Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Краткая характеристика методов научного исследования






Успешность выполнения курсовой и выпускной квалификационной работы в наибольшей степени зависит от умения выбрать наиболее результативные эмпирические методы исследования, поскольку именно они позволяют достичь поставленной в работе цели.

Наблюдение – систематическое, целенаправленное и определенным образом фиксируемое восприятие явлений в естественных условиях повседневной жизни. Данный метод является одним из наиболее доступных и широко применяемых. При проведении наблюдения необходимо соблюдать определенные условия.

Перед любым наблюдением формулируется цель: какое явление будет изучаться.

В зависимости от цели исследования выбирается объект (человек соответствующего пола и возраста) и ситуации, в которых будет осуществляться наблюдение.

При наблюдении необходимо поддерживать естественные условия жизни объекта исследования. Для этого следует предварительно познакомиться с группой, где будет проводиться наблюдение, адаптироваться в этой среде за 2–3 дня. Тогда наблюдаемые ведут себя раскованно и естественно. С целью сохранения естественных условий исследователь не вмешивается в деятельность объекта изучения, который не знает, что за ним наблюдают.

Необходимо помнить, что социальные стереотипы могут повлиять на объективность фиксации и обработки данных. Если в отношении объекта наблюдения сформировалась положительная установка, то исследователь может не заметить негативных проявлений, а если и зафиксирует их, то, скорее всего, объяснит как случайные. И наоборот, при отрицательной установке исследователь может не заметить положительные стороны, а сконцентрировать свое внимание на отрицательных фактах и при интерпретации данных объяснить их как закономерные и постоянные.

Наблюдение дает объективные данные, если оно проводится последовательно и систематично, т.е. за объектом исследования наблюдают не менее 2–3 раз в одних и тех же видах деятельности. Это связано с тем, что наблюдаемые факты не отделены от многих сопутствующих явлений.

Нужно заранее разработать и освоить способы фиксации данных в протоколе. Следует производить «фотографическую» запись всех фактов, не искажая и не изменяя их. Лист протокола, как правило, делится на две части. В первой части записываются наблюдаемые факты, а во второй – их возможная интерпретация (т.е. толкование).

Метод наблюдения имеет следующие положительные черты:

– не зная о том, что он – объект исследования, человек ведет себя свободно, естественно, проявления его психики не искажаются;

– исследователь может увидеть личность наблюдаемого в целом, каждый факт воспринимает как ее часть;

– наблюдение не ограничено возрастом: ведется за всеми видами деятельности и поведением человека любого возраста.

Одновременно с этим наблюдение имеет ряд недостатков: наблюдаемые факты слиты с множеством попутных явлений; исследователь занимает выжидательную позицию, не имея возможности вмешиваться в деятельность объектов наблюдения. Психическое явление может не проявиться, если случайно не возникнет соответствующая ситуация; с помощью наблюдения нельзя быстро собрать большой материал в силу двух причин: во-первых, за одним человеком нужно наблюдать неоднократно, во-вторых, исследователь не может вызвать интересующее его явление, а должен ждать, когда оно произойдет; в процессе повторного наблюдения нельзя получить абсолютно идентичные психологические факты, а значит, и проверить первоначально полученные данные; при наблюдении и обработке данных возможна некоторая субъективность. Наблюдатель в духе своих ожиданий может приписать человеку несвойственные ему мысли и чувства; без использования специальных записывающих средств трудно бывает точно и правильно зафиксировать наблюдаемые факты. Производя запись фактов, исследователь фиксирует их в описательной форме, что значительно осложняет их обработку и интерпретацию. В этом методе ограничено применение математической обработки данных.

Беседа – метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации (т.е. в процессе двухстороннего или многостороннего обсуждения интересующего исследователя вопроса). Эффективность беседы зависит от соблюдения следующих требований:

1. Подготовка и проведение беседы включает постановку цели, выбор материала для нее. Вопросы для беседы должны быть четкими, краткими, конкретными, не слишком общими, не должны подсказывать человеку ответ.

2. Исследователь заучивает вопросы наизусть и задает их всем опрашиваемым в строго определенном порядке, добиваясь развернутых ответов. Возможно использование уточняющих вопросов, если по ходу беседы возникает в этом необходимость.

