Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






А.И. Рощиным






МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО СЕМИНАРУ КРИТИКИ

Для студентов факультета теории и истории искусств

 

Санкт-Петербург

 

Методическое указание подготовлено

Профессором кафедры русского искусства

А.И. Рощиным

Утверждено на заседании кафедры

12.11.2001 года

Лицензия ПД № 2-69-562 от 29.01.2000 г. Подписано в печ. 07.12.01

Зак. 5. Тир. 150. Формат 60х84 1/16. Гарнитура Times. Объём 0, 5 уч-изд. Л.

Отпечатано на ротапринте Института им. И.Е. Репина

199034. Санкт-Петербург, Университетская наб., 17

Термин " критика" который вошел во все языки мира, появился в Древней Греции в эллинистический период. Уже тогда он имел неоднозначное значение. Во-первых, он употреблялся в смысле отрицательного суждения о чем-нибудь. Во-вторых, означал суждение, анализ, разбор какого-нибудь явления, предмета, поступка, теории, художественного произведения и т.д. В-третьих - этим словом обозначалась и специализированная оценка литературных и художественных произведений знатоками.

Термин ''художественная критика" утверждается в ХIХ в. Его употребляли вплоть до конца 20-х гг. XX в. в двух значениях; первое - широкое, охватывающее все виды литературы и всего комплекса искусств; второе (узкое) - критика изобразительного искусства. Теперь же художественной критикой в основном именуют только последний вид, поскольку отпочковались и получили самостоятельность такие ее составные части, как литературная, театральная, музыкальная» архитектурная критика.

Художественная критика как составная часть искусствоведения тесным образом связана с ее другими составными частями: теорией искусства, историей искусства, методологией и методикой искусствоведения. Разница между работой историка искусства и художественного критика заключается в способах изучения и в формах выражения, но не в критериях оценки художественных произведений. Историк искусства, отдавая должное ценностному анализу и отлично понимая разные масштабы художников, руководствуется поисками истины, как все было в историческом процессе. Критик анализирует то, что конкретно существует в сегодняшнем художественном мире, он анализирует и выносит " приговор", действуя в системе своих профессиональных ценностных ориентации.

Полюсами критического анализа является социология и эстетика. Критик рассматривает то или иное явление художественной жизни с позиций историзма, изучает произведение в единстве содержания и формы.

Социологический аспект - не просто одна из сторон изучения художественного творчества, без него немыслимо полноценное суждение об искусстве. Разумеется, обращение к жизненной общественной практике для критика не дополнение, а ориентир и масштаб для решения, прежде всего, эстетических задач.

Эстетическая оценка - одна из самых важных и трудных в критическом анализе. От критика ждут не просто пересказа мотива, изображенного художником, а глубокого анализа произведения. Он должен помочь по достоинству оценить его художественные качества. Разумеется, теория не гарантирует безошибочности суждения. Критик должен обладать вкусом, художественным чутьем. Без тонкого и развитого чувства просто невозможно заниматься искусствоведением как наукой. Но эмоциональная сторона здесь подчинена научным задачам, она является лишь необходимым условием для занятия критической деятельностью.

В критическом анализе применяются, кроме социально-эстетического, и другие методы: сравнительно-исторический, биографический, психологический, структурный и тл.

В критическом анализе не должно быть предвзятости, натяжек и неуважительного отношения к авторам.

Художественная критика, являясь составной частью искусствоведения, обладает своей спецификой по сравнению с другими ее частями. Она является той составной частью искусствоведения, которая непосредственно смыкается с художественным процессом. Каждое новое произведение, прежде чем войти в круг уже устоявшихся художественных ценностей, должно выдержать соответствующий экзамен. Первые вопросы ему задаёт

 

критика. В ней, как в зеркале, отражается весь комплекс суждений данного общества об искусстве. Она, как правило, имеет дело с явлениями и процессами еще не завершёнными в отличие от истории искусства. Последняя же в основном изучает прошлое, знает, чем кончилось то или иное явление. В своих исследованиях история искусства ретроспективно осмысляет и опыт критики.

