Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В 30-е годы определенный прорыв в области менеджмента был сделан школой “человеческих отношений”.






МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОСТОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

Рябцев И. М.

МЕНЕДЖМЕНТ

Учебное пособие

Ростов-на-Дону


 

УДК

 

 

Рябцев И. М. Менеджмент. /РГЭА.- Ростов н/Д., 1.-225 с.

 

Учебное пособие включает программу курса, текст лекций по дисциплине, темы курсовых работ, вопросы к экзамену (зачету).

Учебное пособие предназначено для студентов заочно-дистанционной формы обучения.

 

 

Рецензенты: В. А. Долятовский, А. А. Рудский.

 

Утверждено в качестве учебного пособия редакционно-издательским советом Академии.

 

ISBN © - Ростовская государственная Экономическая академия,.

© - Рябцев И. М.,.

 


 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ............................................................. 6

Тема 1. Рыночная экономика и менеджмент......................................... 6

Тема 2. Понятие, сущность и функции менеджмента.......................... 6

Тема 3. Опыт менеджмента за рубежом, возможности его использования в России..................................................................................................................... 7

Тема 4. Организация как объект управления........................................ 7

Тема 5. Система коммуникаций в организации................................... 7

Тема 6. Принятие решений в менеджменте............................................. 8

Тема 7. Стратегическое и текущее планирование................................ 8

Тема 8. Организационные структуры менеджмента............................. 9

Тема 9. Мотивация деятельности человека в организации................ 9

Тема 10. Организация контроля в системе менеджмента.................. 10

Тема 11. Психология менеджмента...................................................... 10

Тема 12. Управление конфликтами....................................................... 11

Тема 13. Этика делового общения........................................................ 11

Тема 14. Риск - менеджмент................................................................... 12

Тема 15. Инновационная программа менеджера................................ 12

Тема 1. Рыночная экономика и менеджмент............... 13

Вопросы:................................................................................................... 13

Литература:.............................................................................................. 13

1 Экономические основы управления.................................................. 13

2 Собственность и управление.............................................................. 14

Тема 2. Понятие, сущность и функции менеджмента 16

Вопросы:................................................................................................... 16

Литература:.............................................................................................. 16

1 Система управления и её элементы................................................... 16

2 Понятие и содержание менеджмента................................................. 18

Тема 3. Опыт менеджмента за рубежом, возможности его использования в России............................................................ 25

Вопросы:................................................................................................... 25

Литература:.............................................................................................. 25

1 Становление и развитие менеджмента. Подход к управлению разных школ менеджмента............................................................................................ 25

2 Современные научные подходы к менеджменту.............................. 29

3 Основные типы моделей менеджмента............................................. 33

Тема 4. Организация как объект управления................ 37

Вопросы:................................................................................................... 37

Литература:.............................................................................................. 37

1 Понятие организации. Характеристики и виды организаций........ 37

2 Внутренняя среда организации.......................................................... 42

3 Основные факторы внешней среды и механизм их влияния на организацию 44

Тема 5. Система коммуникаций в организации......... 51

Вопросы:................................................................................................... 51

Литература:.............................................................................................. 51

1 Сущность и виды коммуникаций. Структура процесса коммуникаций 51

2 Межличностные коммуникации........................................................ 56

Тема 6. Принятие решений в менеджменте.................... 62

Вопросы:................................................................................................... 62

Литература:.............................................................................................. 62

1 Содержание и классификация решений............................................ 62

2 Процесс принятия рациональных решений в менеджменте............ 66

3 Модели и методы принятия управленческих решений.................... 70

Тема 7. Стратегическое и текущее планирование... 74

Вопросы:................................................................................................... 74

Литература:.............................................................................................. 74

1 Процесс планирования в организации.............................................. 74

2 Стратегическое планирование и содержание его этапов............... 79

3 Состав и структура бизнес-плана..................................................... 90

Тема 8. Организационные структуры менеджмента 93

Вопросы:................................................................................................... 93

Литература:.............................................................................................. 93

1 Общая характеристика организационных структур и их элементы 93

2 Виды организационных структур....................................................... 97

Тема 9. Мотивация деятельности человека в организации.................................................................................................................... 113

Вопросы:................................................................................................. 113

Литература:............................................................................................ 113

1 Сущность и содержание мотивации................................................ 113

2 Содержательные и процессуальные теории мотивации................ 117

3 Методы и приемы мотивации............................................................ 126

1 Методы мотивации, ориентированные на работника.................. 126

2 Методы, ориентирование на работу.............................................. 128

3 Методы, ориентированные на организацию................................... 130

Тема 10. Организация контроля в системе менеджмента 132

Вопросы:................................................................................................. 132

Литература:............................................................................................ 132

1 Сущность и виды управленческого контроля................................ 132

2 Основные этапы процесса контроля............................................... 137

3 Понятие и сущность контроллинга................................................. 139

Тема 11. Психология менеджмента.................................. 142

Вопросы:................................................................................................. 142

Литература:............................................................................................ 142

1Личность как объект управления. Понятие личности и ее структура................ 142

2 Понятие и общая характеристика групп, их виды. Этапы развития групп. Условия эффективности группы......................................................................... 147

3 Руководство в организации. Власть и ее основные типы. Формы личного влияния в руководстве......................................................................................... 156

4 Основы лидерства. Подходы к изучению лидерства..................... 162

5 Стиль руководства. Типология стилей. Выбор менеджером своего стиля руководства........................................................................................... 167

Тема 12. Управление конфликтами.................................... 175

Вопросы:................................................................................................. 175

Литература:............................................................................................ 175

1 Понятие организационного конфликта и его структура. Динамика конфликта................................................................................................................. 175

2 Виды организационных конфликтов, их основные причины и последствия................................................................................................................. 179

