Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






по французскому языку 2016






 

Для проведения ЕГЭ по французскому языку в 2015 году использовались контрольно-измерительные материалы (далее КИМ), представляющие собой стандартизированный тест, состоящий из четырех разделов: аудирование, чтение, грамматика и лексика, письмо. В каждый из разделов входят задания базового, повышенного и высокого уровней сложности. В 2015 году в экзаменационную работу была включена устная часть (раздел «Говорение»).

Раздел «Аудирование»

Раздел «Аудирование» показывает, насколько хорощо учащиеся понимают устную речь. Учащиеся дважды слушали три типа текста: монолог, диалог и интервью. Далее учащимся предлагалось выполнить следующие задания на понимание услышанного:

· Соотнести данные утверждения с прослушанными высказываниями;

· На основании прослушанного диалога определить правильность данных утверждений, ответив «vrai», «faux», «aucune information»;

· После прослушивания интервью ответить на вопросы, выбрав подходящий ответ из трех предложений.

Можно выделить наиболее часто встречающиеся ошибки при выполнении заданий на аудирование:

· Неправильное занесение ответов в бланк ответов;

· Недостаточное понимание содержания аудиотекста для определения основной мысли;

· В задании 1 (на установление соответствия) выбирается вариант ответа, в котором присутствуют слова и сочетания, звучащие в тексте; при этом не обращается внимания на значение высказывания в целом;

· Недостаточное понимание разницы ответов «неверно» (faux) и «не сказано» (aucune information).

Для подготовки к ЕГЭ могут быть даны следующие рекомендации для учителей французского языка:

· Для формирования навыков аудирования на занятиях необходимо отбирать аудиотексты подобные тем, которые используются в материалах ГИА:

- для аудирования на понимание основного содержания текста – короткие монологические высказывания, имеющие общую тематику;

- для аудирования на понимание запрашиваемой информации – диалоги, в которых отражаются ситуации повседневного общения;

· Необходимо приучать учащихся внимательно читать тестовые утверждения;

· Применять различные стратегии прослушивания текста в зависимости от поставленной задачи;

· Развивать умение выделять ключевые слова и не обращать внимание на второстепенную информацию, не влияющую на понимание общего смысла высказывания;

· Развивать умение соотносить основную мысль высказывания с ключевыми словами;

· Приучать учащихся запоминать основную информацию утверждений;

· Развивать умение ориентироваться на смысл высказывания в целом, а не на наличие в нем ключевых слов;

· Развивать умение подбирать синонимичные слова и выражения;

· Приучать учащихся ориентироваться только на информацию, звучащую в тексте, а не на их знания по данному вопросу;

· При выполнении различных типов заданий обращать внимание учащихся на последовательность действий и особенности каждого вида заданий;

· Приучать учащихся отвечать на часть вопросов уже при первичном прослушивании, объяснять, что если учащиеся затрудняются с выбором ответа при первичном прослушивании, нужно оставить его и продолжать дальше выполнять задание;

· Объяснять разницу в использовании ответов «неверно» (faux) и «не сказано» (aucune information). Если утверждение хотя бы частично не совпадает с информацией в аудиотексте, то выбирается вариант ответа «неверно» (faux). Если в аудиотексте информация, содержащаяся в утверждении, не упоминается, выбирается ответ «не сказано» (aucune information);

· Приучать учащихся при повторном прослушивании концентрировать внимание на тех утверждениях, где они затруднялись дать ответ;

· Обращать внимание учащихся на то, что в заданиях 3-9 с множественным выбором тестовый вопрос состоит из двух частей: основная часть и три варианта ответа. Рекомендуйте учащимся удерживать в памяти обе части вопроса;

· Рекомендовать учащимся не выбирать варианты ответов только потому, что их формулировка и лексика, звучащая в аудиотексте, совпадают;

· Уделять больше внимания выполнению тренировочных упражнений на употребление союзов: mais, pourtant, donc, parce que, puisque, puis, avant, aprè s и т.д.;

· Приучать учащихся проверять ответы после того, как они закончили выполнение задания;

· Чаще организовывать работу учащихся с бланком ответа.

