Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Количество потребителей и объем их покупок






Чем меньше покупателей и чем больше объемы их покупок, тем сильнее будут рычаги воздействия. Если же количество покупателей велико, но каждый из них действует в значительной степени независимо друг от друга и покупает небольшое количество товара, их воздействие на рынок слабое.


Глава 7. Анализ конкурентного окружения 117

Количество и размер компаний - поставщиков товара

Если поставщики продукции крупнее, чем покупатели, то воздействие на рынок со стороны покупателей будет иметь тенденцию к понижению. Количество поставщиков также играет большую роль: уменьшение их числа приведет к снижению воздействия власти покупателей на рынок, так как возможности выбора и покупки товаров уменьшаются.

Наличие товаров-заменителей и расходы по переходу на них

Если расходы по переходу на товар-заменитель невелики (так как заменитель близок по характеристикам и цене), то влияние потребителей будет соответственно сильнее.

Следует помнить, что не обязательно покупатели находятся в конце цепочки поставок. В каждом звене цепи поставок воздействие покупателей на рынок будет оказывать большое влияние на установление цены в отраслевой структуре.

Например, в цепи поставок пива покупателями являются потребители, оптовые покупатели, сеть супермаркетов, бары и рестораны. Усилия, прилагаемые каждым из поставщиков, могут сильно различаться. Сеть супермаркетов, скажем, оказывает намного большее давление на пивоваров, чем частные потребители.

Фактор 4. Рычаги воздействия поставшиков

Фирмы должны получать ресурсы, необходимые для осуществления своей деятельности. Эти ресурсы подразделяются на четыре категории: человеческие, финансовые, материальные и интеллектуальные.

Ресурсы приобретают на ресурсных рынках, где цены определяются взаимоотношением между фирмами - поставщиками ресурсов и фирмами отрасли, применяющими данные ресурсы. Важно отметить, что многие ресурсы используются не только в одной отрасли. Таким образом, воздействие поставщиков на рынок будет определяться взаимоотношениями не только в одной отрасли, но и с теми отраслями, которые они обслуживают.

Рассмотрим основные факторы, определяющие рычаги воздействия поставщиков.

Уникальность и дефицит поставляемого ресурса

Если ресурсы, поставляемые в отрасль, важны для нее и не имеют прямых заменителей, тогда поставщики, скорее всего, будут обладать большой степенью влияния на отрасль. Если ресурс легко заменяется другими ресурсами, то сила влияния будет значительно меньше. Именно поэтому, например, люди с редкими или исключительными способностями получают большую заработную плату, чем менее способные.

Расходы по переходу на другой ресурс

Если ресурс может быть легко заменен, тогда расходы по переходу на другой ресурс будут невелики. Если, скажем, существует высокое предложение рабочей силы, или штрафы за перерасчет долга достаточно низкие, то влияние поставщиков этого ресурса будет уменьшаться.

Количество отраслей, имеющих потребность в данном ресурсе

Если поставщики поставляют определенный ресурс нескольким отраслям, они будут меньше зависеть от одной отдельной отрасли. Поэтому чем больше отраслей, на которые поставляется данный ресурс, тем выше будет рыночная сила поставщиков.


118 Стратегический менеджмент

Количество и размер фирм - поставщиков ресурса

Если количество фирм, поставляющих ресурс, невелико, а покупателей много, тогда влияние поставщиков на компании в любой отрасли будет доминирующим. Если поставщиками являются небольшие по размеру фирмы, но их много, тогда влияние этих фирм будет слабее, особенно если их размеры меньше по сравнению с фирмами, покупающими у них ресурсы. Например, большинство поставщиков Mark & Spencer являются невлиятельными компаниями потому, что они малы по сравнению с продавцом. Компания Mark & Spencer имеет несколько поставщиков и способна поменять их при необходимости, чтобы получить снижение расходов по поставке или более высокое качество ресурса.

Таким образом, поставщики в отрасли обладают большими возможностями, если:

• ресурс, который они поставляют, является редким;

• существует небольшое число заменителей данного ресурса;

• расходы по переходу к новому ресурсу являются высокими;

• ресурс поставляется в несколько отраслей;

• поставщики являются крупными фирмами;

• фирмы в отрасли, покупающие ресурс, невелики по размеру.

При условиях, противоположных данным, поставщики будут обладать меньшей силой влияния.

Фактор 5. Уровень конкуренции в отрасли

Фирмы в отрасли конкурируют друг с другом по-разному. Вообще говоря, конкуренция происходит как на ценовой, так и на неценовой основе.

Ценовая конкуренция включает компании, пытающиеся сбивать цены друг друга, которые, в свою очередь, будут зависеть от возможности снижать собственные издержки производства. Неценовая конкуренция будет принимать форму соперничества марки, рекламы, формы продвижения товара, вида дополнительного сервиса для потребителей и усовершенствования товара. В некоторых отраслях соперничество между конкурентами очень жесткое, в других же отраслях оно может быть менее интенсивным или даже благородным.

На рис. 7.1 пятый фактор находится в центре, и к нему ведут стрелки от четырех других. Таким образом подчеркивается, что значение данного фактора во многом зависит от воздействия всех четырех факторов, которые «питают» его. Однако уровень конкуренции в отрасли будет зависеть и от других факторов. Рассмотрим их.

«Высота» входных барьеров в отрасль, количество и размер конкурентов в отрасли

Если конкурентов немного, но они достаточно крупные, то, вероятно, существуют жесткие входные барьеры. Наоборот, если конкурентов много и они достаточно мелкие, то это, вероятно, определит наличие нежестких входных барьеров. Соперничество между конкурентами как на ценовой, так и на неценовой основе будет сильнее в отрасли, включающей большее количество мелких конкурентов.

Зрелость отрасли

Если продукт является зрелым и отрасль может его выбросить за свои пределы, то конкуренция будет более интенсивной (обсуждение этого вопроса см. в главе 5).


Глава 7. Анализ конкурентного окружения 119






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.