Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Титульный лист.






СОДЕРЖАНИЕ

 

   
1. Общие положения    
2. Организационные положения    
3. Планирование работы над дипломным исследованием  
4. Содержание дипломной работы  
5. Методические рекомендации к написанию основных разделов дипломной работы    
6. Требования к оформлению дипломной работы  
Список источников и литературы  
Приложения    

Общие положения

 

Выпускная квалификационная работа (далее – ВКР) выполняется в форме дипломной работы и представляет собой заключительный учебно-исследовательский труд комплексного характера.

Она выполняется как самостоятельное исследование актуального вопроса (проблемы) в области определенного направления подготовки и характеризует уровень теоретической и профессиональной подготовки бакалавров (специалистов).

Основными целями и задачами выполнения дипломной работыявляются следующие:

– систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний, направленных на выработку умений применять полученные знания при решении конкретных задач;

- оценка уровня подготовленности студента к профессиональной деятельности в сфере управления персоналом, основными видами которой являются: организационно-управленческая, планово-экономическая, учетно-документационная, правовая, психологическая.

- овладение методиками анализа, исследования, экспериментирования при решении разрабатываемых в дипломной работе задач.

При постановке и решении конкретных задач в дипломной работе бакалавр (специалист) обязан:

- правильно применять теоретические положения гуманитарных, социально-экономических, естественнонаучных и специальных дисциплин;

- уметь использовать современные методы технико-экономического анализа, экономико-математические методы и модели, электронно-вычислительную технику;

- продемонстрировать навыки практического анализа проблем в сфере управления персоналом, а также социального и экономического обоснования мероприятий по совершенствованию системы управления персоналом в организации.

Качество выполнения работы свидетельствует об умении студентов заниматься исследованием теоретических и практических проблем, формулировать и аргументировать выдвигаемые положения, делать теоретические выводы и обосновывать практические рекомендации по использованию материалов дипломной работы.

Научный характер ВКР предполагает соблюдение определенных требований к его содержанию:

- тема проекта должна быть актуальной и соответствовать характеру проблем в сфере управления персоналом;

- выводы и заключения, полученные в процессе работы над дипломной работой, должны отвечать требованиям, предъявляемым к научному знанию: выявлять объективные связи и закономерности социальных процессов; носить системный и обоснованный характер; основываться на применении специфических (научных) методов познания; формулироваться с использованием научных понятий и категорий, определения которым должны быть в обязательном порядке даны в тексте работы;

- в дипломной работе необходимо дать обоснование и провести оценку предлагаемым практическим действиям, направленным на совершенствование системы управления персоналом и повышения эффективного функционирования организации в целом;

- оформление работы должно соответствовать требованиям, предъявляемым к рукописям, направляемым в печать.

Дипломная работа выполняется на основе изучения учебной литературы по программе профессиональной подготовки (учебников, учебных пособий и учебно-методических материалов), нормативно-правовых источников, специальной научной литературы по избранной теме (монографий, других научных изданий, статей), материалов средств массовой информации.

ВКР опирается на конкретные материалы организаций, предприятий, фирм и их структурных подразделений.

За все сведения, изложенные в дипломной работе, порядок использования при ее составлении фактического материала и другой информации, обоснованность (достоверность) выводов и защищаемых положений, нравственную и юридическую ответственность несет ее автор.

 


2. Организационные положения

 

Выбирая тему работы, следует помнить, что список примерных тем дипломных работ с указанием руководителей готовится заблаговременно и закрепляются за студентами на основе их письменного заявления. После издания приказа изменение темы не допускается.

Тематика дипломной работы должна отражать особенности подготовки студента по избранной программе, соответствовать запросам и нуждам предприятиям, организациям и учреждениям.

Название темы дипломной работы должно быть кратким и отражать суть работы. Вместе с тем допускается формулировка темы самими слушателями при условии согласования ее с научным руководителем.

При выборе темы исследования целесообразно учитывать следующие обстоятельства:

- личные интересы слушателей;

- связь темы с профессиональной деятельностью автора дипломной работы;

- соответствие темы существующим проблемным вопросам и функциональным целям организации, на базе которой выполняется ВКР;

- наличие и доступность литературы, необходимой для проведения исследования.