Раздел «Чтение»

Раздел «Чтение» позволяет определить, насколько быстро и правильно учащиеся понимают письменный текст. На экзамене были использованы отрывки из прессы, научно-публицистических статей и художественной литературы. Учащимся предлагалось выполнить следующие задания:

· Соотнести тексты с данными заголовками (т.е. быстро понять общее содержание небольших отрывков);

· Вставить в текст изъятые из него части предложений (здесь необходимо четко понимать, о чем идет речь);

· На основании прочитанного художественного текста ответить на вопросы, выбрав подходящий ответ из четырех предложенных.

В качестве типичных ошибок встречающихся в данном разделе экзамена, можно указать следующие:

· Неправильное занесение ответов в бланк ответов;

· В задании 10 трудности в понимании названия некоторых рубрик;

· Попытки понять каждое слово текста;

· Соотнесение микротекста и названия рубрики лишь на том основании, что в тексте встречаются те же слова, что и в названии рубрики; при этом не улавливается общий смысл текста;

· В задании 11 учащиеся не обращают внимания на подсказки в виде грамматической структуры предложения, в силу чего выбирается вариант, противоречащий правилам грамматики;

· Экзаменуемые не рассматривают текст задания как связный контекст, а ориентируются на отдельные фразы;

· При выполнении заданий 12-18 ответы могут выбираться наугад, если экзаменуемые не понимают значения ключевых слов;

· Ответ может выбираться лишь на том основании, что он содержит элементы фразы, встречающиеся в тексте.

В связи с продемонстрированными результатами можно порекомендовать учителям:

· В ходе учебного процесса для подготовки к ГИА следует использовать типы текстов, подобные тем, которые встречаются в материалах экзамена:

- на понимание основного содержания текста: короткие статьи из периодической печати (или отрывки статей) информационного характера;

- на полное понимание текста: отрывки из произведений французских писателей;

· Для выполнения задания 10 составить список всевозможных рубрик, встречающихся в прессе;

· Объяснить учащимся, какого рода тексты могут относится к рубрикам, вызывающим у них наибольшее затруднение (например, рубрики «Carnet du jour», «Travaux publics», «Faits divers»);

· Ориентировать учащихся на выделение ключевых слов и игнорирование тех слов, от которых не зависит понимание общего смысла текста;

· Если некоторые слова, необходимые для понимания текста, остались неясными, рекомендовать учащимся перечитать текст и постараться догадаться о значении этих слов по контексту или вспомнить однокоренные слова;

· Развивать умения учащихся выделять основную мысль текста;

· Ориентировать учащихся на внимательное чтение первого и последнего предложения микротекста, т.к. в них обычно дается тема/основная мысль текста;

· Рекомендовать учащимся после внимательного прочтения текста продумывать ответы на вопросы текста, не читая предложенные варианты, и находить в тексте отрывки, которые подтверждают их ответы;

· Ориентировать учащихся на выбор правильного варианта ответа из четырех предложенных с последующим анализом причин, почему не подходят оставшиеся варианты;

· Если учащиеся затрудняются в выборе ответа, рекомендовать им исключить неподходящие, на их взгляд, варианты и сделать выбор из оставшихся;

· В заданиях на полное понимание текста обращать внимание учащихся на средства логической связи.

Раздел «Грамматика и лексика»

Раздел «Грамматика и лексика» контролирует лексико-грамматические знания учащихся. Учащимся было предложено выполнить три задания на основе текста:

· Поставить глаголы и прилагательные в нужную форму;

· Образовать от данных слов однокоренные и поставить их в нужную форму;

· Выбрать подходящее слово из четырех предложенных.

Задания этого раздела относятся к двум уровням сложности: базовому (задания 19-25) и повышенному (задания 26-38). В разделе «Грамматика и лексика» проверяются умения применять соответствующие лексико-грамматические знания в работе с французскими текстами.

