Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Законы коммуникативных процессов и специфика проявления их основных закономерностей в зависимости от целенаправленности общения и детерминанты уровня человеческого развития






 

……………………………………………………….

Для определения системных ориентиров и задачи исследования структуры законов и закономерностей, которым подчинены коммуникативные процессы, применены следующие философские понятия о законе. «Закон – внутренняя существенная и устойчивая связь явлений, обусловливающая их упорядоченное изменение. На основе знания закона возможно достоверное предвидение течения процесса. Понятие закона близко к понятию закономерности, которая представляет собой совокупность взаимосвязанных по содержанию законов, обеспечивающих устойчивую тенденцию или направленность в изменениях системы. Вместе с тем закон выражает одну из сторон сущности, познание которой в теории совпадает с переходом от эмпирических фактов к формулировке законов изучаемых процессов» [71].

В первую очередь надо провести анализ выше приведенного определения закона. Феномен коммуникации – это существо коммуникации, являющее свою сущность и сущее на уровне действий, воспринимаемых органами чувств. Предположим, что есть сущие законы и закономерности, которые носят метафизический характер. Тогда они оказывают влияние на процессы, происходящие в природной части человека: в умственной, эмоциональной, чувственной и телесной сферах человеческой деятельности. А это будет означать, что их влияние на события будет осуществляться относительно человека с помощью законов природного характера. Взаимосвязь сущих законов и физических отличает человека от животных, которые обладают умом, но не разумом, а потому они подчинены законам, предназначенным только лишь Природе.

В иерархии основных коммуникативных функций человека сущие законы коммуникации должны занимать вышестоящие позиции по отношению к остальным сферам человеческой деятельности. В этом случае они, взаимодействуя с сущностным законом и существенными законами, смогут влиять на результаты коммуникации.

Закон коммуникации действует на результат коммуникативного процесса, радикально отражая его качество (добрый или злой) в зависимости от характера причинно-следственных связей. Закономерность выражает количественно-временную меру (больше или меньше, чаще или реже) проявления последствий причинно-следственных связей как положительного качества, так и отрицательного. Мера применения закона зависит в основном от достоинств коммуникантов, определяемых их делами, проявляющими гармоничность развития индивидуума как совокупности психической, духовной и физической деятельности. Психология и медицина пока не может рассматривать психическую и духовную деятельность, абстрагируясь от деятельности человеческой плоти.

В свое время В. М. Бехтерев искал путь преодоления, казалось бы, тупиковой ситуации и нашел его: «Мы и теперь, как тысячу лет назад, останавливаемся перед неразрешимыми загадками мира: что такое дух и материя и какое их взаимное отношение друг к другу? … отыскивалась умозрительным путем сущность вещей, между тем как истинное знание не заключается в отыскании сущности вещей, а в разъяснении соотношений между теми и другими явлениями» [13].

Для исследования специфики проявления закономерностей социокультурной (социальной) коммуникации, зависящих от уровня развития индивидуума, требуется философско-антропологическое исследование взаимодействия психики человека, его духовной и физической составляющей.

Чтобы воспользоваться выводом В. М. Бехтерева, можно провести аналогию взаимоотношений человеческих энергий высшего (ЦМ), среднего (ТМ) и низшего порядка (ум + эмоции + чувства + тело) с основами взаимодействия энергий организованных технически, то есть искусственно.

В радиотехнике или технике с электроприводом применяются энергии, которые представляют собой высшие (высокочастотные) законодательно-управленческие звенья системы. Также применяются энергии, представляющие собой среднее (среднечастотное) исполнительно-управленческое звено, преобразующее сигналы высшего управления до среднего уровня управления, непосредственно воспринимаемого исполнительными (низкочастотными) звеньями.

Существует гипотеза И. В. Ершовой-Бабенко относительного того, что «психика выражает общие природные (биологические) и социальные закономерности» [25]. Примем во внимание другие высказываниями Ершовой-Бабенко, которые заключаются в том, что психика «обладает энергетическими и информационными источниками», она же «становится управляющим параметром … системообразующим (целое образующим) фактором». [26]

В разработанной иерархии основных функций индивидуума к психике можно отнести энергии ЦМ, или сверхсознания (см. в Приложении 1 рис. 1, 2, 4, 5, 7).