Развитие критики всегда тесно связано с тем или иным направлением в искусстве. Она придает ему идеологическую оформленность и устойчивость. Критика провозглашает в статьях, манифестах, декларациях художественные принциаы направления, ведёт активную борьбу с противниками, анализирует художественную практику, фактически складывающиеся в ней тенденции. В круг ее проблем включаются и вопросы собственного жанрового и стилевого, методологического и методического характера. Она вырабатывает принципы анализа произведений, свою систему понятий и терминов.

Существуют разные системы жанров критики, исходящие из разных оснований. В одном случае - по методу анализа: портрет, диалог, литературная параллель, академический отзыв, трактат. В другом - по литературным формам: эссе, пародия, памфлет, фельетон. В третьем - по объему охватываемого материала: рецензия, этюд, обзор, критическая монография. И все-таки за основу деления жанров художественной критики наиболее правомерно по объекту исследования: произведение, автор, процесс. В соответствии с этим можно сказать о трех опорных жанрах - рецензия, творческий портрет, статья. Вокруг них группируются все остальные разновидности.

Анализ и оценку отдельного произведения осуществляет рецензия (с латинского -рассмотрение, обследование) - как бы первичный жанр в обширном семействе жанров художественной критики. Без умения проанализировать и оценить отдельное произведение нельзя разобраться в художественном процессе в целом. В то же время ценность рецензия как конкретного отклика на конкретное произведение резко увеличивается, если рецензент вооружен пониманием процесса и претворяет это свое понимание в ответе на вопрос: какое место занимает в художественном процессе, в духовной жизни рассматриваемое им произведение.

Рецензии подвластен любой законченный труд, но рецензия на произведения литературы и искусства обладает особыми качествами.

Для уяснения специфики рецензирования необычайно важно то положение эстетики и общего искусствознания, которое утверждает, что подлинно художественное произведение обладает определенной законченностью, что оно представляет собой целостный завершенный " мир". И как бы ни была сосредоточена рецензия на выяснении того или иного аспекта произведения, критик непременно должен исходить в своем анализе и особенно оценках из этой целостности и завершенности, степени их наличия в данном произведении. Правильное прочтение произведения с точки зрения того, насколько оно едино, целостно по своему содержанию и по своей форме - эстетическая первооснова рецензентской деятельности.

Поэтому хорошим рецензентом может быть только хороший критик, т.е личность, обладающая самобытным мировоззрением, значительными жизненными идеями, представлениями, устойчивыми художественными принципами.

Рецензия – многообразнейшее явление в критической работе, что, разумеется, не означает, будто нельзя выявить в потоке рецензий некоторых типологических свойств и особенностей.

Задачи рецензии – дать объективную оценку произведения. Всегда легко подвергать

 

осуждению повседневную художественную продукцию, если неразумно сопоставлять её с вершинными явлениями мирового искусства. Такое заведомо предвзятое, высокомерное отношение к текущему художественному процессу встречается и среди широкой публики, и среди критиков. В нём нет истинной любви к искусству, к его живой, трепетной жизни. Нет сомнения, что непримиримость к недоброкачественной художественной продукции должна сочетаться с тем, чтобы все, заслуживающие хоть малой поддержки, было замечено, поддержано. Объективность рецензента не должна исключать доброжелательности, любви и признательности к таланту в различных по масштабу проявлениях.

СТАТЬЯ- среди критических жанров наиболее зрело и зримо выявляет научно-публицистическое начало как ведущее, коренное в критической деятельности. Задача статьи - раскрыть, проанализировать существенные стороны художественного процесса, истолковать, обобщить, оценить факты, события.

Условно критические статьи можно подразделить на проблемные, монографические, теоретические, юбилейные, эссе, полемические, заметки критика, обозрение, творческий портрет.

В центре проблемкой статьи всегда находится актуальная идейная, нравственная, эстетическая проблема, ставится она преимущественно на современном материале. Автор не стремится охарактеризовать произведения со всех сторон. Он выбирает аспекты, нужные ему для той главной проблемы, которая побудила его выступить с данной статьей. Автора здесь подстерегает опасность — впасть в рассуждения, оторванные от конкретного художественного материала или не подтверждаемые свойствами этого материала. Найти меру обобщенности и конкретного анализа, естественно связать публицистический пафос и точность в отборе и характеристике привлекаемого материала искусства - вот в чем состоит трудность в написании проблемной статьи.