Типичные ошибки при выполнении заданий раздела «Грамматика и лексика:

· Неправильное употребление времени глагола;

· Ошибки в формах спряжения неправильных глаголов;

· Неправильный выбор вспомогательного глагола;

· Неправильное образование форм женского рода;

· Неправильное образование форм множественного числа;

· неправильное образование причастий настоящего и прошедшего времени, деепричастий;

· Неумение образовывать новые слова из исходной единицы с помощью суффиксов;

· Выбор из предложенных вариантов ответов слова, значение которого не соответствует смыслу предложения;

· Игнорирование подсказок в виде сочетаемости и управления слов.

Так как наибольшую трудность для учащихся представляют спряжение неправильных глаголов, образование женского рода и множественного числа прилагательных и существительных, словообразование, то полезными будут следующие типы упражнений:

· Определить часть речи (см. упражнение 1);

· Соотнести грамматическую форму с названием времени (см. упражнение 2);

· Задания на словообразование;

· Задания, развивающие орфографические навыки;

· Образовать причастия настоящего и прошедшего времени, деепричастия (см. упражнение 3).

 

Упражнение 1.

Распределите данные части речи в 4 колонки.

National, notamment, obliger, premier, trouver, natal, sé rieusement, tendance, alterner, connaissance, beauté, vite, sens, tradition, offrir, artificiel, paraî tre, maintenant.

Noms Adjectif Verbe Adverbe
       

Упражнение 2.

Определите, в каком времени стоят данные глаголы. Заполните таблицу.

Il é crivait, tu iras, ils lisent, nous pouvons, j’ai lu, tu é cris, vous pourrez, il va, ils ont é crit, nous lisions, nous sommes allé s, il a pu, ils é criront, tu allais, je lirai, ils pouvaient.

Pré sent Imparfait Passé composé Futur simple
       

Упражнение 3.

Образуйте причастия настоящего, прошедшего времени и деепричастия данных глаголов.

Infinitif Participe pré sent Participe passé Gé rondif
lire      
é crire      
partir      
attendre      
ouvrir      

 

Для подготовки к ЕГЭ могут быть даны следующие рекомендации для учителей французского языка:

· Для выработки лексико-грамматических навыков использовать связные аутентичные тексты;

· Приучать учащихся прочитывать заголовок и весь текст перед началом выполнения задания;

· Ориентировать учащихся во время выполнения задания читать текст по предложениям, вписывая в пропуски подходящие формы и заполняя сначала пропуски, где они уверены в ответе;

· Рекомендовать учащимся не оставлять незаполненных пропусков, вписывая форму, которая, на их взгляд, является наиболее приемлемой;

· Приучать учащихся анализировать контекст, чтобы правильно определить время повествования, последовательность и характер обозначенных в нем действий;

· Уделять большее внимание грамматическим явлениям, которые часто вызывают затруднения:

- образование временных форм неправильных глаголов;

- согласование participe passé глаголов;

- образование форм множественного числа существительных и прилагательных;

- образование форм женского рода прилагательных;

- наличие у некоторых прилагательных двух форм мужского рода;

- образование неправильных форм степеней сравнения прилагательных и наречий;

· Обеспечивать эффективную работу над лексическим материалом на всех этапах обучения лексике (ознакомление, закрепление в тренировочных заданиях, использование в речи);

· Уделять внимание употреблению устойчивых выражений;

· Вырабатывать у учащихся привычку обращать внимание на сочетаемость слов;

· Ориентировать учащихся после выполнения задания перечитать весь текст со вставленными словами, чтобы убедиться, что они правильно написаны и сочетаются с остальными словами в предложении.

Раздел «Письмо»

В разделе «Письмо» представлены задания двух уровней сложности: базового (задание 39 – письмо личного характера) и высокого (задание 40 – письменное высказывание по предложенной проблеме «Ваше мнение»). Принимая во внимание наличие критерия «языковое оформление текста», это задание можно отнести к базово-повышенному уровню.