Управление невозможно без знания Закона (Права) управителем, его помощниками и, конечно же, исполнителями. Следовательно, то, что мы называем психикой или целеполагающее мышление (ЦМ), должно обладать законодательной функцией, включающей в себя преподавание исполнителям конкретных знаний о «неписаных законах» и закономерностях, регулирующих жизнедеятельность. Кроме того – целесообразную корреляцию, включающую в себя нормирование применения закона, учитывающее возможности и способности социума индивидуума и социума индивидуумов, то есть системы в целом.

Таким образом, можно сказать, что ЦМ направляет, учит и наставляет наше сознание и в определенной мере подсознание, способствует приобретению им условных рефлексов в раннем детстве с учетом уровня их развития и физических возможностей (см. в Приложении 1 рис. 4 и 5).

Итак, пусть целеполагающим управлением коммуникативных действий занимается ЦМ. Тогда в его функции, то есть сущего мира индивидуума, в частности, входят задачи:

- определение единой цели коммуникации и направление сознания по пути к ней;

- преподавание знаний о законах и закономерностях, регулирующих коммуникативные процессы;

- обеспечение корреляции условных и абсолютных норм соблюдения сознанием законов с учётом уровня его развития, а также создание условий для коррекции деятельности сознания.

Для собственного развития высшие (психические) звенья управления социумом индивидуума как минимум должны организовать режим (лат. правление) положительной автокоммуникации, основанный на развитии среднего звена управления, которому высшие звенья делегируют часть управленческих функций по отношению к нижестоящим (низкочастотным) звеньям иерархической цепи. Но элементы сверхсознания (высшее управление) сохраняют за собой возможность прямого правления магнитосферой и подсознанием (например, устами младенца, у которого пока еще нет ума, «глаголит истина»). Нижние звенья функциональной иерархии человека представляют собой подсознание, то есть реальную (позднелат. овеществленную) плоть, принадлежностью которой, в частности, являются мозг и чувства.

Н. П. Бехтерева через газету «Труд» (19.12.1997 г.) высказала мнение о необходимости третьего прорыва в области исследований мозга человека, благодаря которому «будет обнаружен “мост” между мыслью и мозгом». И в то же самое время она признается: «Странно, но факт – мозг наших далеких предков немногим отличается от мозга современных людей. Теория постепенного развития мозга оказывается не очень-то состоятельной. Мозг древних, как и мозг современников наших, в равной мере был подготовлен к решению сложных задач. Как это объяснить? Пока ответ на этот вопрос у науки отсутствует».

Из того, что между мыслью и мозгом должен быть «мост», делаем вывод: мозг не мыслит. Слово «мысль» в переводе с греческого имеет два взаимодополняющих значения: цель, намерение. [49]

Энергии (греч. деятельность) высшего управления сознанием и подсознанием – целеполагающие, то есть это мысли, отвечающие на вопрос «зачем?». А управление среднего звена должно целесообразно образовывать текущие намерения (мысли), отвечая на вопрос «что делать для достижения цели?». Затем посредством органов чувств, мозга и эмоциональной сферы или ЦМ надо сделать умозрительный выбор формы деятельности из числа предметно представленных на эмоциональной сфере. Тогда мозгу остается выполнять указания «как делать», которые представлены на эмоциональной сфере и предписывают ему действия в соответствии с командными для него идеями, то есть формами, воспринимаемыми умозрительно.

Эмоциональная сфера деятельности, предоставляет возможность уму соединить мысль и форму, которой подчинится плоть, в частности, мозг. Совокупная деятельность ума и магнитосферы – это и есть тот самый «мост» между мыслью и мозгом (см. в Приложении 1 рис. 1, 2, 5, 6А, 6Б, 7). Однако формы-команды для подсознания, в частности мозга и чувств, могут быть инициированы и ЦМ с участием ума или без него. В этом случае высшая власть (сверхсознание) осуществляет прямое правление подсознанием при отключенном или приторможенном уме. Эффекты прямого правление довольно часто наблюдают спортсмены, достигшие мастерства. В процессе выполнения с высокой скоростью какого-либо спортивного приема сознание умозрительное восприятие происходящего подобно просмотру видеокадров, прокручиваемых в замедленном темпе.