Научность - не только непременное свойство настоящей проблемной статьи, но и подчас зримо наблюдаемое структурообразующее качество этого жанра. Здесь возникают особенно часто произведения как бы пограничные между критикой и наукой. Критик, как и ученый, обычаю избирает либо дедуктивный, либо индуктивный принцип построения статьи. В одном случае, он отправляется от проблемы к конкретному художественному материалу. В другом- от частных наблюдений, от конкретики к общим выводам. И в том, и в другом случае непременно наличествует публицистический пафос и стремление к научно

достоверной аргументации.

Теоретическая статья в сегодняшней критике посвящена коренным идейно-теоретическим вопросам развития искусства. Её функция – постановка вопросов теории на современном художественном материале. Она может быть написана как в научном, так и в научно-критическом ключе.

Юбилейная статья связана с какой-либо знаменательной датой. Функционально она сосредоточена на изложении позитивного материала – вклада данного художника в культуру или значения данного историко-художественного события. В необходимых случаях это не исключает разговора об объективной ограниченности или субъективных заблуждениях мастеров искусств прошлого или настоящего. Интонация юбилейной статьи может быть различной. Но обычно она тяготеет к научной речи. Чаще всего представляет собой популяризацию достигнутого искусствознанием во взглядах на данного художника. Однако к критике такую статью “привязывают” её акцент на современном звучании опыта данного художника.

Эссе отличается от других разновидностей статьи большей выявленностью личного,

 

лирического начала, осознанным авторским стремлением к стилистическому и композиционному изяществу. Ее функции - найти у читателя не только логический, но и обязательный эмоциональный отклик на какие-либо явления искусства или жизненные вопросы, в них затронутые. В интонации главенствует стремление к особой художественности, субъективные взгляды автора явственно доминируют над научной обоснованностью выводов. Но это вовсе не означает, что в работах такого рода присутствует " обязательная" ненаучность, субъективизм.

Полемическая статья. Полемические мотивы могут содержаться в статьях любого вида. Но бывает так, что полемика служит и целью статьи и основой ее композиции. Функцию такой статьи составляет прямое, публицистическое, заостренное опровержение концепций, трактовок, прочтений, которые автор считает несостоятельными. Речевые средства в этом виде подчинены полемике, обычно широко используются ирония, риторические вопросы и многие другие возможности языковой экспрессии. Общий тон полемической статьи - почти всегда повышенный. В арсенале критики - самые разнообразные полемические средства: короткие острые реплики, иронический " комментарий" - фельетон, сатирически заостренная проблемная статья, памфлет.

Одной из популярнейших модификаций статьи являются " заметки критики" Это -критико-публицистическое выступление по каким-либо актуальным общественным или творческим вопросам, базирующимся на текущем художественном материале. По расширяющейся жанровой проекции " заметки" способны стать книгой - персональным сборником статей-заметок, сравнительно широких по составу, но объединенных какой-либо общей идеей или темой. По своим жанровым признакам " заметки критика" близки проблемной статье. Как правило, они обладают большой свободой, самостоятельностью составляющих их главок или частей (которые нередко выделяются подзаголовками). Слово " заметки" указывают на некоторую сознательную очерковость, незавершенность ' исследования.

Разновидность жанра статьи является обозрение (обзорная статья). Обозрение строится весьма непринужденно, форм и " подформ" этого рода статьи не перечислить: обозрения тематические, жанровые, " возрастные", например обзор творчества молодых, и т.д. Данный вид статьи часто вызывается к жизни каким-то конкретным поводом из текущей художественной или общественной жизни.

Творческий портрет - один из самых популярных жанров в художественной критике. Его цель - показать индивидуальность художника, его творческий облик. Жанровые разновидности творческого портрета обусловлены объемом выступления, подходом к анализу творчества и манерой изложения. Возможен самый широкий диапазон - от сосредоточенности преимущественно на творческих проблемах до беллетризованных сведений о творческих замыслах и фактах биографии. Но в любом случае очень важно выявить своеобразие мировосприятия и творческой манеры художника. В основном в критике творческий портрет представлен очерком.

Кроме перечисленных жанров в современной критике популярны критические диалоги, статьи-предисловия, послесловия и т.д.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.