3 Управление конфликтами. Структурные и межличностные способы разрешения конфликтов............................................................................................ 183

Тема 13. Этика делового общения...................................... 190

Вопросы:................................................................................................. 190

Литература:............................................................................................ 190

1 Сущность делового общения. Законы и основные приемы делового общения................................................................................................................. 190

2 Основные виды устного делового общения, их технология........ 197

Тема 14. Риск - менеджмент..................................................... 204

Вопросы:................................................................................................. 204

Литература:............................................................................................ 204

1 Понятие риска в бизнесе. Классификация видов риска................ 204

2 Система управления рисками........................................................... 207

Тема 15. Инновационная программа менеджера...... 213

Вопросы:................................................................................................. 213

Литература:............................................................................................ 213

1 Характер и основные методы изменений в организации. Управление процессом изменений............................................................................................... 213

2 Реинжиниринг, понятие и свойства, области применения........... 216

Тематика курсовых работ по дисциплине ”Менеджмент” 219

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ..................................................................... 220

ЛИТЕРАТУРА.......................................................................................... 222


СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Рыночная экономика и менеджмент

 

Экономические основы управления. Взаимосвязь экономики и управления. Использование в управленческой деятельности законов и закономерностей поведения людей при производстве, обмене, распределении и потреблении.

Собственность и управление. Отношения собственности как источник власти и управления. Развитие форм собственности в соответствии с развитием производительных сил. Коллективные формы собственности: акционерная, кооперативная и другие и их связь с управлением. Экономическая реформа в России и переход на разнообразные формы собственности.

Менеджмент в микро- и макроэкономике. Предпринимательство или бизнес как хозяйственная деятельность в микроэкономике. Маркетинг – важнейшая функция управления предприятием в рыночной экономике. Взаимосвязь маркетинга и менеджмента.

Интегрированный характер маркетинга. Взаимодействие общественных макросистем через маркетинг.

Глобальные процессы развития экономики и общества и их влияние на менеджмент в микро- и макроэкономике.

Содержание, цели и задачи курса. Организация и порядок освоения программного материала.

Основная литература: [5, c. 8-27], [28, c. 49-61].

Дополнительная литература: 6.

Тема 2. Понятие, сущность и функции менеджмента

Понятие управления. Виды управления, их отличительные черты. Объект и субъект управления. Человек как субъект управленческой деятельности.

Предмет, средства труда и результат управленческой деятельности.

Менеджмент как разновидность хозяйственного управления. Сущность менеджмента. Содержание понятия «менеджмент». Цели и задачи менеджмента. Роль менеджмента в экономическом развитии страны. Виды менеджмента.

Природа и состав функций менеджмента.

Менеджер и его место в системе управления. Линейные и функциональные менеджеры, менеджеры низового, среднего и высшего звена.

Ключевые роли менеджера: управленческая, информационная и межличностная. Три основных типа управленческих навыков менеджера: технические, коммуникативные и аналитические, их взаимосвязь. Особые требования к менеджерам. Соотношение понятий «менеджер», «предприниматель», «бизнесмен».

Основная литература: [1, c. 27-59], [2, c. 3-17, 41-51], [4, c. 31-42].

Дополнительная литература: 17.

Тема 3. Опыт менеджмента за рубежом, возможности его использования в России

Условия и предпосылки возникновения менеджмента. Развитие взглядов на менеджмент. Подходы на основе выделения различных школ управления.

Школа научного управления, ее основные положения, выдающиеся представители. Основные идеи школы, используемые в современном менеджменте.

Административная школа менеджмента, вклад в развитие науки, выдающиеся представители. Основные идеи школы, используемые в современном менеджменте.

Школа человеческих отношений. Основные концепции школы. Формирование поведенческой концепции. Бихейвиористкий подход в управлении. Выдающиеся представители. Основные идеи школы, используемые в современном менеджменте.

Школа науки управления (математическая школа управления), ее вклад в теорию и практику менеджмента. Основные идеи школы, используемые в современном менеджменте.

Типы моделей и организаций менеджмента. Характеристика американской, японской, маркетинговой модели организаций.

Современные направления менеджмента. Системный подход и его применение в управлении. Ситуационный подход и его методология. Новая роль управления – нововведения, интеграция, интернационализация.

Проблемы российского менеджмента: основные задачи, адаптация к рынку. Специфика менеджмента в России.

Основная литература: [1, c. 62-84], [2, c. 18-40], [4, c. 31-42].

Дополнительная литература: 18.

Тема 4. Организация как объект управления

Понятие и отличительные признаки организаций. Классификация организаций. Общие характеристики организаций.

Научные подходы к исследованию организаций. Организация, как система, ее элементы.

Внутренняя и внешняя среда организации.

Внутренняя среда как совокупность форм и процессов. Элементы внутренней среды.

Состав и особенности внешней среды организации, ее характеристики. Сферы внешней среды – деловая и фоновая.

Основные факторы деловой среды. Внешняя фоновая среда и ее основные факторы. Основные типы ситуаций в зависимости от характера факторов внешней среды.

Основная литература: [1, c. 31-36, 112-136], [2, c. 41-51].

Дополнительная литература: 19.

Тема 5. Система коммуникаций в организации

Общие понятия коммуникации. Роль коммуникации в процессе управления и в деятельности менеджера. Элементы системы коммуникации.

Коммуникация как процесс с обратной связью. Структура процесса коммуникации. Понятие о кодировании и декодировании информации. Информационный шум и его источники.

Виды коммуникаций. Формальные и неформальные каналы коммуникаций. Разновидности внутриорганизационных коммуникаций и их характеристики.

Критерий эффективности коммуникаций: совпадение смысла переданного и воспринятого сообщения. Коммуникативные умения и методы их развития.

