Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и принципы построения организационных структур






Под структурами управления понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. Организационная структура управления (ОСУ) определяется как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей. С этой точки зрения структура управления представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в её состав органами управления и работающими в них людьми.

На управленческую структуру влияют следующие факторы:

1) масштабы и структура организации;

2) особенности специализации производства;

3) технологии;

4) затраты на управление;

5) наличие людей, имеющих необходимую квалификацию и навыки;

6) неформальные связи;

7) характер деятельности организации;

8) территориальное размещение подразделений.

При создании системы управления необходимо соблюдать норму управляемости, т.е. число работников, которыми может эффективно управлять руководитель (высший руководитель - 3-5 чел.; руководитель среднего звена – 10-12 чел.; руководитель низшего звена – 25-30 чел.).

Ключевыми понятиями системы управления являются: элементы, связи (отношения), уровни и полномочия.

Элементами ОСУ могут быть как отдельные работники, так и службы или органы аппарата управления. Отношения между элементами системы управления поддерживаются благодаря связям, которые подразделяются на горизонтальные и вертикальные. Горизонтальные связи носят характер согласования и являются одноуровневыми. Вертикальные – это отношения подчинения, которые возникают при иерархичности построения системы управления.

Системы управления организацией характеризуются линейными и функциональными связями. Линейные – это отношения по принятию и реализации управленческих решений и движению информации между так называемыми линейными руководителями. Линейные руководители – это лица, полностью отвечающие за деятельность организации или её структурных подразделений.

Функциональные связи соотносятся с теми или иными функциями менеджмента.

Соответственно используются такие понятия как линейные, функциональные и штабные полномочия.

Полномочия линейных руководителей дают право решать все вопросы вверенных им организаций и подразделений, а также отдавать распоряжения, обязательные для выполнения подчинёнными.

Полномочия штабного персонала ограничиваются правом планировать, рекомендовать, советовать или помогать, но не приказывать другим членам организации выполнять их распоряжения.

К структуре управления предъявляются множество требований, которые базируются на следующих принципах:

1) ОСУ должна прежде всего отражать цели и задачи организации, а, следовательно, быть подчинённой производству и его потребностям;

2) следует предусматривать оптимальное разделение труда между органами управления и отдельными работниками, обеспечивающие творческий характер работы и нормальную нагрузку, а также надлежащую специализацию;

3) формирование структуры управления необходимо связывать с определением полномочий и ответственности каждого работника и органа управления, с установлением системы вертикальной и горизонтальной связей между ними;

4) между функциями и обязанностями, а также полномочиями и ответственностью, необходимо поддерживать соответствие, нарушение которого приводит к дисфункции системы управления в целом;

5) ОСУ призвана быть адекватной социально-культурной среде организации;

6) изменение организационных форм, в которых функционирует предприятие;

7) уровень развития на предприятии информационных технологий.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.