Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация как объект управления






В менеджменте слово «организация» обычно используется для обозначения именно формальной организации.

Организация — это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели (или целей).

Организация — форма объединения людей для их совместной деятельности в рамках определенной структуры, призванная выполнять определенные функции и решать поставленные задачи. Имеет самые различные размеры и характеристики, в зависимости от ее целевого назначения, правового статуса, отношения к прибыли и проч.

Целью менеджера является повышение эффективности совместной деятельности людей в организации.

Большинство организаций являются сложными системами, состоящими из подразделений (частей организации), имеющими свою цель работы, увязанную с обшей целью.

Сложные организации вне зависимости от их конкретного назначения имеют общие характеристики:

· наличие цели - главный признак организации, она придает смысл ее существованию, определенность и конкретную направленность действиям персонала.

· обособленность, выражающаяся в замкнутости внутренних процессов и наличии границ, отделяющих ее от внешнего окружения. Эти границы могут быть материальными в виде стен и заборов или идеальными (запреты, нормы, права, предписания и проч.). Например, замкнутость кругооборота средств предпринимательской организации, которая сможет нормально функционировать только, когда затраты на производство полностью вернуться в результате продажи продукции.

· системность, наличие связей (экономических, технологических, административных, информационных, социальных и т.д.) между ее отдельными элементами, с помощью которых те взаимодействуют и влияют друг на друга.

· преобразование ресурсов для достижения результатов. Основные ресурсы, используемые организацией, — это люди (трудовые ресурсы), капитал (деньги, основные фонды), материалы, технология и информация;

· зависимость организации от внешней среды как в отношении своих ресурсов, так и в отношении потребителей. Внешняя среда включает экономические условия, потребителей, законодательство, правительственные акты, конкурентов, общественные ценности и взгляды, технику и технологию и др. Эта среда, которая оказывает существенное влияние на организацию, как правило, находится вне пределов влияния менеджеров.

· разделение (горизонтальное, вертикальное) труда. Разделение всей работы на части называется горизонтальным разделением труда. Например, работу по управлению парусным судном можно разделить на такие части: управление парусами, управление рулем. Отделение работы по координированию действий от самих действий называется вертикальным разделением труда;

· образование подразделений в сложных организациях. Подразделения организации (отделы, службы, цеха, участки и т. п.) выполняют свои специфические задания и добиваются конкретных целей. Так, швейная мастерская может иметь цех раскроя, цех пошива, цех отделки, службу маркетинга, службу снабжения, технологический отдел, ремонтную службу и др.

· необходимость и наличие управляющего органа.

· определенная организационная культура

· саморегулирование, позволяющее организации в определенных рамках самостоятельно решать многие вопросы внутренней жизни и с учетом конкретных обстоятельств выполнять внешние команды.

Цикл жизни организации охватывает основные стадии:

- создание (например, на основе решения общего собрания руководителей) и осуществление всех связанных с этим мероприятий;

- рост в той сфере, в которой она изначально возникла;

- развитие, происходит дифференциация, поиск новых, а также качественное развитие и совершенствование существующих форм и направлений ее деятельности;

- зрелость, консолидация. Она прочно стоит на ногах и часто больше не стремится ни к расширению, ни к поиску нового, что на деле означает начало конца;

- упадок. Организация постепенно ослабевает, свертывает свою деятельность и, наконец, прекращает свое существование. (возможные варианты - возрождение или ликвидация)

В 20 веке взгляды на сущность и предназначение организаций менялись по крайней мере трижды.

В начале века организации принадлежали частным собственникам и рассматривались как средство получения ими доходов.

К середине столетия многие организации стали корпоративными, обрели юридический статус, формально не зависящий от владельцев. Но они рассматривались еще как закрытые, независимые от среды.

В 1970-е годы стал укореняться взгляд на организацию как сложную открытую систему, неотъемлемую часть общества, зависимую от среды, но имеющую собственные интересы и цели и достигающую успеха за счет приспособления к ней.

Этот привело к изменению типа поведения организации. В условиях общей нестабильности и постоянных кризисов, характерных для современной экономики, более эффективным оказывается предпринимательский тип поведения, отличающийся активностью, определенной агрессивностью и ориентированностью в будущее.

В 1980-е годы американские исследователи Т.Питерс и Р. Уотермен выдвинули положение о том, что современная организация должна отвечать трем требованиям:

• быть эффективной с точки зрения бизнеса (достижение целей при минимизации затрат и неблагоприятных последствий);

• регулярно обновляться (совершенствование производственных и управленческих процессов, повышение культурного и образовательного уровня работников, ресурсное обеспечение);

• и осуществлять профилактику стагнации (замена устаревших элементов и связей новыми, привлечение новых способных работников предотвратит застой, уменьшит внутренние конфликты).

Основой этого, по их мнению, являются три столпа: устойчивость, предприимчивость и ломка традиций.

Одним из важных факторов развития и успеха современной организации является уровень подготовки и способностей руководства, позволяющей правильно определить необходимые направления и темпы развития, обеспечить его преемственность, создать действенную систему стимулов для всех участников.

 

Современные организации характеризуются значительным разнообразием и подразделяются по определенным критериям.

По критерию формализации выделяются:

· формальные организации, имеющие четко поставленные цели, формализованные правила, структуру и связи; в эту группу вхо­дят все организации бизнеса, государственные и международные ин­ституты и органы. Предметом данного изучения являются в основном формальные хозяйственные организации - юридические лица;

· неформальные организации, функционирующие без четко определенных целей, правил и структур; сюда относят все инсти­туты семьи, дружбы, неформальных отношений между людьми.

 

По формам собственности на капитал.

· государственная

· муниципальная

· частная

· собственность общественных и религиозных организаций

· прочие формы собственности, включая смешанную российскую, иностранную, совместную российскую и иностранную

 

По целевому назначению хозяйственной деятельности отношению к прибыли организации подразделяются на коммерческие и некоммерческие.

Первые преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, вторые не стремятся извлекать или распределять полученную прибыль Между участниками, но могут осуществлять предпринимательскую деятельность, когда это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

По организационно-правовым формам, в которых может осуществляться деятельность коммерческих и некоммерческих организаций.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.