Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предмет и задачи возрастной физиологии






Предмет исследования возрастной физиологии - закономерности и особенности жизнедеятельности организма на разных этапах онтогенеза.

Главной теоретической задачей физиологии развития является выяснение основных закономерностей возрастного развития. Под биологическим созреванием человека следует понимать достижение такого уровня морфологического, физиологического, личностного и социального развития, когда индивид способен произвести здоровое жизнеспособное потомство и обеспечить его нормальное развитие.

Основные задачи возрастной физиологии:

- изучение особенностей функционирования различных органов, систем и организма в целом;

- выявление экзогенных и эндогенных факторов, определяющих особенности функционирования организма в различные возрастные периоды;

- определение объективных критериев возраста (возрастные нормативы);

- установление закономерностей индивидуального развития.

 

Прикладные задачи возрастной физиологии - две практические задачи педагогики и педиатрии:

Первая — оценка «возрастной нормы».

Для врача, и для педагога очень важно понимать, нормально ли развит ребенок, с которым ему предстоит работать. Любое существенное отклонение в темпах развития означает, что к такому ребенку необходимо применять специальные, нестандартные приемы воспитания или лечения. Поэтому установление параметров возрастной нормы — одна из важнейших прикладных задач физиологии развития, решаемых уже многие десятилетия. По ходу решения этой задачи были выявлены многие феномены, в частности то обстоятельство, что темпы роста и развития детей зависят от большого количества известных и неизвестных факторов. Так, было убедительно доказано, что тяжелые социально-экономические ситуации (войны, революции, стихийные бедствия) крайне негативно сказываются на динамике возрастного развития детского населения. Напротив, благоприятное социально-экономическое положение общества способствует нормализации процессов роста и развития. Однако существуют и не вполне ясные науке обстоятельства, влияющие на темпы биологического развития. Так, явление акселерации роста и развития, которое наблюдалось почти 100 лет в странах Европы и Нового Света, прекратилось так же неожиданно, как и началось, причем его причины так и остались до конца не разгаданными.

Вторая — определение временных границ возрастных периодов, или возрастная периодизация онтогенеза.

Одни ученые считают, что развитие ребенка протекает непрерывно, и поэтому говорить о каких-либо его этапах, или периодах, бессмысленно. Так полагает, в частности, британская школа антропологов, среди которых немало выдающихся ученых, чьи труды лежат в основе физиологии развития, — Танкер, Харрисон и другие. Напротив, российская научная школа, ведущая свою историю от Н.П. Гундобина, В.В. Бунака, П.К. Анохина и А.А. Маркосяна, считает вопрос о периодах онтогенеза одним из узловых и посвящает этой проблеме большое число исследований, научных конференций, дискуссий, публикаций. Представления о гетерохронности развития и неравномерности онтогенетического процесса, о чем речь более конкретно пойдет ниже, лежат в основе различных моделей периодизации онтогенеза, каждая из которых имеет свои достоинства и недостатки. Между тем для решения практических задач выбор одной из указанных моделей крайне актуален, поскольку от этого зависит, например, ответ на вопрос, в каком возрасте можно начинать систематическое обучение в школе.

5 групп детей по степени здоровья

группа характеристика контингента
1) Здоровые не имеют хронических заболеваний и гармонично развитые
2)Практически здоровые - не страдающие хроническими заболеваниями, но имеющие отклонения (плоскостопие, сутулость), - часто болеющие (более 4 раз в год), - длительно болеющие (одно заболевание длилось более 25 дней), - со слабой близорукостью.
3) Больные дети в стадии компенсации (ревматизм в стадии ремиссии, гастрит, холецистит в компенсированной форме, хронический тонзиллит).
4) Дети с заболеваниями в стадии субкомпенсации.  
5) Дети с заболеваниями в стадии декомпенсации . Это дети - инвалиды. Они составляют 2-3%, в обычные школы не ходят.

 

 


 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.