Межличностные коммуникации, их особенности. Коммуникативные стили. Основные барьеры в межличностных коммуникациях. Условия и способы повышения эффективности межличностных информационных обменов.

Организационные коммуникации. Характеристики коммуникационных сетей.

Основная литература: [1, c. 166-190], [4, c. 294-303].

Дополнительная литература: 20.

Тема 6. Принятие решений в менеджменте

Понятие решения. Циклический характер решений. Проблема как основной элемент процесса принятия решений. Роль руководителя в процессе подготовки и принятия решений.

Принятие решения как психологический процесс. Факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений.

Классификация решений по содержанию задачи, по длительности действия и характеру целей, по форме подготовки. Принятие решений в условиях определенности, риска и неопределенности.

Интуитивные, адаптационные и рациональные решения, их характеристика.

Процесс принятия управленческих решений, этапы процесса.

Модели и методы принятия решений. Системный анализ как методологическая основа процесса подготовки и принятия решений. Основные группы методов принятия оптимальных решений: эвристические, систематизированные, количественные. Методы выработки и принятия решений в группах. Логико-математические приемы в принятии решений.

Комплексная оценка эффективности решений.

Основная литература: [1, c. 194-245], [6, c. 366-371], [8, c. 86-91].

Дополнительная литература: 21.

Тема 7. Стратегическое и текущее планирование

Планирование как начальная функция менеджмента. Роль целеполагания в процессе планирования.

Миссия и цели организации. Миссия как предназначение организации, особенности разработки.

Понятие цели организации. Система целей организации. «Дерево» целей. Классификация целей. Формирование целей функционирования организации.

Стратегия организации. Сущность и основные элементы стратегии.

Стратегическое планирования и его этапы. Методы разработки стратегических планов.

Текущее планирование в организации. Смысл и назначение текущего планирования. Функциональные, единовременные и стабильные планы. Состав и структура бизнес-плана.

Основная литература: [1, c. 255-307], [2, c. 156-174], [4, c. 168-189].

Дополнительная литература: 22.

Тема 8. Организационные структуры менеджмента

Сущность и общая характеристика организационных структур, их значение в деятельности организаций. Элементы структуры и их взаимная связь. Требования к построению рациональной структуры. Факторы, влияющие на формирование и развитие организационной структуры.

Виды организационных структур. Механистическая и органическая организационные структуры, их основные характеристики.

Основные типы механистических структур, их достоинства, недостатки, область применения. Разновидности органических структур.

Выбор вида организационной структуры в зависимости от целей и степени централизации организации.

Построение аппарата управления фирмой. Условия формирования структурных подразделений аппарата управления.

Критерии эффективности организационных структур.

Основная литература: [1, c. 331-354], [2, c. 93-110], [4, c. 258-291].

Дополнительная литература: 23.

Тема 9. Мотивация деятельности человека в организации

Общая характеристика мотивации. Понятие мотивации. Потребности и мотивы. Мотивационная структура человека. Мотивирование как процесс воздействия на человека. Два основных типа мотивирования, их применение в практике управления.

Стимулы, их роль в качестве рычагов воздействия на человека. Процесс стимулирования и его формы. Принципиальное отличие стимулирования от мотивирования.

Характеристики деятельности, на которые оказывает воздействие мотивация. Внутренняя и внешняя мотивация, их соотношение. Связь между мотивацией и конечным результатом деятельности. Проблема оценки результатов работы отдельного работника и его вознаграждения. Формы мотивации: текущее поощрение (наказание) и итоговое вознаграждение (наказание).

Мотивация как процесс. Стадии мотивационного процесса.

Основные теории мотивации. Содержательные теории мотивации. Классическая теория мотивации Ф. Тейлора. Концепция иерархии потребностей А. Маслоу. Теория приобретенных потребностей МакКлелланда. Потребности успеха, причастности и власти. Теория двух факторов Герцберга, применение ее положений в практике управления. Обобщенная характеристика теории содержания мотивации.

Процессуальные теории мотивации. Теория ожидания В.Врума. Основные категории теории ожиданий. Теория постановки целей Э. Локка. Модель процесса мотивации посредством постановки целей. Теория равенства Д. Адамса. Основные категории теории. Реакции человека на состояние неравенства. Концепция партисипативного управления, ее использование в практике управления.

Методы мотивации трудовой активности. Метод денежных вознаграждений и особенности его использования. Условия применения целевого метода. Метод регулирования поведения. Основные приемы обогащения работы.

Основная литература: [1, c. 360-386], [2, c. 284-302], [4, c. 98-136].

Дополнительная литература: 9.

Тема 10. Организация контроля в системе менеджмента

Управленческий контроль в работе менеджера, его элементы, основные задачи. Главная цель контроля. Виды управленческого контроля: предварительный, текущий и итоговый, их содержание. Функции управленческого контроля. Принципы эффективного контроля. Внешний и внутренний контроль, их различие и взаимосвязь. Условия внедрения внутреннего контроля.

Процесс контроля. Необходимые условия контроля. Основные этапы процесса контроля.

Поведенческие аспекты контроля. Типичные ошибки менеджера в процессе контроля. Возможные негативные последствия. Рекомендации по проведению эффективного контроля.

Контроллинг как совокупность методов оперативного и стратегического менеджмента, учета, планирования, анализа и контроля. Система контроллинга, основные задачи, механизм действия.

Основная литература: [1, c. 390-422], [2, c. 196-205], [6, c. 233-254].

Дополнительная литература: 3, 16.

Тема 11. Психология менеджмента

Психологические закономерности управленческой деятельности.

Личность как объект управления. Понятие личности и ее структура. Психологические школы изучения личности.

Группа как объект управления. Понятие группы в организации. Факторы превращения групп в коллективы. Признаки коллектива.

Формальные и неформальные группы, их основные виды. Причины вступления в группы.

