Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стратегия как перспектива






Если в четвертом определении стратегии мы обращали внимание на расположение организации относительно внешней среды и так вплоть до выявления конкретных позиций, то пятое определение возвращает нас внутрь организации, но только для того, чтобы обрести более широкий взгляд на ситуацию. С этой точки зрения стратегия является перспективой, и суть ее определяется не только избранной позицией, но и укоренившимся способом восприятия мира. Есть организации, которые весьма внимательно относятся к рынку и выстраивают вокруг этого целую идеологию (как, например, IBM). (В тексте игра слов: Ideology Built around Market (an IBM) - идеология, выстроенная вокруг рынка.-Прим. перев.) Примером такого подхода может служить компания Hewlett-Packard, создавшая особый основанный на высокой инженерной культуре стиль " путь HP", или McDonald's, чей успех в значительной мере определяется девизом " качество, сервис, чистота и уважение".

Таким образом, стратегия по отношению к организации есть примерно то же самое, что индивидуальные особенности для человека. В самом деле, один из самых первых и самых влиятельных исследователей стратегического менеджмента (по крайней мере его идеи отражены во всех более или менее серьезных последующих работах) Филип Селзник (Seiznick, 1957: 47) говорит о " характере" организации, заложенном в саму ее основу-индивидуальной или интегрированной " приверженности к определенному образу действий и реакциям". Это понятие широко используется и в других областях. Так, антропологи говорят о " культуре" общества, а социологи-о его " идеологии", военные теоретики пишут о " главных стратегиях" армий, а теоретики менеджмента, выработав собственную терминологию, обсуждают " теорию бизнеса" как его " движущую силу" (Drucker, 1974; Tregorand Zimmerman, 1980). В немецком языке есть, пожалуй, наиболее удачный термин- Weltanschauung, дословно означающий " мировоззрение" - некое коллективное понимание (интуитивное) устройства мира.

Пятое определение, помимо всего прочего, предполагает, что стратегия - это концепция. Это означает, что все стратегии представляют собой абстракции, существующие только в умах заинтересованных сторон. Важно не забывать, что еще никому не удавалось увидеть стратегию или потрогать ее. Всякая стратегия - это изобретение, фантазия, продукт чьего-то воображения, вне зависимости оттого, разрабатывается она намеренно для регулирования поведения в будущем или же извлекается из прошлого опыта.

Еще один важный момент в пятом определении-это то, что перспективе сопутствует слово разделяемая. Данный аспект явственно присутствует в терминах Weltanschauung, " культура" и " идеология" (по отношению к обществу), но практически отсутствует, скажем, в термине " личность". Стратегия-это перспектива, разделяемая членами организации в их намерениях и/или действиях. В самом деле, говоря о стратегии именно в этом контексте, мы вступаем в сферу коллективного разума, когда индивиды объединены общностью мышления и/или поведения. В этой связи важнейшей задачей изучения стратегий является проблема " прочтения" содержания коллективного разума, понимания намерений, пронизывающих систему под названием " организация", разделяемых всеми ее членами, и осознание того, как на подобной общей и достаточно устойчивой основе осуществляются те или иные действия.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.