Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 1. Сущность менеджмента.






Менеджмент – это самостоятельный вид профессионально осуществляемой хозяйственной деятельности, направленной на достижение определенных намеченных целей, путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов.

Термин «менеджмент», по сути, управление, но не в полной мере. Термин " Управление" на много шире. Это объясняется тем, что термин «Управление» применяется к разным видам человеческой деятельности (Управление автомобилем…). Он применяется к разным сферам деятельности (управление в неживой природе, в биологических системах, управление государством). Он применяется к разным органам управления (подразделения государственных и общественных организаций, а так же, на предприятиях и объединениях). Термин МЕНЕДЖМЕНТ применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне фирмы, действующей в рыночных условиях. Это означает:

1.ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка. На запросы конкретных потребителей и организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести фирме намечаемую прибыль

2.постоянное стремление к повышению эффективности производства. Т.е. с меньшими затратами получение оптимальных результатов.

3.хозяйственная самостоятельность, обеспечивающая свободу принятия решений тем, кто несет ответственность за конечные результаты в деятельности фирмы или ее подразделений

4.постоянную корректировку целей и программ в зависимости от состояния рынка

5.конечный результат деятельности фирмы или ее хозяйственно-самостоятельных подразделений выявляется на рынке в процессе обмена

6.необходимость использования современной информационной базы с компьютерной техникой для многовариантных расчетов и принятия оптимальных и обоснованных решений

Как самостоятельный вид профессиональной деятельности менеджмент предполагает, что менеджер не зависим от собственности на капитал фирмы, в которой он работает. Он может владеть акциями, а может и не иметь их, работая по найму в должности менеджера.

Труд менеджера – производительный. Он возникает в условиях высоко технологичного производства с высоким уровнем специализации работников. Он обеспечивает связь и единство всего производственного процесса. Поэтому менеджмент объединяет работников различных специальностей, а именно: инженеров, проектировщиков, маркетологов, экономистов, статистиков, психологов, плановиков, бухгалтеров. Они работают под руководством менеджера, управляющего предприятием, фирмой, производственным отделением.

Термин МЕНЕДЖЕР обозначает принадлежность конкретного лица к профессиональной деятельности в качестве управляющего фирмой, независимо от уровня управления, а также от его профессиональной подготовки и практического опыта работы.

Профессиональный менеджмент как самостоятельный вид деятельности предполагает наличие в качестве субъекта этой деятельности специалиста менеджера, а в качестве объекта – хозяйственную деятельность фирмы в целом или конкретную ее сферу.

Под хозяйственной деятельностью в определении менеджмента понимается деятельность фирмы:

1)в любой отрасли экономики, промышленности, торговле, строительстве, транспорте, банковском деле, страховом деле …

2)в любой сфере деятельности фирмы, производство, сбыт, финансы.

Эта деятельность должна быть направлена на получение прибыли как конечного результата или предпринимательского дохода, в зависимости от конкретных целей деятельности фирмы.

Хозяйственная деятельность фирмы требует такого стиля работы, в основе которого лежит постоянный поиск новых возможностей, умение привлекать и использовать для решения поставленных задач ресурсы из самых разнообразных источников.

Главное в менеджменте – определение целей деятельности фирмы на ближайшую и дальнейшую перспективы. Управление путем постановки целей осуществляется с учетом оценки потенциальных возможностей фирмы и ее обеспеченности соответствующими ресурсами.

Различают цели общие и специфические. Общие цели отражают концепцию развития фирмы в целом. Специфические цели разрабатываются в рамках общих целей по основным видам деятельности фирмы.

Менеджмент рассматривается не только как вид профессиональной деятельности, это еще и наука управления.

Под научными основами управления понимается система научных знаний, которые составляют теоретическую основу практики управления, а точнее обеспечение практики менеджмента научными рекомендациями.

К настоящему времени в западной науке управления сложились 4 важнейшие концепции науки управления, которые внесли существенный вклад в развитие современной теории и практики управления:

1.Концепция научного управления

2.Концепция административного управления

3.Концепция с позиции психологии и человеческих отношений

4.Концепция с позиции науки о поведении. На базе этой концепции сформировались школы менеджмента.

Основные функции менеджмента, следовательно, — плани­рование, организация, мотивация, контроль и координация. Пла­нирование, в рамках которого определяются цели рыночной дея­тельности, необходимые для этого средства, разрабатываются ме­тоды, наиболее эффективные в конкретных условиях. На основе прогнозов на будущее и стратегических планов обеспечивается вся работа предприятия.

Организация, задачей которой является формирование струк­туры компании, обеспечение ее всем необходимым для нормальной работы (персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, де­нежными средствами и др.). Организация направлена на создание необходимых условий для достижения запланированных целей.

Мотивация имеет целью активизировать работающих, побу­дить их трудиться эффективно для реализации намеченных целей. Для этого внедряется разнообразное материальное и моральное стимулирование работающих, создаются условия для проявления творческого потенциала и развития работников.

Контроль, задача которого — в количественной и качествен­ной оценке и учете результатов работы. Главные инструменты дан­ной функции — наблюдение, проверка всех сторон деятельности фирмы, учет и анализ. Контроль выступает в качестве элемента обратной связи. На основе его данных осуществляется корректи­ровка принятых решений, планов, норм и нормативов.

Координация — важнейшая функция менеджмента, гаранти­рующая бесперебойность и непрерывность действий. Цель коорди­нации — достижение согласованности в работе всех звеньев орга­низации посредством установления оптимальных связей (коммуникаций) между ними. Здесь широко используются отчеты, интервью, собрания, компьютерная связь, средства радио- и телевещания и т. д. С помощью различных форм связи обеспечивается взаимодей­ствие между подсистемами, осуществляется маневрирование ре­сурсами, достигается единство и согласование всех функций ме­неджмента, а также действий руководителей.

Лекция 2. Школа научного управления (1885-1920гг.)

Формирование школы научного управления тесно связано с работами Тейлора, Френка и Лили Гильберт, Генри Гантта и Форда. Они исходили из того, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ можно усовершенствовать операции ручного труда, добиваясь их более эффективного выполнения.

Первой фазой методологии научного управления является анализ содержания работы и определение ее основных компонентов. Тейлор, например, скрупулезно замерял количество железной руды и угля, которые человек может поднять на лопатах разного размера. Гильберты изобрели прибор и назвали его микро хронометром. Они использовали его в сочетании с кинокамерой для того, чтобы точно определить, какие движения выполняются при определенных операциях и какое время занимает каждое из них. Основываясь на полученной информации, они изменяли рабочие операции, чтобы устранить лишние, непродуктивные движения и, используя стандартные процедуры и оборудование, стремились повысить эффективность работы.

Научное управление обращало внимание и на человеческий фактор. Важным вкладом этой школы было систематическое использование стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности труда и объемов производства.

Тейлор считал менеджмент истинной наукой покоящейся на фундаменте точных законов, правил, принципов. Он сформулировал важный вывод о том, что работа по управлению - это определенная специальность, и что организация в целом выигрывает, если каждая группа работников сосредоточивается на том, что она делает успешнее всего.

Благодаря разработкам концепции научного управления менеджмент был признан самостоятельной областью научных исследований, и было доказано, что методы, используемые в науке и технике, могут быть эффективно использованы в практике деятельности организаций для достижения намеченных целей.

Тейлор сформулировал следующие принципы управления:

1.расчленение работы

2.определение оптимального диапазона контроля

3.сочетание власти и ответственности (единство руководства)

4.тщательный хронометраж

5.отношение к рабочему как к человеческой машине

6.интеграция трудовых функций

7.упор на экономические стимулы.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.