Формирование группы. Динамика группы. Основные стадии развития группы. Условия эффективности группы.

Особенности управления неформальными группами.

Руководство в организации. Власть и личное влияние. Понятие власти. Формальная и реальная власть. Основные формы власти. Использование различных форм власти в зависимости от степени относительной зрелости работников.

Личное влияние в руководстве. Способы личного влияния. Сильные и слабые стороны личного влияния.

Психология лидерства. Основы лидерства. Лидер и менеджер. Подходы к изучению лидерства.

Понятие и сущность стиля руководства. Типология стилей. Выбор менеджером своего стиля руководства. Типичные недостатки стилей руководства и пути их устранения.

Основная литература: [1, c. 435-490, 495-508], [2, c. 238-247, 270-238].

Дополнительная литература: 15.

Тема 12. Управление конфликтами

Природа конфликтов в организации. Конфликтные ситуации в коллективе. Признаки конфликтной ситуации. Понятие конфликта. Основные элементы конфликта.

Динамика конфликта. Конфликт как процесс. Стадии и фазы конфликта.

Основные типы конфликтов, их особенности. Горизонтальные, вертикальные и смешанные конфликты. Конструктивные и деструктивные конфликты. Деловые и личностно-эмоциональные конфликты. Конфликтная личность.

Основные причины конфликтов.

Функциональные и дифункциональные последствия конфликтов.

Стратегии преодоления конфликта. Структурные методы управления конфликтов. Межличностные способы разрешения конфликтов.

Особенности разрешения деловых и личностных конфликтов.

Трудовые конфликты, способы их разрешения.

Основная литература: [1, c. 516-560], [2, c. 303-316], [4, c. 318-324].

Дополнительная литература: 24.

Тема 13. Этика делового общения

Сущность общения. Соотношение понятий общение и коммуникация. Этика и общение. Стороны делового общения. Вербальный и невербальный каналы делового общения. Функции делового общения.

Методы делового общения. Законы и психотехнические приемы делового общения. Искусство делового общения. Общие этические принципы и характер делового общения.

Основные виды устного делового общения. Деловой разговор. Основные требования к деловому разговору. Речевой этикет. Психологическая культура делового разговора.

Ведение деловой беседы. Подготовка к беседе. Приемы начала беседы. Информирование присутствующих и обоснование выдвигаемых положений. Завершение беседы. Этические правила беседы.

Деловые переговоры. Этапы переговорного процесса. Тактические приемы при разговоре. Этика переговоров.

Деловые встречи и совещания. Элементы и этапы подготовки и проведения эффективных совещаний.

Деловые выступления. Подготовка публичного выступления. Структура выступления.

Основные приемы ораторского искусства. Типичные ошибки деловых выступлений. Использование иллюстративного материала для повышения эффективности выступления.

Особенности телефонного делового общения.

Этикет и культура поведения делового человека.

Основная литература: [9, c. 257-281], [13, c. 94-109].

Дополнительная литература: 25.

Тема 14. Риск - менеджмент

Понятие риска в бизнесе. Классификация видов риска. Риски и потери.

Риск-менеджмент как система оценки риска, управления риском и финансовыми отношениями, возникающими в процессе бизнеса.

Система управления рисками, способы управления. Основные функции риск-менеджмента.

Организация и стратегия риск-менеджмента. Особенности риска инвестиций.

Оценка риска организации. Модели оценки рисков.

Защита от повышенных рисков.

Основная литература: [5, c. 212-228], [6, c. 295-396].

Дополнительная литература: 26.

Тема 15. Инновационная программа менеджера

Инновации как процесс постоянного обновления во всех сферах предпринимательства. Классификация инноваций. Инновационный процесс и его структура. Особенности процессов.

Инвестиционные программы и проекты. Структура инновационной программы, этапы и содержание.

Эффективность программы. Методы выбора инвестиционных проектов и программ. Основные критерии оценки. Инвестиционные риски.

Особенности управления инновациями.

Реинжиниринг, понятия и свойства, области применения. Основные этапы реинжиниринга. Методика использования потенциала реинжиниринга.

Основная литература: [6, c. 146-175], [8, c. 287-293, 297-309].

Дополнительная литература: 27.

 

 


 

Тема 1. Рыночная экономика и менеджмент

Вопросы:

1. Экономические основы управления.

2. Собственность и управление.

Литература:

1. Менеджмент: Учебник / М.М. Максимцов, А.В. Игнатьев и др. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998, гл.1

2. Лебедев О.Т., Каньковская А.Р. Основы менеджмента. Учебное пособие. – СПб.: “МиМ”, 1997, гл. 4.

1 Экономические основы управления

Управление и экономика неразрывны и возникли одновременно. Человек всегда осуществляет свою деятельность в группе, а любой совместный труд нуждается в управлении, которое необходимо, для обеспечения согласованных действий участников трудового процесса.

Но управление как наука возникла позже, чем экономика. Начало исследований проблем управления относят к началу ХХ в, в то время как экономическая теория начала формироваться еще в ХVIII веке. Поэтому экономическая теория правомерно считается основой управленческой науки. В понятие “ экономика ” входят и вопросы управления.

Производственные отношения принято делить на социально-экономические (отношения собственности) и организационно-экономические (разделение и кооперация труда, управление и др.).

Управление как целенаправленное воздействие субъекта на объект управления существуют в любой экономической системе. Организационно-экономические отношения не могут быть реализованы без управленческой деятельности людей.

Управление особенно стало развиваться как сфера деятельности и как наука на определенной ступени развития производительных сил.

 
 

Научное осознание роли управления (менеджмента) связано с выделением предпринимательской деятельности как важного объединяющего и управляющего фактора производства (Рис.1)

Именно предприниматели в рыночной экономике решают на свой страх и риск вопросы выбора сферы и методов деятельности и принимают решения.