3. Беседа проводится индивидуально в отдельном, тщательно выбранном помещении.

4. Перед проведением беседы необходимо выбрать объект исследования и установить с ним доверительные отношения. Для этого можно сначала поговорить с ним на интересующую его тему и только потом приступить к заранее составленным вопросам. Беседа должна проводиться непринужденно, тактично, ненавязчиво и ни в коем случае не носить характер «выспрашивания». Очень важно, чтобы исследователь показал человеку, что заинтересован в разговоре с ним, прислушивается к его ответам.

5. Предварительно разрабатываются способы фиксации данных. Возможно использование технических средств (магнитофон, диктофон). Допускается разделение функций исследователя и протоколиста. Ответы опрашиваемого, его поведение, эмоциональные проявления подробно фиксируют в протоколе.

Достоинствами беседы являются:

– возможность одновременно исследовать многие стороны психики человека;

– возможность быстро собрать достаточно большой материал как об одном человеке, так и о группе;

– исследователь более активен, чем в наблюдении, так как задает вопросы;

– возможность повторного проведения с целью выяснения изменений (например, возрастных);

– возможность применения на разных стадиях исследования.

Метод беседы имеет и недостатки: проявления субъективизма, поскольку подбор материала, составление вопросов, вхождение в контакт с респондентом, фиксация и интерпретация ответов зависят от умений исследователя; возрастные ограничения в применении беседы. Ребенок не всегда может дать отчет о своих переживаниях, чувствах, объяснить свои предпочтения и действия, поскольку он только овладевает речью как средством общения.

Опрос – беседа со стандартным набором вопросов. Опрос может проводиться в устной и письменной форме:

1) интервью – способ получения психологической информации с помощью устного опроса;

2) анкетирование (фр. enquê te – список вопросов) – получение информации в виде письменных ответов респондентов на заранее сформулированные вопросы.

Метод анализа продуктов деятельности. В качестве продуктов деятельности могут рассматриваться различные документы, сочинения, дневники, рисунки, другие творческие работы и т.п.

Достоинства данного метода:

– возможность за короткое время собрать достаточно большой фактический материал как у одного человека, так и у группы лиц;

– при постоянном использовании возможность получить качественные и количественные характеристики исследуемых;

– возможность неоднократного повторения для выяснения того, насколько закономерен полученный факт;

– так как результат деятельности воплощен в материальном продукте, этот предмет может оценить бесконечное количество людей (экспертная оценка);

– материальный продукт может храниться долго;

– сохранение естественности в проявлении особенностей объекта изучения, который не знает о том, что с ним проводится исследование.

Недостатки метода анализа продуктов деятельности: его можно применять только тогда, когда ребенок уже начал овладевать определенным видом деятельности; обработка полученных данных иногда оказывается крайне трудной, поскольку требует специально разработанных схем анализа, что зависит от умения исследователя выделить все психологические особенности полученного продукта. Тогда возможно нарушение объективности и проявление субъективизма, например при оценке степени оригинальности рисунка.

При изучении документов используется особый прием, получивший название «контент-анализ» (буквально – «анализ содержания»). Это достаточно формализованный метод анализа документа, когда в тексте выделяются специальные «единицы». Затем подсчитывается частота их употребления. Этот метод есть смысл применять только в тех случаях, когда исследователь имеет дело с большим массивом информации, анализирует многочисленные тексты.

Исследовательские и диагностические методы.

Тест (англ. test – проба, испытание, проверка) – стандартизированное испытание, предназначенное для установления индивидуально-психологических особенностей, их количественных и качественных характеристик. Процедура тестирования может проводиться в форме беседы (опроса), наблюдения или эксперимента. Для этого данные методы должны быть стандартизированы. Основной смысл стандартизации заключается в том, чтобы обеспечить использование одинаковых методик при сравнении между собой результатов психологических обследований двух людей или нескольких групп. Таким образом, процесс стандартизации подразумевает единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста. Благодаря стандартизации методики достигается сопоставимость полученных результатов у разных испытуемых, появляется возможность выражения тестовых оценок в относительных показателях, сопоставления таких оценок в разных тестовых методиках. Стандартизация осуществляется по трем параметрам: стандартные задания; стандартные условия проведения; стандартная система оценок.

