Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Назначение и классификация вагонов






 

Вагоном называется единица подвижного состава железных дорог, предназначенная для перевозки пассажиров или грузов. Современный парк вагонов характеризуется многообразием их типов и конструкций, вызванным необходимостью учета и удовлетворения различных требований перевозки пассажиров и груза.

Вагоны бывают несамоходные, перемещаемые локомотивами, и самоходные, которые приводятся в движение двигателем, установленным на вагоне.

По назначению вагоны объединены в пассажирский и грузовой парки.

Пассажирский парк составляют вагоны, предназначенные для перевозки пассажиров (пассажирские), а также вагоны-рестораны, почтовые, багажные и специального назначения (служебные, путеизмерительные, вагоны-лаборатории, вагоны-клубы и др.).

Пассажирские вагоны имеют кузова с окнами, дверями, тамбурами, помещением для пассажиров, туалетными отделениями. В соответствии с назначением и дальностью перевозок пассажирские вагоны делятся на вагоны дальнего следования, пригородного и межобластного сообщения.

Вагоны дальнего следования, предназначенные для перевозки пассажиров на большие расстояния, имеют жесткие и мягкие полки для лежания, багажные полки, системы водоснабжения, отопления, вентиляции и освещения, а также другие устройства, обеспечивающие необходимые удобства для пассажиров. По внутренней планировке вагоны делятся на купированные и некупированные. Купированные вагоны подразделяются на жесткие, мягкие, мягко-жесткие.

Вагоны-рестораны предназначены для обеспечения питанием пассажиров в пути следования, почтовые – для перевозки писем, посылок и другого почтового груза, а багажные – для багажа.

Грузовой парк составляют крытые вагоны, полувагоны, платформы, цистерны, изотермические и вагоны специального назначения (передвижные мастерские, контрольные платформы для проверки вагонных весов, снегоочистители, а также другие вагоны, приспособленные для технических и бытовых нужд железных дорог). Каждый из перечисленных видов вагонов предназначен для перевозки определенных грузов. Конструкция грузового вагона должна обеспечивать сохранность груза, удобство погрузки и выгрузки и наибольшую вместимость.

Крытые вагоны предназначены для перевозки требующих защиты от атмосферных воздействий тарно-упаковочных, высокоценных грузов: различных пищевых продуктов, промышленных товаров, приборов, станков, зерна и др. В крытых вагонах специального назначения перевозят скот, птицу. Крытые вагоны оборудованы люками и задвижными дверями, обеспечивающими погрузку и выгрузку грузов, вентиляцию и очистку кузова.

Крытые вагоны для перевозки скота имеют вентиляционные люки или решетчатые кузова, они оборудуются кормушками, корытами, баками для воды и другими устройствами. Для перевозки мелких животных и птиц кузова вагонов строятся многоярусными.

Изотермические вагоны служат для перевозки скоропортящихся или боящихся замерзания грузов (мясо, рыба, молоко, минеральные воды, фрукты и т.п.). Кузова таких вагонов теплоизолированы, оборудованы приборами охлаждения, отопления и вентиляции. Изотермические вагоны бывают с машинным охлаждением и электрическим отоплением (рефрижераторные) и льдосоляные.

Полувагоны предназначены для перевозки навалочных грузов: угля, руды, кокса, флюсов, а также длинномерных грузов – леса, проката. Полувагон имеет открытый кузов, удобный для погрузки и выгрузки. В полу таких вагонов имеются люки для разгрузки сыпучих материалов и поэтому они называются саморазгружающимися. Полувагоны строятся четырехосные и восьмиосные.

К саморазгружающимся вагонам относятся металлические вагоны – думпкары, ихопперы. Думпкары предназначены для перевозки руды и строительных материалов на короткие расстояния. При разгрузке их кузов наклоняется в одну из сторон пневматическим механизмом. В крытых хопперах перевозят цемент, а в открытых – щебень, песок и др.

Платформы служат для перевозки длинных и громоздких грузов: проката, леса, различных станков, машин, автомобилей и контейнеров. Кроме того, на платформах перевозят руду, уголь, щебень и другие сыпучие грузы. Преимущество платформ состоит в том, что их можно быстро и легко загружать и разгружать, применяя простейшие средства механизации.

Для перевозки легковых автомобилей создана четырехосная цельнометаллическая двухъярусная платформа, имеющая металлическую ферму с полом. Автомобили грузят по два ряда в каждом ярусе и крепят колодками, расположенными в полу. С торцов на каждом ярусе сделаны опускающиеся мостики, которые позволяют грузить автомобили со станционной платформы, а также разгружать их без подъемных устройств.

Транспортеры – это специальные многоосные (от шести до 40 осей) платформы, предназначенные для перевозки громоздких и тяжелых грузов массой до 400 т: крупных отливок, ферм мостовых кранов, трансформаторов, генераторов, турбин и т.п. Средняя часть рамы транспортеров располагается как можно ниже для облегчения погрузки, выгрузки и размещения громоздких грузов большой массы.

Цистерны представляют собой грузовые вагоны, кузовом у которых является цилиндрический котел, прочно прикрепленный к раме.

Цистерны делятся на две группы: общего назначения для перевозки нефтепродуктов (бензина, керосина, лигроина, нефти, моторного топлива, минерального масла и т.п.); специального назначения для перевозки различного рода кислот, спирта, химикатов, сжиженных газов, а также пищевых продуктов (молока, вина, патоки, масел и др.).

Для перевозки высоковязких нефтяных продуктов применяются бункерные вагоны, имеющие рубашки для подогрева груза паром при разгрузке.

По условиям и месту эксплуатации грузовые вагоны подразделяются на магистральные (общесетевые) и промышленного транспорта. К первым относятся вагоны, которые допускаются к эксплуатации по железным дорогам страны. Вторые в груженом состоянии могут курсировать только по внутризаводским и другим промышленным путям замкнутого направления.

В зависимости от ширины железнодорожной колеи пассажирские и грузовые вагоны разделяются на вагоны широкой колеи – ширококолейные, курсирующие по железнодорожным путям нормальной колеи (шириной 1520 мм), и узкой колеи – узкоколейные (750, 900 и 1060 мм).

По количеству осей вагоны бывают двух-, четырех-, шести-, восьми и многоосные.

По конструкции кузова, материалу и технологии изготовления вагоны подразделяются на цельнометаллические и вагоны с металлическим каркасом кузова и деревянной обшивкой, а также сварные и клепаные.

Каждый вагон независимо от типа и вида должен обладать необходимой прочностью при минимальной массе, быть простым и дешевым в изготовлении, а также удобным и экономичным в эксплуатации.

Все элементы вагонов по прочности, устойчивости и состоянию должны обеспечивать безопасное и плавное движение поездов с наибольшими скоростями, установленными МПС. Вновь строящиеся вагоны должны обеспечивать безопасное и плавное движение поездов с наибольшими конструкционными скоростями перспективных локомотивов, предназначенных для обслуживания соответствующих категорий поездов.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.