Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации к написанию основных разделов дипломной работы






Дипломная работа открывается введением, в котором обосновывается необходимость разработки выбранной темы и содержатся оценочно-квалификационные критерии дипломного исследования, позволяющие судить о характере, содержании и качестве работы в целом.

В зависимости от индивидуальных особенностей авторского творчества введение может быть написано как на начальном, так и на конечном этапах выполнения выпускной работы, и должно содержать следующие структурные элементы:

- обоснование актуальности темы дипломного исследования, которая обусловила выбор темы данного исследования, важность ее решения для конкретной организации, отрасли (примерный объем 1 – 1, 5 страницы);

- оценка степени разработанности темы в специальной литературе (примерный объем 1 – 1, 5 страницы);

- формулировка проблемы;

- определение объекта и предмета исследования;

- постановка целей и задач дипломной работы;

- обоснование методов исследования;

- характеристика эмпирической базы исследования включает информационную базу исследования (официальные документы, материалы статистической отчетности, нормативную и справочную литературу, аналитический материал, годовые отчеты предприятия, плановые и первичные документы организации, результаты собственных расчетов и исследований автора. Эмпирическая база исследования описывается таким образом, чтобы стало ясно, какие документы и статистические источники анализировал автор, какое количество информантов было охвачено в исследовании (соответствующие показатели следуют за индексом N), где и когда проведено исследование;

- определяется практическая значимость исследования (обычно сводится к утверждению о возможности использования результатов и рекомендаций, сформулированных автором дипломного исследования в решении проблемы в области управления персоналом);

- апробация результатов исследования (внедрение результатов исследования в областях научной, прикладной, учебной и управленческой деятельности). Апробация включается во введение только при наличии документа, подтверждающего ее наличие.

- структура дипломного исследования (перечисление структурных элементов, которые составляют выпускную квалификационную работу).

Примерный объем введения обычно не превышает 10 % (6-8 страниц) общего объема основной части дипломной работы.

Первый раздел (теоретическая часть) дипломного исследования представляет собой теоретическое обоснование проблематики, в рамках которого рассматривается методология и методика исследования.

Исходя из логики выполнения дипломного исследования, в качестве основных структурных элементов первого раздела можно выделить:

- определение основных понятий и категорий терминологии управления персоналом, относящихся к теме дипломного исследования;

- рассмотрение проблемных аспектов темы с различных теоретико-методологических позиций;

- анализ современных взглядов и подходов к решению исследуемой проблемы;

- обзор литературы по методам решения задач дипломного исследования;

- обоснование выбора конкретных методов достижения цели, поставленной автором дипломной работы во «Введении»;

- разработка соответствующих моделей совершенствования управления персоналом;

- обоснование и убедительное доказательство полезности и эффективности предлагаемых автором теоретических и методических подходов к решению проблемы дипломного исследования;

- общие выводы, позволяющие подвести итоги теоретико-методологического анализа и перейти ко второму разделу дипломного исследования.

Обычно в начале раздела дается определение основных понятий и категорий исследования. Далее характеризуются и сравниваются различные подходы к анализу проблемы. В случае расхождения точек зрения исследователей обязательной является определение позиции автора.

Объект исследования в разделе может анализироваться в нескольких ракурсах:

- с точки зрения его структуры (структурная модель анализа);

- с точки зрения тенденций его эволюции (динамическая модель);

- с точки зрения классов и типов (типологическая модель);

- с точки зрения функций, которые он выполняет в социальной жизни (функциональная модель).

Автор дипломной работы после консультаций с руководителем сам определяет, какая аналитическая модель является оптимальной для работы. Вполне допустимо, а иногда и желательно, применение нескольких моделей.

Во втором разделе (проблемно-аналитической части), основываясь на положениях, сформулированных в теоретической части, проводится проблемно-аналитическая разработка методических задач БВКР.