В определенных ситуациях мозгу приходится подчиняться и электромагнитным сигналам, исходящим от органов чувств, а также их проекциям на магнитосфере, или эмоциональной сфере в виде магнитных форм-представлений. Все эти представления контролируемы и, по мере необходимости, управляемы сверхсознанием (см. в Приложении 1 рис. 1, 5 и 7), но ум и разум, будучи элементами управления среднего звена, должны учиться контролировать происходящее на магнитосфере и выполнять свои задачи.

Разум образует новые целесообразные мысли-намерения, а ум выбирает (умозрительно) формы их воплощения, представленные Природой, в том числе мозгом, и подчиняет им мозг. А в случае, например, гипноза – чужой мозг. То есть наша живая плоть в реальном виде – это подсознание (см. в Приложении 1 рис. 1 и 6А). Потеря плотью сознания происходит за счет нарушения работы магнитосферы или\и безумия (см. в Приложении 1 рис. 6А и 7). В этих ситуациях управление организмом в основном осуществляется вегетативной частью нервной системы и, кроме того, не исключается возможность манипулирования подсознанием с внешней стороны в режиме зомбировки (см. в Приложении 1 рис. 7).

Условия работы подсознания можно сравнить с условиями для единственного на фирме автомобиля. Автомобиль (подсознание) изначально подчиняется безусловным рефлексам, которые предусмотрены его творцом, а также условным рефлексам, приобретенным в процессе эксплуатации (опции, настройки). Автомобиль подвергается износу, требует регламентных работ, заправки горюче-смазочными материалами, может быть поломан, отремонтирован. Автомобиль в основном управляем менеджером (сознанием), который его не покупал. В определенных случаях автомобиль управляем директором или его заместителями (сверхсознание), которые требуют от менеджера правильной эксплуатации вверенного ему средства для полноценного существования. Состояние автомобиля и ближайшего окружения (соответственно, физическое здоровье и социальное благополучие) проявляет взаимоотношения менеджера с представителями высшего управления фирмой и, конечно же, с самим автомобилем.

В. М. Бехтерев высказывал следующее мнение: «… между тем как истинное знание не заключается в отыскании сущности вещей, а в разъяснении соотношений между теми и другими явлениями» [13]. Великий русский ученый не отрицал необходимость «отыскания сущности вещей», а просто не рекомендовал с этого начинать. Основные коммуникативные функции сверхсознания носят управляющий характер по отношению к иным сферам деятельности индивидуума и обладают способностью присутствия в них, что закономерно проявляется посредством событий.

Чтобы понять основы закономерности взаимоотношений сущности и форм коммуникации недостаточно понять ответ на вопрос: «что делает данный элемент?». Необходимо сначала теоретически раскрыть сущность каждого из вышеназванных семи основных элементов иерархии коммуникативных функций индивидуума (выяснить – что они делают) и обязательно уточнить их сущностные взаимоотношения, то есть понять, что делают эти элементы относительно друг друга и как их взаимосвязи проявляются в реальности.

Для продолжения исследования основных закономерностей взаимоотношений сущности и форм коммуникации, а также их специфики проявления, кроме умозаключений, изложенных выше, надо еще раз обратиться к материалам теоретических исследований, изложенным во втором параграфе первой главы данной монографии. В них отражены результаты многолетних философско-антропологических исследований, опубликованных в научно-популярной монографии автора [34].

Таким образом, в контексте темы данного исследования краткому рассмотрению подлежат функциональные сущности каждого из восьми основных элементов системы под названием «человек одушевленный». Далее рассмотрению подлежат сущностные взаимоотношения, имеют прямую взаимосвязь с закономерностями феномена коммуникации и, прежде всего, в режиме автокоммуникации.

В первом параграфе данной главы даётся методологическое обоснование философско-антропологического подхода к построению представлений о закономерностях взаимоотношений основных коммуникативных функций человека с использованием аллегорических и парадигмальных методов толкования коммуникативных процессов, условно говоря, на примере взаимоотношений директора средней общеобразовательной школы, учителя, наставника, ученика и ученицы (см. в Приложении 1 рис. 5).

ЦЖЧ (здесь и далее см. в Приложении 1 рис. 2 и 5) – это условно директор школы, который управляет ею так, чтобы в итоге учитель, наставник, ученик и ученица, материальные средства сработали на достижение единой цели. В ЦЖЧ определена мысль (греч. цель) самого высокого для человека порядка: зачем человеку дана жизнь?

