Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Фоновая среда или среда косвенного воздействия.






Факторы фоновой среды относятся к общему окружению организации и не оказывают такого влияния на ее операции, как предыдущие факторы.

Вместе с тем, среда косвенного воздействия обычно сложнее, чем среда прямого воздействия, а информация о ней бывает неполной. Поэтому при ее исследовании обычно опираются, прежде всего, на прогнозы. Фоновая среда создает общие условия среды нахождения организации. В большинстве случаев эта среда не носит специфического характера по отношению к отдельно взятой организации.

Набор факторов этой среды называют СТЭП-факторами. СТЭП – это аббревиатура, которая помогает запомнить состав факторов:

· социально-культурные;

· технологические;

· экономические;

· политические.

 

1. Социально-культурные факторы или социокультурные

Любая организация функционирует в своей культурной среде. Поэтому социокультурные факторы, к которым относятся жизненные ценности, установки людей, традиции, нравственные и религиозные нормы влияют на организацию.

Социокультурные факторы определяют товары, которые люди стремятся покупать. Они влияют на приверженность определенной торговой марке или отрицательное отношение к конкретному товару.

Социокультурная среда может также влиять на трудовые отношения, уровень зарплаты, условия труда.

И, наконец, от социокультурных факторов зависят и способы ведения своих дел организациями. Например, от представления потребителей о качественном обслуживании зависит практика работы магазинов, кафе, ресторанов и др.

Если потребители услуг свыклись с мыслью, что низкий уровень обслуживания является нормой обслуживания, то такая система и будет процветать.

В качестве социально-культурного фактора выделяют также независимые средства массовой информации, которые могут формировать имидж фирмы и ее товаров и услуг.

2. Технологические факторы

Технологические факторы внешней среды отражают уровень научно-технического развития в стране и в целом, в мире.

Чтобы сохранить конкурентоспособность, каждая организация должна использовать достижения научно-технического прогресса.

Технологические факторы влияют на скорость устаревания продукции, на эффективность, с которой товары можно изготавливать, на информационные технологии и многое другое.

Технологическая среда является весьма подвижной, поэтому организации должны быть в состоянии быстро реагировать на изменения технологий, должны ориентироваться на высокие технологии.

3. Косвенно воздействует на организации также общее состояние экономики в стране. Такие экономические явления как инфляция, экономический спад, колебания курса доллара затрагивают интересы организаций.

Экономическая обстановка в стране определяет те объемы денежных средств, которые могут истратить покупатели. Она также определяет виды потребляемых ими товаров. Экономическая обстановка определяет наличие и доступность денежных ресурсов и отсюда – доходы на инвестированный капитал или займы.

Таким образом, состояние экономики в стране может оказывать либо положительное, либо отрицательное воздействие на организацию. Поэтому руководители должны учитывать, как это скажется на деятельности организации.

4. Политические факторы.

Политические факторы или политическая ситуация оказывает влияние на экономическую обстановку. В определенной степени способы управления экономикой есть результат политических целей и задач находящегося у власти правительства.

Поэтому отношение правительства, законодательных органов к предпринимательству, фермерству, развитию производства сказываются на налогообложении доходов, установлении налоговых льгот, контроле цен и др.

Для всех организаций большое значение имеет фактор политической стабильности.

В составе внешней среды косвенного воздействия можно отметить и такой фактор, как природно-климатические условия региона, в котором функционирует организация.

Сюда относятся климатические сезонные условия, доступность сырья, энергоресурсов, наличие автомобильных магистралей, путей сообщения.

Факторы этой среды оказывают влияние на расходы по доставке материалов, распределению продукции и применению рабочей силы.

И, наконец, если организация ведет дело за пределами внутреннего рынка, то она должна учитывать особенности внешней среды той страны, в какой она осуществляет свою деятельность.

В каждой стране внешние факторы будут уникальными. Они затрагивают не только потребности, но и культуру, привычки и обычаи другой нации. Поэтому организации должны учитывать все это при ведении дел, тщательно изучать законы и государственное регулирование этих стран.

Кроме того, международные факторы могут оказывать косвенное влияние и на организации, действующие внутри страны.


 

Тема 5. Система коммуникаций в организации

Вопросы:

1. Сущность и виды коммуникаций. Структура процесса коммуникации.

2. Межличностные коммуникации.

Литература:

1. М. Х. Мескон и др. Основы менеджмента, - М, Дело, гл. 6

2. В. Р. Веснин. Основы менеджмента. – М, 1996, с. 102-108

3. Менеджмент. / под ред. М. М. Максимцова и А. В. Игнатьевой. – М, 1998, гл. 11

4. О. С. Виханский, А. И. Наумов. Менеджмент. 3-е издание, - М, 1998, с. 379-391.

1 Сущность и виды коммуникаций. Структура процесса коммуникаций

Работа любой организации зависит от процесса обмена информацией между отдельными подразделениями и сотрудниками организации.

Этот процесс обмена информацией, её смысловым значением называется коммуникацией.

Таким образом, коммуникация - это обмен информацией между двумя или более людьми для обеспечения их взаимопонимания, это обмен их мыслями, чувствами, идеями.

Существует два аспекта коммуникаций – информационный и личностный.

Информационный характеризует коммуникацию как процесс движения информации, а личностный – как взаимодействие личностей.

Поэтому не следует понятие коммуникации отождествлять с понятием информация.

Коммуникация – это социально – экономическое явление, проявление сущности человека и его отношений с другими людьми. А информация является внешним проявлением коммуникации.