В любом случае, осуществляя выбор темы дипломного исследования, необходимо проконсультироваться с предполагаемым научным руководителем.

Руководитель дипломной работы обязан:

- предложить студенту тему дипломной работы;

- оказывать помощь в составлении плана по дипломной работе;

- установить время для периодических консультаций;

- давать рекомендации по решению главных вопросов, стоящих перед дипломантом, сохраняя за ним самостоятельность в принятии решений во всех случаях ответственность за правильность выбранных решений, проведенных обоснований и расчетов несет в первую очередь студент);

- контролировать ход выполнения дипломной работы;

- проверять обоснованность выводов, предложений, правильность выполнения дипломником необходимых расчетов;

- проверять качество и правильность оформления дипломной работы;

- дать письменный отзыв о работе дипломника в ходе выполнения дипломной работы и ее качестве.

Текст дипломной работы сдается руководителю квалификационной работы для установления степени готовности дипломанта к защите и определения наличия/отсутствия недостатков и/или ошибок в работе.

Выявление последних требует их обязательного исправления до защиты. При положительном отзыве руководителя работа считается допущенной к защите.

Дипломная работа сшивается в типографии, подписывается дипломантом на титульном листе.

Дипломная работа со всеми сопроводительными документами представляется руководителю квалификационной работы за 10 дней до назначенного срока защиты

Планирование работы над дипломным ИССЛЕДОВАНИЕМ

Работа по выполнению дипломного исследования условно состоит из двух видов планирования работы: составление общего плана исследования и технологического план подготовки, написания и представления работы.

Общий план исследования определяет последовательность и содержание исследовательских процедур, которые необходимы для подготовки содержания работы. Он строится по следующей логической схеме:

План исследования определяет последовательность и содержание исследовательских процедур, которые необходимы для подготовки содержания работы. Он строится по следующей логической схеме:

- обоснование актуальности темы исследования;

- анализ степени изученности выбранной темы;

- формулировка проблемы исследования;

- определение объекта и предмета исследования;

- постановка цели и задач исследования;

- обоснование методологии и методов исследования;

- проведение исследования;

- описание результатов исследования, их объяснение и оценка; разработка практических рекомендаций по внедрению полученных результатов.

Обоснование актуальности выбранной темы - начальный этап любого исследования. В актуальности дается краткая характеристика предметной области исследования. В сжатой форме объясняются теоретическая значимость и практическая ценность выбранной темы для настоящего момента.

Освещение актуальности должно быть немногословным. Достаточно в пределах одной страницы показать главное - важность изучения темы для решения задач и проблемных вопросов в сфере управления персоналом, из чего и будет видна актуальность темы.

Обобщить рассуждения об актуальности исследуемой проблемы следует следующей формулировкой: «Актуальность настоящего дипломного исследования обусловлена следующими обстоятельствами: во-первых…; во-вторых…» и т.д.

Анализ степени изученности выбранной темы. Подготовка дипломной работы требует, прежде всего, знакомства с историей изучения вопроса. Целью данного этапа является анализ всех видов источников, содержание которых связано с темой дипломного исследования.

Обычно на первом этапе слушатели сталкиваются с затруднениями в получении полной библиографической информации. Существует несколько путей преодоления этих затруднений:

- информацию о наиболее важных изданиях по проблеме можно получить у научного руководителя;

- информацию можно заказать в библиографических службах библиотек (составление библиографических списков обычно относится к числу оказываемых ими платных услуг);

- информацию можно получить самостоятельно через сеть «Интернет»;

- информацию поможет получить библиограф в библиотеках;

- информация может быть получена самостоятельно в ходе работы с каталогами библиотек и справочными изданиями.

Обзор литературы по теме дипломной работа должен показать основательное знание дипломником специальной литературы, его умение систематизировать источники, критически оценивать сделанное ранее другими исследователями, определять современное состояние проблемы исследования.