Здесь анализируется организационно-экономическая характеристика субъекта хозяйствования, где отражается его организационно-правовой статус, специализация, а также состояние и оценка использования имеющегося ресурсного потенциала, финансово-экономические результаты деятельности предприятия, оценка использования трудовых ресурсов и анализ современного состояния развития предмета исследования. Исследование строится на основе анализа фактических данных хозяйствующего субъекта, на материалах которого выполняется дипломное исследование, и предполагает обработку собранных материалов за последние три года.

Сбор расчетных материалов, данных для аналитических таблиц, форм документов слушателем целесообразнее всего осуществлять во время прохождения производственной практики(данные для расчета таблиц берутся из годовой бухгалтерской отчетности и первичных документов по конкретному субъекту хозяйствования). При этом состав показателей, объем и содержание материалов, необходимых для выполнения дипломного исследования необходимо согласовывать с научным руководителем ВКР.

Второй раздел дипломной работы связан с изучением и описанием реальной практики функционирования конкретной организации, службы управления персоналом. При этом исследуется документооборот, информационная, организационная, социальная структуры организации, стратегия развития. Осуществляется анализ эмпирических, статистических данных, характеризующих предмет исследования.

Приводятся расчеты, таблицы сравнений, диаграммы и т.д. – тот материал, который позволит оценить, насколько автор владеет информацией о состоянии исследуемой организации или учреждения и может предложить методы по диагностике той проблемной ситуации, которую он исследует.

Материалы, служащие базой для обоснования и анализа, должны быть достаточно полными, чтобы, опираясь на них, можно было бы проанализировать положение дел, вскрыть резервы и наметить пути их использования, а также устранить вскрытые недостатки в работе. Следует избегать ненужных сведений, отбирая только те, которые будут использованы в процессе работы. Характер и объем собранного материала зависят от особенностей принятой методики исследования.

От полноты и качества выполнения данного раздела непосредственно зависят глубина и обоснованность разрабатываемых мероприятий.

При написании второго раздела следует придерживаться следующей логической структуры изложения материала:

1) общие сведения об организации (организационно-экономическая характеристика предприятия);

2) анализ системы управления персоналом в организации и анализ основных кадровых процессов;

3) исследование состояния подсистемы системы управления персоналом организации (согласно выбранной теме исследования).

В характеристику организации рекомендуется включить:

- полное и сокращенное название организации, историческую справку, характеризующую организацию – базу исследования;

- организационно-правовую форму предприятия, место регистрации организации;

- основные виды деятельности в соответствии с учредительными документами;

- миссию и цель развития организации;

- основные показатели финансово-экономической деятельности организации за последние 3 года;

- анализ организационной структуры и структуры управления исследуемой организации. Организационную структуру предприятия необходимо представить в виде схемы и провести ее анализ.

Необходимые данные для выполнения аналитической части могут быть получены на основе действующей в организации системы плановых, учетных, отчетных и статистических документов; системы оперативного учета, который ведут технические, экономические, производственные и т.п. подразделения и службы; из методических и нормативных документов, регламентирующих деятельность организации и ее производственных подразделений, звеньев и уровней управления, а также на основе данных опроса, наблюдений и экспертных оценок.

Анализ системы управления персоналом организации должен включать:

- анализ состояния системы управления персоналом исследуемой организации (структура системы управления персоналом, распределение функциональных обязанностей по управлению персоналом, технологии управления персоналом);

- анализ внутренних нормативно-правовых актов организации, регулирующие работу с персоналом (Положение об отделе по работе с персоналом (отделе кадров), Положение об оплате труда, Коллективный договор, Правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции специалистов по управлению персоналом, должностные регламенты и т.д.);

- анализ коэффициентов оборота по приему, выбытию и коэффициента текучести;

- всестороннюю характеристику персонала организации (динамику движения персонала, профессиональный, квалификационный, списочный состав, половозрастную, образовательную структуру и т.п.);

- анализ показателей эффективности использования персонала организации (производительность труда, выработка, фонд оплаты труда, среднегодовая заработная плата одного работника, затраты на управление персоналом).

Все показатели должны быть представлены в динамике за последние 3 года.