Таким образом, экономические основы управления заключаются в использовании познанных объективных законов экономики в практической экономической деятельности. Совершенно очевидно, что производство материальных благ, их распределение и потребление осуществляется не стихийно, а подчиняется объективным, не зависящим от людей, а также и установленным людьми законам. В числе этих законов и прав особенно важны те, которые появляются в отношении собственности.

2 Собственность и управление

Источником власти и управления являются отношения собственности.

Собственность – это отражение в законодательстве права присвоения, отчуждения, пользования, владения и распоряжение факторами и продуктами производства. Экономическая реализация прав собственности осуществляется через производственные отношения в конкретных формах хозяйственной деятельности.

Субъекты и объекты собственности меняются с развитием производительных сил в соответствии с законом соответствия производственных отношений производительным силам. Поэтому собственность – категория историческая, в этом ее объективный характер. Но это не устраняет возможности и необходимости управления формами собственности.

Управление, являясь функцией собственности, усложняется, становится многофункциональным по мере развития производительных сил и производственных отношений.

В настоящее время управляют не только собственники, но и наемные менеджеры, не являющиеся собственниками. Собственники не исключаются из процесса управления, за ними остаются наиболее ответственные управленческие решения.

Формы собственности развиваются в соответствии с развитием производительных сил и ее главной части – человека. Наиболее распространенной становится акционерная собственность.

В акционерном обществе реально управляют те, которые владеют контрольным пакетом акций, но остальные тоже управляют, приобретая акции эффективных фирм или избавляясь от неперспективных.

В настоящее время большинство ученых и практиков экономики считают наиболее эффективной экономику с разнообразными формами собственности.

Каждая из форм имеет наиболее оптимальную сферу применения. В процессе осуществления экономической реформы в России осуществлен переход на разнообразные формы собственности от государственной до частной.

Государственная форма собственности наиболее приемлема там, где рыночные механизмы не регулируют спрос и предложение. К этим сферам относятся наука, социальное обеспечение, оборона и др.

Акционерная и кооперативная формы собственности целесообразны при концентрации больших средств.

В мелком и среднем бизнесе наиболее эффективны частная и коллективная формы собственности.

Разные формы и размеры собственности в различных сферах деятельности реализуются в различных организационных структурах и определяют общие и специальные черты в управлении.


Тема 2. Понятие, сущность и функции менеджмента

Вопросы:

1. Система управления и её элементы

2. Понятие и содержание менеджмента

Литература:

1. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. “Основы менеджмента”, М, Дело, 1996, гл. 1

2. В.Р. Веснин. Основы менеджмента.- М, 1996, гл. 1

3. Основы менеджмента. Учебное пособие под ред. А.А. Радугина. - М, 1997, гл. 1

4. Менеджмент. - Учебник, под ред. Ф.М. Русинова и М.П. Разу. - М, 1998, гл. 1

1 Система управления и её элементы

Английское слово “ менеджмент ” обычно переводится на русский язык как “управление”. Поэтому в современной экономической литературе “менеджмент” и ”управление” рассматриваются как равнозначные, как слова-синонимы. Однако, в действительности их содержание весьма различаются.

Понятие “управление” намного шире понятия менеджмент, так как применяется к самым различным значениям.

Выделяется три класса управления:

·управление в технических системах, т. е. управление машинами, механизмами, производственно-техническими системами;

·управление в биологических системах, т. е. управление живых организмов;

·управление в социальных системах, это управление людьми. Оно включает воздействие на деятельность людей, объединенных в группы с их различными интересами.

Управление в социальных системах рассматривается как управление в любой организации людей независимо от целей их деятельности: это и управление государством, и управление банком, управление регионом, фирмой и. т. д.

Разнообразие конкретных функций, выполняемых различными организациями людей, позволяет выделить –несколько видов управления социальными системами:

1. Во-первых, это государственное управление, которое в условиях нашей страны, имеет такие формы как

· федеральное управление;

· местное управление;

· муниципальное управление.

2. Во-вторых, хозяйственное управление – управление производственной и экономической деятельностью коммерческих и некоммерческих организаций, действующих в условиях рыночных отношений. Специфической формой этого управления выступает частное предпринимательское управление.

3. Негосударственное и неполитическое управление социальными процессами, например, движение в защиту окружающей среды.

4. Идеологическое управление, осуществляемое различными политическими партиями и группировками, которые сформировались в нашей стране.

Существуют и другие виды и разновидности социального управления. Все они в условиях рыночных отношений тесно взаимосвязаны.

В любой социальной или социально-экономической системе (банке, фирме, акционерном обществе и др.) выделяются две части:

· субъект управления или управляющая подсистема

· объект управления или управляемая подсистема

Эти две части тесно взаимосвязаны и образуют единое целое – систему управления (Рис. 1)

 
 

Субъект управления в системе управления – это аппарат управления, включающий управленческих работников с техническими средствами. Каждая организация управляется определенным органом управления – субъектом управления.

Объект управления или управляемая подсистема – это определенные группы рабочих мест, фирмы в составе отделов, цехи в составе участков, акционерные общества в составе предприятий и организаций и др.

Управляющая подсистема постоянно посылает в управляемую команды, управленческие решения.

Основой для выработки управленческих решений является информация, которая поступает из управляемой подсистемы и из внешней средней.

Исходя из рассмотренного, можно дать следующее определение управления:

управление – это процесс целенаправленного воздействия субъекта управления на объект управления для достижения определенных результатов.

Система управления в социально-экономических системах строится на основе 2-х ведущих принципов:

· принципа иерархичности;

· принципа обратной связи.

Принцип иерархичности заключается в создании многоступенчатой системы управления, при которой нижние звенья управляются органами, которые находятся под контролем органов следующего уровня. Те в свою очередь подчиняются и контролируются органами следующего уровня и т.д.