Коммуникация играет важную роль в процессе управления. Она является связующим процессом, объединяющим в единое целое все функции управления.

Без коммуникации невозможно существование любой организации. С помощью коммуникации формируется поведение людей в организации;

· осуществляется координация их деятельности;

· происходит передача информации для принятия и реализации решений;

Велика роль коммуникации в деятельности любого менеджера. Можно утверждать, что эффективность его работы прежде всего зависит от эффективности его коммуникаций.

Коммуникации в организации представляют сложную многоуровневую систему, охватывающую организацию и её элементы, а также её внешнее окружение. Поэтому выделяют

· внешние коммуникации и

· внутренние коммуникации (рис. 1)

 

 
 

 


Рис. 1 Классификация коммуникаций

 

Внешние коммуникации - информационное взаимодействие с внешней средой. Организации используют различные средства обмена информацией с субъектами внешнего окружения: это и реклама, выставки-продажи, связи с общественностью, через прессу; различные отчеты, справки, сведения в органы государственного контроля и регулирования, поддержка определенных политических партий, движений, отдельных депутатов и многое другое.

Внутренние коммуникации – это информационные обмены между уровнями управления подразделениями.

Различают: организационные и межличностные коммуникации

Организационные коммуникации осуществляются на уровне всей организации.

Межличностные коммуникации – это прямой межличностный обмен информацией между сотрудниками организации. Они делятся на:

- формальные или официальные и,

- неформальные.

Формальные коммуникации определяются политикой, правилами, должностными инструкциями данной организации и осуществляются по формальным каналам.

Неформальные коммуникации осуществляются на основе установившихся личных отношений между работниками организации.

Наличие неформальных коммуникации связано со стремлением работников знать ту информацию, которую они не могут получить с помощью формальных организационных коммуникаций. Неформальными коммуникациями иногда пользуются руководители, чтобы выяснить реакцию сотрудников на предполагаемые изменения.

Особенности этих коммуникаций является большая скорость передачи информации, значительный объём аудитории, не всегда высокая достоверность передаваемых сообщений.

Часто неформальные коммуникации имеют форму различных слухов. Хотя наличие в организации неформальных коммуникаций является явлением нормальным, но появление различных слухов – это всегда следствие недостатка информации, свидетельство неэффективности системы коммуникаций. Поэтому передача максимально возможной информации через каналы формальной коммуникации позволяет уменьшить количество слухов.

Среди формальных организационных коммуникаций выделяют: коммуникации между уровнями управления (вертикальные коммуникации) и коммуникации между подразделениями (горизонтальные коммуникации).

Вертикальные или межуровневые коммуникации – это обмен информацией между подразделениями или работниками, находящимся на разных уровнях управления. Они подразделяются на коммуникации сверху вниз (нисходящие) и снизу вверх (восходящие).

Коммуникации сверху вниз имеют своим содержанием приказы, решения, конкретные задания, изменения правил, инструкции и др.

Коммуникации снизу вверх имеют форму отчетов, сообщений о возникающих трудностях, проблемах и предложениях по их разрешению, просьб и др. К вертикальным коммуникациям относятся также коммуникации руководитель – подчиненный и руководитель – рабочая группа. Эти коммуникации оказывают непосредственное влияние на процесс деятельности и они наиболее подробно будут рассмотрены в отдельной теме.

Горизонтальные коммуникации осуществляются на одном уровне управления между равными по положению в организации подразделениями или работниками. Например, коммуникации между сотрудниками разных отделов. Эти коммуникации имеют форму обмена мнений, координации действий, сообщений и др.

Наиболее эффективными являются горизонтальные коммуникации, при их использовании информационные потери и искажения составляют порядка 10%, т. е. около 90% сообщений попадает к получателям и ими воспринимаются. Это объясняется тем, что работники, находящиеся на одном и том же уровне, хорошо знают характер работы своих коллег.

В вертикальных коммуникациях потери и искажения информации довольно значительны. Например, в нисходящих коммуникациях только 20% информации доходит до низших уровней и правильно понимается ими.

В восходящих коммуникациях потери и искажения информации еще значительней – только порядка 10% информации с низших уровней доходит до высших уровней управления.

Связано это с процессом фильтрации в межуровневых коммуникациях. Фильтрация означает, что с одного уровня управления на другой руководителем направляются только те сообщения, которые его касаются. При этом сообщения могут суммироваться или упрощаться, отсеиваться. Такой отбор может стать причиной искажения исходной информации. Искажение информации может возникать при передачи информации от подчиненных к руководителю, когда руководителя высшего звена стараются снабжать только положительно воспринимаемой информацией.

Искажение информации может поступать вследствие информационных перегрузок. Руководитель при этом менее важную информацию отсеивает. А этот отсев всегда субъективен.

Все виды коммуникаций связаны между собой и составляют единое целое – систему коммуникации организации. Деятельность организации в значительной степени зависит от эффективности системы коммуникации. Коммуникация как процесс обмена информацией возможен только при наличии 4 основных элементов: (рис. 2)

1. отправитель – это лицо, которое собирает или отбирает информацию и передает её;

2. сообщение – это собственно информация, выраженная в словах, цифрах, жестах и др.

3. канал – средство передачи информации – например, устная речь, письмо, электронные средства связи.

4. Получатель – лицо, которому направлена информация и которое её воспринимает.

Рис. 2 Основные элементы коммуникаций
Этот процесс разделяется на 5 логически связанных этапов (рис.3):

 
 

 


 

Рис. 2 Основные элементы коммуникации






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.