Анализ основных кадровых процессов может быть представлен в виде таблицы. Например,

Таблица 1

 

Анализ основных кадровых процессов в организации за 2012-2014 гг.

Наименование показателя 2012 г. 2013 г. 2014 г.
Среднесписочное число работников, чел.      
Принято всего, чел.      
Выбыло всего, чел. в т. ч.: - по сокращению штатов; - по собственному желанию; - за нарушение трудовой дисциплины.      
Коэффициент оборота по приему      
Коэффициент оборота по выбытию      
Коэффициент постоянства кадров      
Коэффициент текучести кадров      
Коэффициент абсентеизма, в т. ч.: - по болезни      
Производительность труда (стоимостная на 1 работника за период)      

 

Расчёт коэффициентов, указанных в таблице 1, рассчитываются по следующим формулам.

Коэффициент оборота по приему персонала (Кпр):

 

(1)

 

2. Коэффициент оборота по выбытию (Кв):

(2)

 

3. Коэффициент текучести кадров (Ктк):

 

(3)

 

4. Коэффициент замещения (Кз):

 

(4)

 

5. Коэффициент постоянства состава персонала предприятия (Кпс):

 

(5)

 

 

6. Коэффициент абсентеизма[1]

Общее количество пропущенных персоналом рабочих дней

---------------------------------------------------------------------------------- (6)

(Количество раб. дней за период) х (среднесписочная числ. персонала)

 

7. Коэффициент абсентеизма по болезни

 

Количество пропущенных персоналом рабочих дней по болезни

------------------------------------------------------------------------------------------ (7)

(Количество раб. дней за период) х (среднесписочная числ. персонала)

 

8. Производительность труда

 

Стоимость общего объема произведенной за период продукции

----------------------------------------------------------------------------- (8)

Среднесписочная численность персонала за период

9. Качество персонала[2]

Количество работников с соответствующим должности образованием

---------------------------------------------------------------------------------------------- (9)

Количество работников в группе

 

Кроме того, анализу подлежат следующие основные параметры системы управления персонала: численность персонала и структура персонала (профессиональная, квалификационная, половозрастная), а также показатели, характеризующие распределение персонала по стажу, по уровню образования, по возрасту, результаты работы, квалификация, степень выполнения норм и т.п.).

При работе над написанием данной части второго раздела целесообразно использовать штатное расписание/штатная расстановку, организационные структуры подразделений подсистемы управления персоналом, Положения о подразделениях службы управления персоналом, должностные инструкции работников службы управления персоналом, оперограммы основных процедур управления персоналом в подразделении, схемы информационных взаимосвязей подразделений, финансовые планы и отчеты, статистические отчеты, справки и другие документы службы управления персоналом.

После анализа организационно-экономической деятельности предприятия, системы управления персоналом и анализа основных кадровых процессов целесообразно проанализировать текущее состояние дел в организационной системе управления персоналом и/или конкретной ее подсистеме.

Задача оценки актуального состояния предмета исследования – определенной подсистемы системы управления персоналом организации – решается слушателем на основе самостоятельно подобранного инструментария.

В качестве эмпирических методов для сбора фактического материала могут быть использованы данные параметров работы и рабочего места (методы анализа и описания работы и рабочего места), документов организации (контент-анализ, архивный метод), анализ продуктов деятельности и поведения персонала (метод экспертных оценок), опросные методы (интервью, анкетирование), обсервационные методы (различные виды наблюдения, при условии соблюдения всех параметров наблюдения как научного метода), тестирование, проективные методы и т.д.

Для наиболее полного анализа ситуации в ВКР могут использоваться методы: SWOT-анализ, функционально-стоимостной анализ (ФСА), корреляционный и факторный анализ.

Подбор конкретного диагностического инструментария должен отвечать принципам достаточности и неизбыточности диагностического материала.

Основные требования, которым должны соответствовать используемые инструменты диагностики – валидность, надежность, стандартизированность, адаптированность к соответствующей группе испытуемых. Исследование должно обладать внутренней логикой и непротиворечивостью.

