Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эволюция менеджмента






 

Формирование теории менеджмента начинается с конца Х1Х века. У истоков научного управления стояли Ф.Тейлор, Г.Форд, Г.Эмерсон и др. Их исследования положены в основу создания школы научного управления. Основной целью этой школы было решение проблем рационализации производства и труда для повышения его производительности и эффективности. В своих работах Ф.Тейлор стремился привнести в управление способы интенсификации труда, соответствия типов работников видам работ. Главная идея Тейлора заключается в том, что управление предприятием должно стать системой, основанной на научных принципах, должно осуществляться специально разработанными и проверенными методами.

Для школы научного управления характерны следующие черты:

- использование научного анализа для определения лучшего способа решения хозяйственных задач;

- целенаправленный отбор работников, лучше всего подходящих для выполнения задач, их обучение;

- обеспечение работников ресурсами;

- применение материального стимулирования.

Зародившись в США, школа научного управления получила распространение и в Европе. Начали формироваться научные принципы организации управления. Наибольший вклад в развитие принципов управления внес французский ученый А.Файоль, являющийся основоположником классической или административной школы управления. Файоль определил основные функции менеджмента: техническая, коммерческая, финансовая, правовая, административная (кадровая). Он сформулировал пять элементов, составляющих каждую функцию менеджмента: предвидение, планирование, организация, координирование, контроль. А.Файоль разработал четырнадцать принципов, применимых к любым сферам управления:

1. Разделение управленческого труда.

2. Власть, то есть полномочия и ответственность.

3. Дисциплина.

4. Единство распорядительства или единоначалие.

5. Единство руководства.

6. Подчинение личных интересов на производстве общим.

7. Справедливость вознаграждения.

8. Централизация и децентрализация.

9. Скалярная цепь (линия власти).

10. Порядок.

11. Равенство и справедливость.

12. Стабильность кадров.

13. Инициатива.

14. Корпоративный дух.

Недостатком классической школы было ограниченное восприятие влияния человеческого фактора на производительность. Эту проблему решило появление школы человеческих отношений. Основоположниками этой школы стали М.Фоллет. Э.Мейо, Ф.Ротлисбергер. Выводами, к которым пришли представители это школы, было то, что если руководство повышает заботу о своих работниках, то и уровень удовлетворенности работников должен возрастать, что неизбежно приведет к увеличению производительности. Суть идей этой школы состоит в том, что сама работа, производственный процесс и чисто физические требования к рабочему имеют относительно меньшее значение, чем его социальное и психологическое положение в процессе производства. Все проблемы производства должны рассматриваться с позиций человеческих отношений, с учетом социального и психологического факторов.

Школа поведенческих наук значительно отошла от школы человеческих отношений. Согласно этому подходу работнику в большей степени должна оказываться помощь в осознании его собственных возможностей на основе применения концепций поведенческих наук к управлению организациями. Основной целью этой школы было повышение эффективности деятельности организации путем повышения эффективности ее человеческих ресурсов.

С развитием кибернетики, математических методов исследований, использования в управлении статистики, математики, инженерных наук возникла количественная школа или школа науки управления. Толчком к использованию количественной школы стало развитие ЭВМ, что позволило конструировать математические модели сложных организационных систем, которые в наибольшей степени отражают реальное состояние организаций.

Характеристика школ менеджмента показывает, что значительное число выработанных ими принципов и методов применимы и к современным организациям с учетов изменений в организациях и усложнения процессов управления.

 

Контрольные вопросы

1. Что общего и отличного в понятиях «менеджмент» и «управление»?

2. Что означает «хозяйственная самостоятельность организации»?

3. Выделить основные этапы развития менеджмента.

4. Назовите основные составляющие менеджмента.

5. Что представляют собой основные цели и задачи менеджмента?

6. Перечислите основные требования к менеджеру.

7. Охарактеризуйте достижения школ менеджмента.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.