ЦЗЖ – главенствующая часть мышления человека, которая по отношению к уму и разуму обладает функциями учителя-законодателя.

ЦКС – выполняет функции наставника-контролера, управляющего событиями с целью создания учащимся (уму и разуму) закономерных ситуаций, способствующих освоению знаний на практике, а также исправлению ошибок. Наставник закономерно управляет событиями, придавая им учебно-практический, в том числе предупредительный, корректировочно-ограничительный, познавательный и экзаменационный характер.

Разум – это ученик, или ноосфера человека, чья функция заключается в развитии умения мыслить в процессе непосредственного предметного коммуникативного взаимодействия с ЦЗЖ и косвенного взаимодействия с ним посредством ума и событий, организованных ЦКС. Изначально разум обретается посредством ума в результате выбора им форм жизнедеятельности с учетом изменений природных явлений и примеров людей, осуществляющих разумную деятельность. Это происходит благодаря гармоничному процессу микро-социального воспитания, основанного на коммуникации в семье и ее ближайшем окружении.

Ум (согласно иерархической модели основных человеческих функций – см. в Приложении 1 рис. 2 и 5) – это ученица, которая учится посредством Матери Природы умозрительному выбору форм жизнедеятельности первоначально проецируемых мозгом на эмоциональной сфере, который преобразует парные сигнала органов чувств в трехмерные голографические представления. Основная функция ученицы заключается в совершенствовании выбора идей, заимствованных у природы и других источников, а также их комбинированию и функциональному соединению с мыслями, образованными или разумом, или ЦКС, или ЦЗЖ, или ЦЖЧ.

Эмоциональная сфера – это сфера человеческой деятельности, основная функция которой заключается в предоставлении возможности проецировать и кратковременно запечатлевать на себе ощущаемые подсознанием формы жизнедеятельности для последующего их соединения умом с мыслями. Тем самым эмоциональная сфера, будучи управляемая умом, оформляет мысли и создает первоэлементы жизни, то есть мыслеформы.

Сфера деятельности плоти или чувственного существования – это сфера существования человека, предназначенная для ощущения телесных, фантомных и кажущихся процессов, происходящих внутри и вовне организма, а также для создания представлений о них, воплощения и реализации результатов деятельности вышестоящих сфер.

Тело (греч. конец, конечная форма; др.-рус. вещество) человека– это реальная (позднелат. вещественная) сфера человеческого существования, занимающая конечное положение в функциональной иерархии сфер человеческой деятельности.

Итак, в нашей модели «средней общеобразовательной школы» высокие (внутренние) сферы деятельности человека, одушевленного в своей совокупности, представляют собой учебную часть. Это сущие управленческие энергии (греч. деятельность) целеполагающего характера, направляющие, обучающие и наставляющие на путь истинный ученицу (ум) и ученика (разум).

Учащиеся своей совокупностью представляют ментальную (лат. образ, мышление) часть сознания. Совокупная работа ученицы и ученика отнесена к управленческим энергиям среднего звена индивидуума. Ученик есть сущность человека разумного. Он образованной им мыслью призывает ученицу искать среди природных и технических форм наиболее подходящие для создания мыслеформ, а также их последующего воплощения и реализации.

Ученица, стоящая в начале процессов осуществления данной задачи, посредством эмоциональной сферы указывает мозгу (как главенствующей части подсознания) форму существования, то есть форму реальной жизнедеятельности. Выбранная умом форма указывает плоти, как надо действовать, чтобы та воплотила и реализовала мыслеформу с целью доведения решения ментальной задачи до его полной реализации.

В философии определены соотношения понятий закона и закономерности, которые выступают в качестве важнейших категорий, раскрывающих цели содержания данного исследования: «Понятие закона близко к понятию закономерности, которая представляет собой совокупность взаимосвязанных по содержанию законов, обеспечивающих устойчивую тенденцию или направленность в изменениях системы» [71]. Иначе говоря, закономерность предусматривает применение законов по той мере, соблюдение которой приводит к упорядочиванию жизнедеятельности и систематическому направлению ее по пути тех изменений, которые не противоречат требованиям конкретных законов.

