Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Процесс развития группы






На первом этапе группа еще складывается. Коллективных действий пока нет. Преобладает индивидуальная работа. Но уже в это время появляется неформальный лидер.

На втором этапе группа сложилась. Осуществляются совместные действия. Проявились сильные и слабые стороны каждого работника. Сложились группировки, и началась борьба за лидерство (борьба за власть).

На третьем этапе группа переживает подъем. Преобладает коллективная работа. Каждый знает свое место и хорошо взаимодействует с остальными. Все стремятся работать лучше.

Четвертая стадия является переломной. На этом этапе возможно развитие группы в одном из двух противоположных направлений:

либо бюрократизация и стагнация, когда формальные требования становятся важнее реальных дел,

либо дальнейшая интеграция, когда возникающие противоречия быстро устраняются, уступая место сотрудничеству.

 

Б.Такман и Н.Дженсен выделяют 5 стадий формирования группы:

Формирова­ние - Бурление (смятение) - Становле­ние норм - Выполнение работы - Расформи­рование (распад)

Формирование — стадия, на которой происходит отбор членов группы в соответствии с их функциональным или техническим опытом для выполнения целей, стоящих перед группой. Члены группы, команды знакомятся, обмени­ваются официальной информацией друг о друге, вносят пред­ложения о работе группы (например, как будут распреде­лены функциональные обязанности, роли).

Бурление (смятение) — для этой стадии характерно возникновение конфликтов и появление конфронтации меж­ду членами группы.

Двигаясь к поставленной перед группой цели, ее члены выражают различные интересы, порой не соответствующие этой цели. Возникают различные мнения, складываются определенные взаимодействия между членами группы, про­является их отношение к групповой работе, распределению ролей и обязанностей, тактике группы;

если различия слиш­ком велики, то некоторые члены могут покинуть группу.

Если же различия незначительны, то члены группы либо приспосабливаются, либо открыто обсуждают противоречия.

Важная роль на этой стадии принадлежит формально­му лидеру, который должен решать внутригрупповые кон­фликты, устанавливать исходные условия взаимодействия.

Становление норм (нормирование). Члены группы начинают конструктивно приспосабливаться к различиям коллег и сотрудничать друг с другом. Они разрабатывают групповые нормы поведения. Окончательно завершается и всеми признается распределение ролей в группе. Возника­ет чувство товарищества, групповая сплоченность. Сотруд­ники идентифицируют себя с группой.

Выполнение работы. Члены группы эффективно рабо­тают в соответствии с поставленной целью и распределени­ем задач, согласованным на предыдущей стадии. Для раз­решения возможных конфликтов используются групповые дискуссии.

Расформирование (распад). Группа выполняет свою задачу и расформировывается. Эта стадия характерна для временных групп, созданных для выполнения конкретных проектов или заданий.

 

 

Трудовой коллектив - все категории работников, занятых в организации.

Признаки трудового коллектива:

Ø Наличие общей цели (единство интересов личности, коллектива и общества);

Ø осуществление совместной трудовой деятельности (производство товаров или услуг);

Ø признание членами группы дуг друга и отождествление себя с нею;

Ø взаимодействие, сотрудничество и взаимопомощь (синергетический эффект);

Ø дисциплина (порядок в деятельности фирмы);

Ø культура, представленной общими ценностями, нормами и правилами поведения, символикой;

Ø наличие определенной организацион­ной структуры (для обеспечения координации усилий работников в достижении целей фирмы):

- функциональной (в соответствии с производственными за­дачами, решаемыми участниками);

- политической (в соответствии с их интересами и принад­лежностью к тем или иным группировкам);

- социально-демографической (в соответствии с полом, воз­растом, образованием, квалификацией и

- социально-психологической (в соответствии с симпатиями и антипатиями);

- поведенческой (в соответствии с активностью людей);

- мотивационной (в соответствии с факторами, определяю­щими их поведение).

Функции коллектива:

Ø экономическая – выпуск продукции (или оказание услуг) для общества; реализация коммерческих, технологических, производственных процессов, в результате которых осуществляется миссия фирмы

Ø управленческая - характери­зуется системой прямых и обратных свя­зей между субъектом и объектом управ­ления;

Ø социальная - обеспечение занятости и формирование личности

 

Степень сплоченности зависит от размера группы, социальной однородности (при разнородности возникают группировки), наличия внешней опасности, достигну­тых успехов.

Условиями сплоченности коллектива считаются:

- соответствие личных возможностей каждого структуре и содержанию его деятельности, что обеспечивает ее нормальный ход, отсутствие зависти по отношению к успехам других

- рациональное распределение функций между участниками, при котором ни один из них не может добиться успеха за счет другого;

- возможность реального взаимного дополнения и органического соединения способностей каждого в едином трудовом процессе;

- психологическая и социально-психологическая совместимость участников.

Основу первой составляет соответствие темпераментов людей. Основу второй - соответствие их профессиональных и моральных качеств, создающее основу взаимного доверия; однородность ос­новных мотивов деятельности, способствующая лучшему взаимо­пониманию.

Совместимость во многом формирует психологический кли­мат, отражающий состояние внутренних отношений людей, сте­пень взаимопонимания и пр.

Психологическое состояние коллектива характеризуется сте­пенью удовлетворенности участников своим положением в орга­низации. На него влияют: характер и содержание работы, ее пре­стижность, размеры вознаграждения, перспективы роста, условия труда, психологический климат.

Роль коллектива в жизни человека состоит в следующем:

1) в его рамках удовлетворяется естественная потребность лю­дей в общении, в принадлежности к группе себе подобных;

2) в коллективе человек в необходимых случаях обретает под­держку и защиту, признание успехов и достижений.

В то же время наряду с желанием быть в коллективе люди хотят сохранить свою индивидуальность.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.