Для удобства восприятия информации результаты по основным блокам исследования должны быть сведены в таблицы, отражены в схемах и диаграммах.

При работе над написанием данной части второго раздела целесообразно использовать устав организации, финансовый план (отчет), бухгалтерский баланс, отчет организации по труду (ф.№ 2-Т) отчет о финансовых результатах, статистические отчеты и другие плановые и отчетные формы и документы, нормативно-техническую, нормативно-методическую документацию службы управления персоналом, кадровые документы, данные экспертных оценок, результаты самостоятельно проведенных социологических и психологических исследований и т.д.

По результатам проведенного анализа слушателем должен быть представлен перечень недостатков и ограничений конкретной подсистемы системы управления персоналом (предмета исследования). Данный перечень будет представлять собой основу последующего раздела.

В третьем разделе, представляющем собой проектную/практическую часть, рекомендуется остановиться на прикладном значении исследования. Особое значение следует придать поиску путей и средств решения выявленных проблем.

Данный раздел посвящается обоснованию и характеристике предложений, содержащих практические рекомендации, высказанные дипломником. Они основываются на конкретных результатах анализа работы по управлению персоналом, представленных в аналитической части, а также на положениях и методах, изложенных в теоретической части.

Третий раздел дипломной работы может включать в себя обоснование основных направлений корректирующей и/или оптимизационной деятельности, позволяющих минимизировать или преодолеть выявленную проблемную ситуацию.

Рекомендуется следующая последовательность написания третьего раздела БВКР:

- опираясь на выводы по результатам анализа, представленного во втором разделе работы, обосновать основные проблемы и недостатки исследуемого процесса;

- определить оптимальные направления и меры (мероприятия) корректирующей и/или оптимизационной деятельности с указанием конкретных мероприятий, сроков и ответственных;

- представить подробную характеристику каждого предложенного мероприятия с учетом предполагаемой эффективности от их реализации;

- для оценки эффективности предложенных направлений и мер (мероприятий) корректирующей и/или оптимизационной деятельности на реализацию мероприятий по оптимизации направлений деятельности.

- проанализировать имеющиеся ресурсы и обосновать затраты, необходимые для внедрения мероприятий корректирующей и/или оптимизационной деятельности;

- составить сетевой график выполнения разработанных мероприятий;

- обосновать социальную и экономическую эффективность направлений и мер (мероприятий) корректирующей и/или оптимизационной деятельности.

Допускается в третьем разделе ВКР разработка конкретного проекта в рамках, предлагаемых для решения выявленных во втором разделе проблем.

Структура проекта должна быть составлена так, чтобы автор сумел раскрыть содержательную сторону тех практических замыслов и решений, которые направлены на достижение целей и задач дипломного исследования. В проекте обосновываются предложения, рекомендации по реализации мероприятий, способствующих практическому решению проблемы исследования.

Проектные предложения должны носить конкретный характер и иметь детальную и тщательную проработку.

Детальные методические указания по разработке проекта представлены в учебно-методических пособиях – Управление проектами.

В заключение дипломной работы кратко и четко в обобщенном виде излагаются главные ключевые моменты и итоги проведенного исследования, в число которых входят:

- оценка общего состояния объекта исследования с точки зрения аспектных вопросов предмета исследования;

- оценка проведенного автором эмпирического исследования и выводы теоретических заключений;

- сводный перечень и краткая характеристика предлагаемых мероприятий (проектных/практических рекомендаций), направленных на устранение выявленных недостатков и повышение эффективности деятельности по управлению персоналом;

- обоснование наиболее важных рекомендаций по решению поставленных автором во введении задач.

В заключении следует сформулировать основные выводы работы, которые не должны буквально повторять текста выводов, содержащихся в ее разделах.

Главное внимание в заключении обращается на результаты, которые достигнуты при изучении данной темы или поставленной проблемы. Эти результаты излагаются как в позитивном плане (какие задачи удалось решить полностью, в основном, частично), так и в негативном — чего не удалось достичь в силу недоступности определённых источников либо материалов, либо отсутствия специальных исследований по изучаемой теме.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.