«Вместе с тем закон выражает одну из сторон сущности, познание которой в теории совпадает с переходом от эмпирических фактов к формулировке законов изучаемых процессов» [71]. То есть сущий закон может быть не один, но един, иначе говоря, закон – это сущее объединяющее сущности ради достижения одной единой цели.

Теоретические положения, изложенные в первой главе, показали, что единой коммуникативной сущностью человека представлен его разум, который образует уникальные и, одновременно, целесообразные задачи. Разумная задача должна быть целесообразной, закономерной и познавательной, а ее решение должно отвечать на вопрос: «что делать для достижения намеченной цели?» Все это имеет прямое отношение к функции разума, так как без развития умения мыслить утрачивается уникальность и происходит разрыв в индивидуальности в месте соединения учебной части с ученицей через ученика. Бездействующий ученик обрекает ученицу на бессмысленное существование, и тогда выбор форм жизнедеятельности ограничен лишь поиском средств выживания, что присуще животным.

У каждого основного элемента коммуникативно-функциональной иерархии человека есть своя задача, выражаемая одной основной функцией, отвечающей на вопрос, что должен делать этот элемент. Сущности этих элементов заключаются в ответах на целесообразный вопрос: «что надо делать в иерархической системе основных функций индивидуума для обеспечения достижения человеком единой цели, определяемой ЦЖЧ?».

Любая функциональная система способна достигать единую цель, когда все ее элементы строго целесообразно выполняют свои задачи. Если изменить единую цель системы без изменения задач, то цель не будет достигнута. Единой общечеловеческой целью жизни является непрерывное развитие умения мыслить. Ежедневное достижение данной цели происходит в процессе продвижения к ЦЖЧ за счет решений конкретных рациональных задач с последовательным их доведением до полной реализации. Ограничим круг их рассмотрения рамками индивидуальных задач, соответствующих основным функциям человека одушевленного.

Кратко сформулируем задачи каждого из восьми основных слагаемых индивидуума (см. в Приложении 1 рис. 1–7):

- директор школы (ЦЖЧ) – направляет действия функциональной системы под названием «человек» е единой цели жизни;

- учитель (ЦЗЖ) – учит ученика (разум) законам жизни, а также пониманию их цели;

- наставник (ЦКС) – наставляет ученицу (ум) при изучении ею закономерностей событий, то есть обеспечивает условия для познания ученицей той или иной меры применения законов жизни;

- ученик (разум) – целесообразно образует (мыслит) текущие задачи и учится решать их адекватно целям законов и закономерностей;

- ученица (ум) – учиться осмысленному и закономерному выбору формы жизнедеятельности;

- эмоциональная сфера подобно школьной доске запечатлевает идеи (греч. представление) и позволяет умозрительно соединять их с мыслями для последующего управления телесной плотью посредством представляемой формы жизнедеятельности;

- плоть думает (представляет), чувствует, подражает и движется согласно представляемым формам, которые выбрал ум или по указаниям учебной части (ЦМ);

- тело придает плоти физическую силу для воздействия на реальный мир, а также усиливает чувственное восприятие внутренних и внешних процессов, происходящих в материальном мире.

Назовем сознанием совокупную работу разума, ума и эмоциональной сферы. Причем разум осуществляет связь сознания с учебной частью (ЦМ), преподающей высшие знания. Назовем учебную часть сверхсознанием. Ум зрит впечатления, которые возникают в эмоциональной сфере, например, в результате работы органов чувств и рефлексии плоти на эмоции, чувственные рефлексии и реальные события, происходящие на уровне плотно-реальных и эмоциональных сфер человеческого существования. Назовем совокупную работу плотной и реальной сфер подсознанием (см. в Приложении 1 рис. 1).

Для организации и осуществления положительной коммуникации человек должен целесообразно решать задачу по развитию умения мыслить. В этом заключается единая человеческая сущность. Но это возможно при условии соблюдения законов жизни в процессе мышления, его оформления, воплощении и реализации. Статус сущих законов выше, чем статус исполнителей, их действие распространяется на все нижестоящие сферы человеческой деятельности, что обеспечивает вездесущее «присутствие» закона. Более того источник законодательных детерминант должен быть более высокоорганизованным относительно всех сфер человеческой деятельности. В этом сила закона.