В данном разделе экзаменационной работы контролируется умение учащихся создавать различные типы письменных текстов (умение написать ответное письмо другу и сочинение-рассуждение на заданную тему. В первом задании учащимся необходимо было представить, что они читают отрывок из письма французского друга, который рассказывает о своей жизни и задает им три вопроса. Учащимся нужно было написать воображаемому другу аналогичное письмо, отвечая на поставленные вопросы и, в сою очередь, задать ему три вопроса в рамках обсуждаемой темы. Здесь важно уложиться в требуемый объем текста (100-140 слов) и соблюсти формальные требования к оформлению именно бумажного письма (а не электронного). Во втором задании учащимся необходимо аргументировано выразить отношение к заданному утверждению. Здесь важно показать не только собственную точку зрения, но и привести другие мнения, а также объяснить, почему учащиеся их не принимают. Позиция учащихся должна опираться на 2-3 аргумента, в пользу другого мнения нужно привести 1-2 аргумента.

Основным критерием оценивания является «решение коммуникативной задачи», т.е. основное внимание уделяется формальному оформлению текста: стилистическое соответствие жанру (дружеское письмо или сочинение-рассуждение), логичность изложения, полнота раскрытия темы и т.д. Орфографическая сторона речи учитывается в меньшей степени. Однако, несмотря на это, учащимся надо стараться не допускать ошибок и грамотно расставлять диакритические знаки (accent aigu, accent grave, accent circonflexe, cé dille).

Можно выделить наиболее часто встречающиеся ошибки при выполнении заданий на письмо:

· Превышение допустимого объема текста;

· Отсутствие некоторых элементов содержания в некоторых работах, где был соблюден требуемый объем;

· Несоответствие вопросов теме задания;

· Нарушение правил вежливости;

· Отсутствие названия места отправления и даты в верхнем правом углу;

· Написание места и даты в две строки;

· Написание заключительной фразы и подписи в одну строку;

· Отсутствие деления письма на абзацы;

· Нелогичное деление письма на абзацы;

· Избыточное использование средств логической связи;

· Неправильное употребление глагольных форм;

· Ошибки в употреблении разных видов местоимений;

· Наличие запятой перед союзом «que»;

· Неправильное написание слов;

· Отсутствие знаков пунктуации в очень длинных предложениях

На основании часто допускаемых ошибок можно порекомендовать учителям:

· Знакомить учащихся с форматом заданий;

· Тренировать учащихся в выполнении разных видов заданий по письму;

· Формировать навык написания работы заданного объема;

· Приучать учащихся внимательно читать задание и выделять ключевые вопросы, которые должны быть отражены в работе;

· Формировать умение планировать работу в соответствии с поставленной задачей;

· Формировать умение работать в соответствии с составленным планом;

· Объяснять, что прямое цитирование формулировки задания недопустимо;

· Развивать умения правильного построения предложения (не только простого, но и сложносочиненного и сложноподчиненного);

· Приучать к логическому построению высказывания;

· Уделять внимание употреблению средств логической связи;

· Привлекать внимание к тем правилам орфографии, на которые чаще всего допускаются ошибки;

· Формировать навыки самоконтроля, обращая внимание учащихся на необходимость сосредоточить внимание при проверке работы на тех проблемных областях, где, как правило, допускается больше всего ошибок (порядок слов, формы глаголов, употребление местоимений, артиклей, предлогов, пунктуационные знаки, правильность написания слов);

· Ориентировать учащихся на проверку соблюдения формата высказывания, логики деления текста на абзацы;

· Приучать учащихся соблюдать хронометраж при выполнении всех разделов экзаменационной работы:

- «Аудирование» – 30 мин;

- «Чтение» – 30 мин;

- «Грамматика и лексика» – 40 мин;

- «Письмо» – 80 мин.

Раздел «Говорение»

Раздел «Говорение» дает возможность учащимся не только продемонстрировать свои умения говорить на французском языке, но и показать творческий потенциал.

Раздел «Говорение» включает 4 задания:

- выразительно прочитать вслух небольшой текст научно-популярного характера (задание 1),

- ознакомиться с рекламным объявлением и задать по нему 5 вопросов (задание 2),

- выбрать одну из трех фотографий и описать ее с помощью плана (задание 3),

- сравнить две фотографии на основе предложенного плана (задание 4).

