Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общие выводы и рекомендации






Несмотря на то, что выпускники школ Санкт-Петербурга уже несколько лет подряд проходят государственную итоговую аттестацию по физике лучше, чем в среднем по Российской Федерации по всем ключевым показателям, экзамен в формате ЕГЭ по-прежнему высвечивает многие системные проблемы петербургского естественнонаучного образования, которые не могут решиться одномоментно.

1. Контрольные измерительные материалы ЕГЭ по физике соответствует действующим образовательным стандартам, построенным на основе деятельностного подхода в обучении. Они ориентированы на проверку умений применять теоретические знания на практике, а также ряда специфических предметных и общеучебных умений. Количество заданий репродуктивного характера минимально. Подавляющее большинство заданий проверяют не столько знание закона или формулы, сколько понимание механизмов процессов, функциональных зависимостей между величинами.

Тем не менее, анализ результатов ЕГЭ позволяет утверждать, что физическое образование в основной и старшей школе часто носит репродуктивный характер, что зачастую приводит к формальному применению заученных законов и формул без их осмысления и анализа.

В связи с этим актуальной становится постоянная рефлексивная деятельность учителя с целью установления соответствия реального учебного процесса требованиям образовательного стандарта как в части его содержания, так и в части организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся в процессе обучения.

Таким образом, основное условие успешной подготовки к единому государственному экзамену – целенаправленная, системная, регулярная и осмысленная работа школы по реализации в учебном процессе ключевых идей и базовых требований образовательных стандартов.

2. Статистика показывает, что подавляющее большинство выпускников, сдающих экзамен по физике, изучали или изучают предмет на базовом уровне (2 часа в неделю). На изучение физики на профильном уровне должно отводиться 5 часов в неделю. Таким образом, базовый уровень изучения физики по объему часов отличается от профильного в 2, 5 раза. Базовый уровень изучения физики не предполагает обучения решению задач повышенного и высокого уровня сложности. Следовательно, существенного повышения результатов экзамена, особенно за счет выполнения заданий с развернутым ответом, можно ожидать только при условии увеличения в городе количества классов с профильным изучением физики. Справедливость данного предположения подтверждается стабильно высокими результатами выпускников петербургских физико-математических лицеев.

3. Значительное влияние на повышение результатов ЕГЭ может оказать полноценное (в соответствии со стандартом) изучение курса физики на ступени основной школы. По нашему мнению важным внешним толчком к пересмотру отношения к качеству преподавания предмета в основной школе может стать системное проведение ОГЭ.

4. Успешно себя зарекомендовала региональная система оценки качества образования, выступающая инструментом мониторинга качества образования на разных ступенях обучения. При этом следует отметить необходимость четкой координации общегородских, районных и внутришкольных процедур контроля качества знаний с целью недопущения существенных потерь дефицитного учебного времени на разнообразные процедуры контроля в ущерб процессу обучения.

Таким образом, результаты экзаменов 2014 года с одной стороны, свидетельствуют о положительной динамике в преподавании физики в Санкт-Петербурге и подтверждают явную конкурентоспособность санкт-петербургских абитуриентов на федеральном уровне. С другой стороны, эти результаты пока не позволяют однозначно утверждать, что в городской системе естественнонаучного образования происходят кардинальные изменения к лучшему.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.