «теплой» воспитательнице или няне, у которой хватает и физических и душевных сил поддержать такого малыша, — наиболее приемле­мым способом его привыкания и достижения хотя бы малейше­го комфорта является в буквальном смысле этого слова «привя­зывание» к ней (он постоянно ходит с ней за ручку, сидит у нее на коленях). В этом случае он «приживается» в саду потому, что получает столь необходимую ему дозу тактильного контакта, и обращение к нему других детей оказывается опосредованным эмоциональной реакцией взрослого. Из рассказов родителей из­вестно, что часто, усвоив закономерность чередования воспита­тельниц в саду, ребенок спокойно отправлялся туда в тот день, когда дежурила та единственная, с которой он установил контакт, и, наоборот, скандалил и сопротивлялся в другие дни.

Другой типичной проблемой является осваивание самых труд­ных режимных моментов дошкольного учреждения — дневного сна, еды, самостоятельного хождения в туалет. Известно, насколько часты данные проблемы в период привыкания и у обычных, вполне эмоционально устойчивых детей, а тем более — у сензитивного ребенка. В саду начинают появляться тревожащие и близ­ких малыша, и воспитателей эпизоды энуреза и энкопреза у уже хорошо просившегося или справлявшегося с горшком самостоя­тельно ребенка (или он терпит целый день), отказы от еды; мо­жет возникнуть до тех пор не проявлявшееся стремление сосать палец, шмыгать носом, моргать, закручивать волосы во время засыпания или онанировать.

Даже если его за это не ругают, он сам может начать трево­житься, что не справляется с собой, что расстраивается мама, и это делает ситуацию еще более напряженной. В данном случае помогает понимание временности этих трудностей, и если взрос­лые терпеливы и спокойны, их уверенность передается ребенку, эти реакции не закрепляются и проходят без следа.

Бытовая адаптация аутичного ребенка особенно сложна, так как такой ребенок не просто чувствителен к новой обстановке, но и требует соблюдения всех привычных деталей во всех проце­дурах, во всех освоенных навыках. Он — страшный консерватор. Ему часто нужен определенный горшок, он обычно избирателен в еде и отказывается пробовать непривычную пищу, для него может стать проблемой переодевание в группе (например, снять колготки и надеть носочки). Поэтому те навыки, которыми он уже начал овладевать дома, не могут помочь ему в изменившихся ус­ловиях сада и надо быть готовым к тому, что освоение их при­ходится начинать как бы заново. Но в этом случае они будут ос­воены быстрее, и ребенок постепенно начнет учиться новому. Теперь воспитатели могут побуждать родителей постепенно пе­реносить их в домашние условия. Такая работа обычно идет до­вольно успешно и помогает ребенку овладеть многими бытовы­ми навыками, а значит стать менее стереотипным в поведении.

Обычно привыканию к саду мешает и крайняя медлительность аутичного ребенка. Он может просто как бы «не слышать» обра­щения или не следовать ему, выглядеть отсутствующим или рас­терянным, не понимать требования. Нередко такой ребенок на­чинает делать то, что его просят, но гораздо позже, когда все уже давно перешли к другому занятию. Воспитатель должен следить за отставшим ребенком и за происходящим в целом, потому что, не получая от взрослого подкрепления, ребенок может прекратить свои робкие попытки.

Следующая проблема — вхождение в группу других малышей, постоянное присутствие в ней. Обычно и воспитатели и родите­ли аутичного ребенка рассказывают, что он проводит время в стороне от детей, не включается в общие игры, «отсутствует» на занятиях, не участвует в праздниках. Однако, как выясняется впоследствии, он, находясь на дистанции, кое-что воспринима­ет и слышит. Например, дома он может спеть песенку, которую учили в саду (хотя там молчал), пересказать на доступном ему уровне задевший его эпизод из садовской жизни (например, по­вторить слова воспитательницы, которая ругала какого-то прови­нившегося мальчика), назвать имена некоторых детей.