Например, отделы филиала банка подчиняются руководству филиала банка в лице управляющего и его заместителей. В свою очередь руководство филиала подчиняется головному органу управления банка и т.д.

Постоянный контроль за деятельностью системы осуществляется при помощи принципа обратной связи.

Обратная связь – это реакция объекта на управляющее воздействие. По каналам обратной связи информация о работе управляемой подсистемы поступает в управляющую подсистему.

Управляющая подсистема, т. е. орган управления, в случае несоответствия между фактическим и заданным состоянием системы принимает меры для ликвидации этого несоответствия.

Из всех отмеченных видов управлений социально-экономическими системами мы будем рассматривать только один вид – управление хозяйственной деятельностью, для обозначения которого во всем мире используется термин “менеджмент”.

В тех случаях, когда вместо слова менеджмент будет использоваться слово управление, будем иметь в виду, что речь идет о управление хозяйственной деятельностью.

 

Понятие и содержание менеджмента.

Термин “менеджмент” в обозначении хозяйственного управления появился в США и дословно на другой язык не переводится.

В общедоступном понимании “менеджмент” – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей.

Следует различать понятия: управление, менеджмент, руководство. Управление > менеджмент > руководство.

Содержание менеджмента можно рассматривать в трёх системах:

· как науку и искусство управления,

· как вид деятельности и процесс принятия управленческих решений,

· как аппарат управления деятельностью организации.

Менеджмент как наука управления представляет систему знаний о законах, принципах, и методах управления, средствах и формах управления. Наука управления вырабатывает знания, которые позволяют научно управлять.

Но менеджмент вместе с тем – это искусство управления. В практике управления всегда неповторимы конкретные обстоятельства, действующие лица, принятые решения.

Поэтому успех управления во многом зависит от умения руководителя правильно оценить особенности людей, от его индивидуальных способностей, личной инициативы, интуиции, умения работать с людьми.

Умение все это использовать в управлении является искусством. Искусству управления можно научиться через опыт, им полнее овладевают только люди, имеющие к этому личные способности и талант.

Менеджмент также рассматривают как вид деятельности человека, направленный на достижение определенной цели. Для этого принимаются управленческие решения, позволяющие направить действия людей организации в едином направлении.

Менеджмент рассматривается и как орган или аппарат управления, в рамках которого реализуются функции управления. Аппарат управления является составной частью любой организации и без него организация не может существовать.

Между этими аспектами нет противоречия, все они вместе раскрывают сущность и содержание понятия менеджмент.

Таким образом, менеджмент – это вид профессиональной деятельности по управлению людьми в любой отрасли экономики и любой сфере деятельности, если она направлена на получение прибыли или предпринимательского дохода как конечного результата.

Важнейшей задачей менеджмента является организация производства товаров и создания оказание услуг с учетом потребностей потребителей и обеспечению рентабельности деятельности организации.

В качестве объекта менеджмента выступает хозяйственная деятельность организации в целом или её конкретная сфера (финансы, сбыт, и. т. д.).

Менеджмент как социальный институт обычно относится только к тем организациям, которые осуществляют свою деятельность в целях получения прибыли или предпринимательского дохода, независимо от характера деятельности.

Но в настоящее время менеджмент перешагнул границы сферы бизнеса. Технику и методы менеджмента стали широко применять и некоммерческие организации – государственные органы, правительственные учреждения и др.

Значения менеджмента выходит за рамки отдельной организации, где он осуществляется. Менеджмент оказывает значительное влияние на экономику всей страны. Поэтому справедливым является утверждение, что нет слаборазвитых стран, а есть только слабоуправляемые страны. Нашу страну, которая является богатой по природным ресурсам, можно назвать обществом с плохим управлением.

Различают общий и функциональный менеджмент.

Общий или генеральный менеджмент заключается в управлении деятельностью организаций в целом или её самостоятельных хозяйственных звеньев.

Функциональный или специальный менеджмент заключается в управлении определенными сферами деятельности организации или её звеньев.

Такими видами специального менеджмента являются:

· инновационный менеджмент,

· производственный менеджмент,

· финансовый менеджмент,

· международный менеджмент,

· экологический менеджмент,

· менеджмент маркетинга,

· персональный менеджмент.

В любой организации общий и функциональный менеджмент существуют в единстве, составляя целостную систему менеджмента.

Учебный курс который вам предстоит освоить, может быть определен как общий менеджмент. В условиях академии, кроме него читаются лекционные курсы по отдельным видам функционального менеджмента.

Существует также самоменеджмент, т. е. самоуправление менеджера.

В любой организации, независимо от вида деятельности, менеджмент представляет собой процесс состоящий из четырёх последовательно выполняемых управленческих действий. Эти действия называются функциями менеджмента или общими функциями управления.

К ним относятся:

· планирование, включающее выбор целей и план по их достижению;

· организация – распределение задач между подразделениями или работниками и установления взаимодействия между ними;

· мотивация – побуждение к работе с использованием мер поощрения и принуждения

· контроль, который заключается в сопоставлении фактических результатов с теми, которые были запланированы. (рис. 2)


Все эти функции действуют в единстве, связаны между собой и вместе определяют содержание процесса управления.

 
 

Функции менеджмента пронизывают организацию сверху донизу, но на разных уровнях каждая из них приобретает свой особый характер, имеет разный объём работ и содержание. (Рис. 3) Носителями этих функций является вся управляющая система в целом.

Менеджмент обязательно предполагает профессионализацию управления, т. е. превращение труда по управлению в самостоятельный, специфический вид труда – особую профессию, профессию менеджера.

Менеджер – это специалист профессионально занимающийся управленческой деятельностью в конкретной – области функционирования организации.