В частности, допустимо использовать следующие формулировки: «общие вопросы управления персоналом в организации достаточно глубоко исследовали такие авторы как….», «тема инновационных технологий в практике реализации кадровой политики всесторонне рассматривали …», «отдельные вопросы кадрового планирования раскрыты в научных трудах…» и т.п.

Результатом анализа литературы по теме исследования должно стать определение степени изученности выбранной темы и, как следствие, вывод о том, что данная тема еще не раскрыта (или раскрыта лишь частично или не в рассматриваемом аспекте) и поэтому нуждается в дальнейшей разработке.

Особо следует помнить, что все фамилии авторов, упоминаемые в степени изученности темы исследования, должны при перечислении располагаться в алфавитном порядке и иметь обязательные ссылки на соответствующие исследования.

Определение степени изученности темы позволяет перейти к формулированию проблемы дипломного исследования и гипотез ее решения.

Формулировка проблемы. Проблема - это форма вопросительных высказываний, выражающих неопределенность, которая подлежит научно-практическому решению.

Проблема, сформулированная автором дипломной работы, может быть как гносеологической (недостаток познавательной информации), так и предметной (т.е. выражающей реальные социальные противоречия).

При формулировке проблемы необходимо соблюдать следующие правила:

- проблема формулируется в понятиях науки, то есть исходя из уже имеющихся теоретических знаний в данной сфере;

- проблема определяется с учетом выявленного противоречия между необходимостью решения конкретных задач и отсутствием или недостатком необходимого знания;

- формулировка проблемы должна быть логически правильной и корректной;

- решение поставленной проблемы должно быть ограничено временными рамками, отведенными автору для написания дипломного исследования.

Например, в качестве проблемы может быть следующая формулировка: «проблема заключается в необходимости внедрения современных кадровых технологий в практику функционирования предприятия» или «проблема обусловлена противоречием между объективной потребностью в организации системного кадрового планирования и отсутствием практических навыков подобного рода деятельности» и т.п.

Определение объекта и предмета исследования. Приступая к определению объекта и предмета дипломной работы (являющихся обязательным элементом введения), необходимо помнить, что объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное.

Объект исследования - это определенная часть окружающего нас материального или нематериального мира, реальность, существующая независимо от нашего знания о ней и служащая для исследователя источником информации.

В качестве объекта дипломного исследования, могут выступать любые явления или процессы в социальной среде организации, порождающие проблемную ситуацию и избранные для изучения.Так же, как и цель ВКР, его объект может быть комплексным, например: «структура функций», «характеристика процесса» и т.д. Иначе говоря, объектом исследования может быть система управления персоналом в определенной организации, а также персонал данной организации.

В качестве объекта исследования может выступать, например, система ( управления персоналом, система развития персонала и т.д..), функция (управления, регулирования, организации, правоприменения и т.д.), характеристика (численность, эффективность и т.д.), процесс (процесс совершенствования оценка эффективности деятельности, мотивация персонала и т.д.) и т.д.

Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе; в каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования.

Именно предмет исследования определяет тему дипломной работы, вынесенную на титульный лист в качестве заглавия и является описание той проблемной области, которая выбрана для исследования.

Например, «предметом является практика создания системы управления персоналом на современных предприятиях», или, предметом исследования выступает система стимулирования труда персонала в ООО «Эдельвейс».

Из предмета исследования вытекают его цель и задачи.

Постановка цели и задач исследования. Цель дипломной работы представляет собой конечный результат, который стремится получить ее автор. Формулировка цели должна быть конкретизирована указанием на пути и средства ее достижения.

В процессе формулирования цели исследования необходимо избегать весьма распространенной ошибки, при которой в качестве цели указывается средство ее достижения. Например, некорректным является определение в качестве цели анализа или изучения состояния каких-либо явлений и процессов.

Цель дипломной работы обычно заключается в том, чтобы разработать, обосновать или предложить рекомендации по решению конкретной кадровой или управленческой проблемы в организации.

Например, «целью является разработка конкретных направлений оптимизации деятельности кадровой службы ОАО «Транспортная компания «Интер» или «…обоснование комплекса проектных мероприятий, направленных на повышение эффективности исполнения должностных обязанностей» и т.п.