 

При выполнении раздела «Говорение» можно выделить следующие типичные ошибки:

· Фонетические ошибки, искажающие смысл слов;

· Интонационные ошибки, неверная расстановка фразового ударения;

· Необоснованные паузы, которые затрудняют понимание текста;

· Неправильный порядок слов в предложении;

· Лексические ошибки, затрудняющие понимание фразы;

· Ошибки в употреблении грамматических структур.

· При выполнении заданий 3 и 4 не все аспекты, указанные в задании, полностью раскрыты;

· Отсутствие вступительной и заключительной фразы при выполнении заданий;

· Ошибки в употреблении средств логической связи;

· Нарушение хронометража при выполнении заданий устной части.

Выводы

У чителям-предметникам с ледует обратить внимание на выполнение следующих учебных задач:

· обучение иностранному языку в соответствии с требованиями программы и требованиями к умениям и навыкам, прописанными в Кодификаторе 2016 г.;

· использование тестовых форм контроля в сочетании в традиционными формами контроля в обязательном режиме времени;

· осуществление промежуточного и рубежного контроля в формате диагностического тестирования;

· развитие у учащихся универсальных учебных умений, в том числе навыков автономного обучения (самоподготовки, самоконтроля и самокоррекции достижений);

· использование образовательных ресурсов профильной школы -элективных курсов предметного, межпредметного содержания для целенаправленной подготовки учащихся к освоению иностранного языка на повышенном и высоком уровне и репетиционных для отработки экзаменационных стратегий;

· формирование у учащихся навыка работы с творческими заданиями проблемного содержания с опорой на ситуацию и наглядность;

· обратить внимание на продуктивные формы устной и письменной речи, развивать спонтанное логическое аргументированное высказывание в устной и письменной форме;

· использовать в работе учебно-тренировочные материалы в формате КИМов ЕГЭ 2016 года;

· освоение аттестационных материалов государственной итоговой аттестации для учащихся;

· анализ результатов мониторинга предметной обученности, анализ приобретенного опыта ЕГЭ – успехов, рисков и ошибок;

· обратить внимание на новую форму бланков и порядок их заполнения;

· целевое повышение квалификации учителей средних общеобразовательных школ на всех ступенях обучения и.

 

Для руководителей образовательных учреждений и методических служб города остаются актуальными следующие направления работы:

· проведение разъяснительной работы среди классных руководителей и родителей по организационным, процедурным и подготовительным мероприятиям, связанным с проведением ЕГЭ по иностранному языку, с целью влияния на осознанный выбор сдачи ЕГЭ по предмету;

· - обратить внимание на организационные, технологические методические особенности устной части ЕГЭ в новом формате;

· организовать подготовку экспертов по проверке устной части ЕГЭ;

· использование учебного, тренировочного и контролирующего потенциала элективных курсов предметной и межпредметной направленности, внеурочной работы по иностранному языку;

· проведение независимого диагностического аудита на разных этапах обучения иностранному языку (с 4 по 9 классы), пробного или пилотного ЕГЭ по иностранным языкам;

· организация методической работы по освоению содержания КИМов, спецификации, кодификатора и демоверсии;

· повышение квалификации учителей (начальной, средней и старшей школы) в области технологии подготовки, учащихся к ЕГЭ по иностранному языку, включая устную часть;

· подготовка учителей-технологов, тьюторов и экспертов оцениванию экзаменационных работ в разделах «Письмо» и «Говорение»;

· поощрение учителей за позитивный опыт ЕГЭ, стимулирование работы учителей-экспертов ЕГЭ.

Задачи, стоящие перед экзаменуемыми:

· расширение возможностей ознакомления с текстами различных типов и жанров, языком современной прессы, ресурсами Интернет;

· тщательная подготовка к ЕГЭ по иностранному языку с использованием тренировочных материалов и КИМов последних лет;

· изучение аналитических материалов неуспешных заданий, участие в олимпиадном движении, социальных и учебно-языковых мероприятиях различных образовательных структур Санкт-Петербурга;

· практическое освоение и использование иностранного языка в коммуникативно-ориентированном контексте;

· правильный психологический настрой на экзамен нового формата (стандартизированный формализованный тест) в письменной и устной форме.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.