Профессиональное занятие означает, что этот специалист работает по найму, занимает постоянную должность менеджера в организации и наделен полномочиями принимать управленческие решения в определенной сфере деятельности организации.

Термин “менеджер” применяется для обозначения следующих категорий сотрудников организации:

· руководителей группы

· начальников отделов, служб

· руководителей производственных подразделений (начальников цехов, производств)

· администраторов различных уровней

· руководителей организаций в целом

В российской практике используются как равнозначные термины “менеджер” и “руководитель”

Как записано во многих зарубежных руководствах, менеджеры – это люди, наделенные большим объёмом работ, с которым они могут справиться только с помощью других людей, им подчинённым.

Труд менеджера имеет ряд особенностей по сравнению с другими видами управленческого труда:

· во-первых, это умственный, творческий характер труда; менеджер делает человеческие, финансовые, физические ресурсы максимально продуктивными;

· во-вторых, это особый предмет труда менеджера – информация, преобразуя которую они принимают решения, а также связи, отношения;

· в качестве орудий труда выступают средства работы с информацией;

· результат деятельности менеджера оценивается по достижению поставленных целей.

В работе каждого менеджера, какой бы деятельностью он не занимался, есть 5 обязательных базовых операций:

· менеджер, во-первых, устанавливает цели. Он определяет задачи, решает, что должно быть сделано, чтобы достичь этих целей;

· во-вторых, менеджер организует. Он формирует организационную структуру, выбирает людей для выполнения задач, распределяет между ними обязанности;

· в третьих, менеджер поддерживает мотивацию и коммуникацию. Он составляет команду из сотрудников, стимулирует их работу, осуществляет постоянную коммуникацию со своими подчиненными, начальниками и коллегами;

· четвертый элемент в работе менеджера – измерение. Он устанавливает показатели, по которым оценивается результат деятельности сотрудников, и сообщает их.

· наконец, в-пятых, он способствует росту людей, включая самого себя.

Следует иметь в виду, что менеджер не обязательно начальник, он может и не иметь подчиненных. Менеджера делает менеджером не власть, а вклад в деятельность всей организации и ответственность за её результаты.

Менеджеры отличаются от других специалистов только этой ответственностью за работу организации.

Например, разница между начальником отдела рыночных исследований компании с аппаратом в пятнадцать человек и исследователем рынка, который делает ту же работу без всякого аппарата, только в средствах, а не вкладе и функции. Оба они менеджеры.

Менеджеры являются ключевыми людьми в организации, но они различаются по роли в организации.

По месту в системе управления выделяют менеджеров трёх уровней: высшего, среднего и низового уровня.

Менеджеры высшего уровня несут ответственность за координацию деятельности организации в целом.

Менеджеры среднего уровня занимаются в основном решением оперативных задач. К ним относятся: начальники отделов, служб, начальники цехов, директора филиалов и др.

Менеджера низового уровня осуществляют координацию работы неуправленческих работников, они отвечают за выполнение производственных заданий, за использование выделенных ресурсов. К ним относятся мастера, начальники участков, руководители цеховых бюро.

В организации различаются также линейные и функциональные менеджеры.

К линейным менеджерам относятся лица, действующие на основе единоначалия, ответственные за состояние и развитие организации или её отдельного подразделения.

Это генеральные директора, директора, управляющие, начальники цехов и др.

К функциональным менеджерам относят работников, ответственных за определенную сферу в системе управления и возглавляющих функциональные подразделения. Например, главный бухгалтер, начальник отдела и др.

Функциональные менеджеры могут быть только на высшем и среднем уровне управления.

Особый характер труда менеджеров предопределяет и состав требований, предъявляемых к ним.

Можно выделить 3 категории требований к профессиональной компетенции менеджера:

· Знания в области теории управления и умения в сфере практики управления;

· Способность к коммуникации и умении работать с людьми;

· Компетенция в области специализации организации, т. е. наличие специальных знаний в вопросах технологии производственных процессов, теоретических и практических аспектов производств.

Следует также отметить, менеджер относится к тем профессиям, которые может освоить только человек с определенными врожденными психофизическими характеристиками.

В понятном аппарате зарубежного управления понятие “менеджмент” часто соединяется с понятием “бизнес”.

Но бизнесмены и менеджер – это не одно и то же. Бизнесмен – это человек, который “делает деньги”, это владелец капитала, находящегося в обороте и приносящего доход. Он не занимает постоянной должности, но является владельцем акций корпорации и может состоять членом его правления.

Более частным видом бизнеса является предпринимательство. Этот вид деятельности связан с личностью человека – предпринимателя, который занимается бизнесом, приносящий ему доход, реализует нововведения, вкладывает собственные средства в новое дело, принимая на себя риск.

В отличие от предпринимателя, менеджер – наемный работник, обладающий специальной профессиональной подготовкой в области менеджмента. Его доходы зависят от качества его труда.

В этом основные отличия предпринимателя и менеджера.

Любой предприниматель одновременно является и менеджером. Он самостоятельно устанавливает цели деятельности. Менеджеру цели задаются извне.

Предприниматель не всегда может быть хорошим менеджером, имеющим навыки управления людьми. Для этого требуется особые, отличные от предпринимательских, способности.

Таким образом, вам предстоит изучить основы менеджмента – особой области знаний, которая находится на стыке многих наук.

Целью учебного курса является овладение знаниями по управлению деловой организацией в условиях рынка, а также определенными навыками в руководстве людьми.

Данная дисциплина предусматривает изучение науки управления и конкретного практического опыта в области управления.


 

Тема 3. Опыт менеджмента за рубежом, возможности его использования в России

Вопросы:

1. Становление и развитие менеджмента. Подход к управлению разных школ.

2. Современные научные подходы к менеджменту.

3. Основные типы моделей менеджмента.