Если со взрослым, который ведет себя правильно и осторож­но, такой ребенок может установить контакт, то с детьми отно­шения складываются значительно труднее. С одной стороны, он часто их боится (и громких голосов, и резких движений, и вооб­ще непредсказуемости их поведения). С другой стороны, у него может легко возникнуть возбуждение от большого количества детей, от возникшей рядом возни, шумной, подвижной игры, правил которой он обычно не понимает. При этом нередко по­является генерализованная агрессия, когда такой малыш может разбросать игрушки, кинуть чем-то не глядя; стукнуть находяще­гося поблизости другого ребенка. У него нет навыков общения с другими детьми, поэтому он может подойти и забрать понравив­шуюся игрушку, и в то же время — покорно отдать, когда у него что-то отнимают.

Как же помочь такому ребенку адаптироваться? Необходимы совместные усилия и близких ребенка, и всех тех взрослых, ко­торые находятся рядом с ним в дошкольном учреждении.

Нужно понимать, что такой ребенок привыкает к саду посте­пенно, и его надо заранее готовить к серьезному изменению при­вычной жизни. Родители, например, могут ходить с ним на про­гулку к его будущему садику, смотреть, как там гуляют и играют дети, рассказывать подробно, как будет проходить день, какая будет воспитательница (для этого у близких действительно дол­жно быть собрано достаточно сведений о данном дошкольном учреждении и группе, куда попадет ребенок), когда его будут за­бирать домой.

Первое время его надо приводить в сад на ограниченный срок, который будет постепенно увеличиваться. Удачный первый вари­ант такого дозированного посещения — момент прогулки в саду.

На прогулке желательно присутствовать матери ребенка. Во-пер­вых, ребенку с ней комфортнее и надежнее, во-вторых, она мо­жет познакомить его с детьми, посещающими группу, наконец, сама получить о них определенное представление и познакомить­ся с воспитательницей. Это очень важно не только для понима­ния подробностей обстановки в детском саду и подготовки к ней, но и для дальнейшей совместной с малышом переработки впе­чатлений дня и их эмоционального осмысления. Если эту рабо­ту проводить регулярно, то характерные проблемы адаптации будут менее выраженными, ребенок скорее почувствует себя уве­реннее, спокойнее, приобретет некоторый опыт усложнения вза­имодействия с окружением, который он может без помощи близ­кого взрослого переживать пассивно и достаточно фрагментарно и самостоятельно не использовать.

Дозированность пребывания в дошкольном учреждении дол­жна соблюдаться и в дальнейшем в целях избегания пресыщения ребенка, его усталости от постоянного пребывания в большой группе, предотвращения возможных на этом фоне аффективных срывов. Вместе с тем регулярность посещения и определенные ре­жимные моменты, которые может выдержать такой малыш, дол­жны соблюдаться и аккуратно поддерживаться. Это создаст опре­деленный привычный стереотип, который сам будет работать на организацию поведения ребенка, а соблюдение проговоренных и эмоционально осмысленных вместе с близкими его деталей бу­дут давать малышу также ощущение стабильности и комфорта.

Такой малыш нуждается в особом внимании со стороны вос­питателей: ему лишний раз — индивидуально — стоит напомнить, что сейчас предстоит делать (сесть за стол, сходить в туалет, одеть­ся), и, взяв за руку, отвести туда, куда нужно. Крайне важно, чтобы хватало терпения «не выдергивать» его из занятия, за ко­торым он предпочитает проводить время (например, за игрой в конструктор или складыванием пазлов), а дать ему возможность довести начатое дело до конца. Надо также учитывать, как тяжело даются такому ребенку все бытовые навыки, и быть терпеливы­ми в их стимулировании и поддержке. Нужно оберегать его и в контактах с детьми: с одной стороны, заинтересовывать ими, рассказывать и объяснять, что они делают, во что играют, с дру­гой—дать возможность понаблюдать со стороны; в какие-то об­щие занятия можно дозированно включаться вместе с ребенком (держа его за руку или даже на руках), но не исключать его из общей жизни детского коллектива. При соблюдении осторожно­сти, мягкости и настойчивости одновременно такой ребенок мо­жет хорошо удерживаться в режиме.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.