Эффективное использование тестов зависит от учета многих факторов, среди которых важнейшими являются: теоретическая концепция, на которой базируется тот или иной тест; область применения; весь комплекс сведений, обусловленных стандартными требованиями к психологическим тестам; психометрические характеристики процедуры; весь комплекс сведений о надежности и валидности.

Процесс тестирования может быть разделен на следующие этапы:

1) выбор теста (определяется целью теста и степенью достоверности и надежности теста); 2) его проведение (определяется инструкцией к тесту); 3) интерпретация результатов.

Следует отметить, что распространенные представления о простоте и доступности тестов не соответствуют действительности. Являясь средством исследования сложнейших психических явлений, тест не может толковаться упрощенно как предложение задания и регистрация его решения. Научное использование тестов возможно лишь при условии опоры на общепсихологические знания, компетентность в области теории и практики соответствующих психодиагностических исследований.

Эксперимент (от лат. experimentum – проба, опыт) – это научно обоснованная и хорошо продуманная система организации педагогического процесса, направленная на открытие нового педагогического знания, проверки и обоснования заранее разработанных научных предположений, гипотез. Педагогические эксперименты бывают разными.

В зависимости от цели, которую преследует эксперимент, различают:

1) констатирующий, при котором изучаются вопросы педагогической теории и практики, реально существующие в жизни. Этот эксперимент проводится в начале исследования с целью выявления как положительных, так и отрицательных сторон изучаемой проблемы;

2) уточняющий (проверочный), когда проверяется гипотеза, созданная в процессе осмысления проблемы;

3) созидательно-преобразующий, в процессе которого конструируются новые педагогические технологии (например, вводятся новое содержание, формы, методы обучения и воспитания, внедряются инновационные программы, учебные планы и т.д.). Если результаты оказываются эффективными, а гипотеза подтверждается, то полученные данные подвергаются дальнейшему научно-теоретическому анализу и делаются необходимые выводы;

4) контрольный – это завершающий этап исследования определенной проблемы; целью его является, во-первых, проверка полученных выводов и разработанной методики в массовой педагогической практике; во-вторых, апробация методики в работе других учебных заведений и педагогов; если контрольный эксперимент подтверждает сделанные выводы, исследователь обобщает полученные результаты, которые и становятся теоретическим и методическим достоянием педагогики.

Чаще всего выделенные виды эксперимента применяются комплексно, составляют целостную взаимосвязанную, последовательную парадигму (модель) исследования.

Эксперимент, как и все методы исследования, нуждается в предварительной постановке цели и выборе объекта. Необходимо тщательно разработать методику проведения эксперимента, подготовить материал для исследования. Материал нужно изготавливать в точном соответствии с рекомендациями, содержащимися в методике. Следует предварительно подготовить условия, в которых будет проводиться исследование.

Отдельно нужно сказать о таком методе исследования как моделирование.

Моделирование – общенаучный метод исследования, при котором изучается не сам объект познания, а его изображение в виде так называемой модели, а результат исследования переносится с модели на объект. В науке различают модель-замещение, модель-представление, модель-интерпретация, модель-исследование. Моделирование есть процесс построения модели.

Модель отражает предмет не непосредственно, а через совокупность целенаправленных действий субъекта: конструирование модели; экспериментальный и (или) теоретический анализ модели; сопоставление результатов анализа с характеристиками оригинала; обнаружение расхождений между ними; корректировка модели; интерпретация полученной информации, объяснение обнаруженных свойств, связей; практическая проверка результатов моделирования.

Основное назначение модели – объяснить совокупность данных, относящихся к предмету познания.

Условия применения методов исследования:

– ни один из них не дает полную объективную картину педагогических явлений;

– применять необходимо методы в комплексе;

– применение каждого метода должно сопровождаться определением цели, выборки, места и времени, определением валидности применяемых диагностических методик;

– нужно иметь представление о границах применимости методов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.