Литература:

1. Мескон М.Х. и др. Основы менеджмента. гл. 2.

2. В. Р. Веснин. Основы менеджмента. гл. 2.

3. Основы менеджмента /под ред. Радугина А.А. М, Центр, 1997, гл. 2.

1 Становление и развитие менеджмента. Подход к управлению разных школ менеджмента

Управление относится к древним видам человеческой деятельности. Оно старо как мир. Но управление как самостоятельная область деятельности появилась только в XX веке.

Менеджмент возник прежде всего в крупных компаниях США.

CC век принес организациям значительные изменения.

Увеличились размеры организаций, убыстрился и усложнился технологический процесс производства продукции, получили развитие массовое производство и массовый сбыт. Управленческий труд стал отделяться от непосредственного исполнительского труда. Все это потребовало новых методов управления, новых знаний в области управления.

Потребности производства в специальных знаниях по управлению привели к появлению и оформлению в качестве самостоятельной науки управления.

Процесс выделения менеджмента как особого вида профессиональной деятельности может быть показан на рис. 1.

 

 

В условиях индивидуальной организации производства управление осуществлялось традиционными унаследованными приемами, неизменными на протяжении многих поколений. В принятии управленческих решений преобладала интуиция.

Выделяют 3 источника возникновения менеджмента, это:

· общественное разделение труда,

· развитие кооперации,

· увеличение масштабов производства.

Развитие менеджмента как науки и практики управления носило эволюционный характер. Можно отметить 4 основных подхода, которые внесли значительный вклад в развитие менеджмента:

1. подход с позиции выделения разных школ менеджмента,

2. системный подход,

3. ситуационный подход,

4. процессный подход (рис. 2).

 

Основные школы и подходы   Годы XX-го стлетия
20е 30е 40е 50е 60е 70е 80е 90е
Классическая и административная школа                    
                 
                 
Школа человеческих отношений и поведенческие науки                  
                 
                 
Количественный и системный подход                    
                 
                 
Ситуационный и новые подходы                  
                   
                 
                       

Рис. 2 Эволюция управленческой мысли в ХХ в.

 

Рассмотрим содержание первого подхода. Он включает четыре основные школы, каждая из которых рассматривает управление с различных точек зрения:

1 – школа научного управления,

2 – административная школа,

3 – школа человеческих отношений и поведенческих

наук,

4 – школа науки управления или математическая

школа управления.

 

1. Школа научного управления. Основным разработчиком идей данной школы был американский инженер Федерик Тейлор. Его учение дало начало всему последующему менеджменту. Наряду с Тейлором основателями данной школы были Френк и Лилиан Гилбрет, Генри Гантт, Г.Форд и другие.


Представители данной школы исходили из того, что, используя наблюдения, замеры, анализ можно совершенствовать большинство операций ручного труда и добиться более эффективного их выполнения.

То есть они посвящали свои работы тому, что называется управлением производства. Школы занимались повышением эффективности на уровне ниже управленческого, так называемом внеменеджерском уровне.

Т.о., вклад данной школы в развитие научного менеджмента, используемый и в России, можно свести к следующему:

1. Использование научного анализа для определения лучших способов выполнения задачи;

2. Отбор работников, лучше всего подходящих для выполнения и обеспечения их обучения;

3. Использование материального стимулирования для повышения производительности труда;

4. Разграничение исполнительского и управленческого труда.

Идеи, заложенные школой научного управления, были развиты и применены к управлению организацией в целом представителями административной школы.

 

2. Административная или классическая школа управления. Наибольший вклад в её развитие внес французский ученый Анри Файоль.

Представители этой школы пытались определить общие характеристики и закономерности организаций.

Их целью было создание универсальных принципов управления, применение которых обеспечит успех деятельности организации.

В соответствии с учением Файоля весь процесс управления подразделяется на 5 основных функций, которые мы до сих пор используем в управление организации: это планирование, организация, подбор и расстановка кадров, мотивация и контроль.

На базе учения Файоля было сформулировано понятие организационной структуры, элементы которой представляют систему непрерывных взаимосвязанных действий – функций управлений, которыми мы и сейчас пользуемся при проектировании структур.

Из других представителей административной школы можно выделить Г. Эмерсона, который обосновал необходимость комплексного подхода к решению сложных практических задач управления организацией, немецкого социолога Макса Вебера, который разработал теорию бюрократического построения организации и системы управления. При этом считалось, что бюрократия – это порядок, устанавливаемый правилами, который обеспечивает определенность и предсказуемость в организации.

В качестве вклада данной школы в развитие науки можно выделить следующие положения:

1. Разработка административной теории;

2. Научный подход к принципам управления;

3. Описание функций управления;

4. Комплексный подход к управлению всей организацией.

Основные рекомендации школы использовались и используются и в России.

В 30-е годы определенный прорыв в области менеджмента был сделан школой “человеческих отношений”.

В её основу были положены достижения психологии и социологии. Поэтому в рамках этого учения в процессе управления предлагалось сосредоточить внимание на работнике, а не на его задании. Представители данной школы утверждали, что, если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то и уровень удовлетворенности работников должен возрастать, что будет вести к увеличению производительности.

Дальнейшим развитием данной школы явилась поведенческая концепция, которая изучала поведение работников в процессе деятельности как реакцию на воздействие среды.

Основные представители данной школы:

· Э. Мейо – родоначальник школы,

· Бернард,

· Друкер,

· Мак Грегор и др.

Таким образом, основными научными направлениями и ключевыми положениями данной школы были:

· коллектив как особая социальная группа;

· межличностные отношения как фактор роста эффективности и потенциала каждого работающего;

· прикладная мотивация;

· исследование поведения людей в организации;

· отношение к членам организации как к активным человеческим ресурсам.

Всё это применяется и в российской науке и практике управления.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.