Цель дипломной работы конкретизируется и развивается в задачах исследования, формулировку которых принято начинать со слов «изучить...», «проанализировать...», «выявить...» и т.д.

Первая задача, как правило, связана с выявлением, уточнением, углублением, теоретическим обоснованием сущности, природы, структуры изучаемого объекта.

Вторая задача дипломной работысвязана с анализом реального состояния предмета исследования и выявлением средств улучшения ситуации, т.е. с практическими аспектами работы, с проблемой управления исследуемым объектом.

Третья задача связана с выявлением направлений, технологий решения проблемы.

Особо обращаем внимание, что формулировки задач должны быть тщательно выверенными, поскольку описание их решения составляет содержание разделов дипломной работы. Это важно также и потому, что названия разделов формулируются именно на основе задач исследования.

Определение методологии и методов исследования. методологии и методики исследования. Под методологическими основами дипломного исследования понимается совокупность теорий и концепций, на которых строится исследование. Опираясь на разработанные в данных теориях принципы научного анализа, используя введенные и интерпретированные предшественниками понятия и категории, автор диплома решает свои исследовательские задачи.

Методология, таким образом, отвечает на вопросы, как надо проводить научное исследование, строить непротиворечивую теорию или правильно интерпретировать полученные результаты.

Выбор методологических основ исследования определяется спецификой объекта исследования, характером проблемы, а также собственными установками автора.

Теоретической и методологической основой квалификационной работы являются результаты научных исследований отечественных и зарубежных специалистов, ученых и практиков в сфере управления персоналом.

В качестве источников эмпирической информации могут быть использованы результаты исследований по теме в научных журналах, законодательные акты, нормативно-правовые документы Российской Федерации, статистические материалы, материалы периодических изданий, фактические данные по промышленным предприятиям, данные собственных исследований.

В дипломной работе обязательно указываются методы осуществления исследования. Важно учитывать, что методы научного познания можно разделить на три большие группы:

1) методы теоретического исследования (метод восхождения от абстрактного к конкретному, идеализация и формализация, аксиоматический метод);

2) методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и т.п.);

3) методы эмпирического исследования (опрос, анализ данных, контент-анализ, наблюдение и эксперимент)

Обработка данных может быть осуществлена посредством документально-статистического, факторного, корреляционного анализа, различных методов измерения социальных показателей, группировки первичных эмпирических данных, а также системного анализа социальной информации.

Проведение исследования, описание его результатов и разработка практических рекомендаций. В отдельных случаях для достижения цели дипломной работы возможно проведение собственного исследования. В силу специфики направления подготовки оно, как правило, представляет собой социологическое и психологическое исследование и включает в себя:

- разработку программы исследования;

- подготовку инструментария (методов и методик);

- проведение полевого этапа;

- обработку результатов;

- подготовку отчета.

Особое значение при проведении собственного исследования имеет составление программы исследования.

Программа – это изложение общей концепции дипломного исследования, заключающей в себе поэтапное программирование и правила процедур научно-практической деятельности.

Программа включает три основных раздела:

1) теоретико-методологический (содержит определение научной проблемы и описание способов ее решения);

2) методический (содержит характеристику основных способов сбора данных и описание ожидаемых результатов);

3) организационный (включает определение основных этапов исследования и сроков их выполнения).

Если дипломная работа содержит результаты эмпирических исследований, проведенных дипломником, то в приложении обязательно присутствует программа социологического или психологического исследования.

Описание, объяснение и оценка результатов исследования должны быть представлены в тексте дипломной работы и в приложениях. Именно результаты исследований служат основой для разработки практических рекомендаций по внедрению данных результатов в практику функционирования предприятий и организаций.

Содержание дипломной работы

 

По содержанию и форме выпускная квалификационная работа должна соответствовать ГОСТу 7.32-91 на общие требования и правила оформления научно-исследовательских и проектных работ. Типовая структура дипломной работы включает следующие части (разделы):

Титульный лист






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.