Результаты исполнения или неисполнения законов должны быть для исполнителей, соответственно, благоприятными или неблагоприятными. Тогда сработает «правило желаний»: все желают себе хорошего (в меру своего понимания), и никто не желает плохого. Иначе говоря, или исполнитель терпит заслуженное бедствие, жесткое наказание (обучение) и тому подобное, или – старается понять закон, а исправляя ошибки, учиться исполнять его и в последующем не нарушать.

Неисполнение участниками коммуникативных действий сущих и природных законов коммуникации приводит к целому ряду отрицательных результатов. Тогда, согласно «правилу желаний», достигнув пика негативных результатов (а может быть и раньше), участники необходимого общения вновь сядут за стол переговоров. Однако каждый из них, прежде всего, должен привести себя к достаточной ясности и внутреннему согласию по поводу проблем, которые стали предметом общения. Иначе говоря, для начала конструктивного процесса по организации коммуникации каждому из участников следует войти в режим целесообразно разумной автокоммуникации и настроенной прагматично. А для этого необходимо найти положительные ответы на вопросы – «зачем, что и как надо делать для достижения взаимопонимания относительно образовавшейся проблемы?»

Далее требуется осознание того, что коммуникативные процессы состоят из определения цели коммуникативных действий, постановки задач, их решений, выбора средств осуществления задачи ради достижения желаемого результата. Кроме перечисленного следует добавить необходимость самоконтроля, контроля партнеров, корреляции, коррекции и согласования своих действий и взаимодействий с учетом целей, задач, возможностей и способностей коммуникантов. В любом конкретном деле коммуникация отрицательного или положительного характера может состояться при выполнении достаточных и необходимых условий.

Для придания коммуникативной деятельности негативной направленности достаточно неправильно (не по закону) организовать взаимосвязь того, что должно быть умом и разумом, с хотя бы одной основной человеческой функцией. Для позитивной направленности коммуникации присущей человеку разумному достаточно, чтобы все функции каждого из участников были в согласии с соответствующими им законами и нормами их исполнения, приемлемыми для конкретных условий. Однако для согласия между собой у коммуникантов не должно быть разночтения ответов на сущие, сущностные и существенные вопросы: «зачем что-либо делать?», «что и когда делать?», «как, с кем и где делать?».

На основании выше изложенного следует уточнить и дополнить первую часть определения закона: «Закон – внутренняя существенная и устойчивая связь явлений, обусловливающая их упорядоченное изменение» [71]. Сделаем это применительно к коммуникации. Тогда получится следующее определение: закон социокультурной коммуникации – это сущая (внутренняя) часть коммуникации (см. в Приложении 1 рис. 1), обеспечивающая единую связь между феноменами коммуникации, а также их изменения адекватные нарушению или исполнению требований закона при решении коммуникативных задач, а также индивидуальных норм (закономерностей) при выборе форм для их осуществления.

Нарушение законов социокультурной коммуникации приводят к нарушению работы социума индивидуума и переводят ее в разряд манипулирования сознанием (когда не работает разум) или – непосредственно подсознанием, когда индивидуальность утрачена из-за неправильной (противозаконной) деятельности ума или его бездеятельности (см. в Приложении 1 рис. 7).

Здесь следует отметить, что нормы исполнения законов действительно носят индивидуальный и социальный характер. Они представляют собой закономерные граничные условия относительно индивидуальных и социально значимых целей, задач и средств коммуникации, нарушение которых со стороны основы человеческой сущности (разума, связующего сущее с существом) и началом существа [25] вызывает впечатления, эмоции и реальные события неблагоприятные для чувств и физического здоровья.

Чтобы лучше представить выше изложенное достаточно рассмотреть плоскую модель функционирования индивидуума в виде проекций концентрических сфер, символизирующих уровни его деятельности (см. в Приложении 1 рис. 1, 2 и 7) Единый центр для всех сфер человеческой деятельности (ЦЖЧ) можно назвать душою человека.

Далее можно наделить законодательными и просветительскими функциями ближайшую к душе и, одновременно, самую высокочастотную (высшую) сферу деятельности человека. Если смотреть на эту модель со стороны внешней (реальной = телесной) сферы, то можно сказать, что законодательная сфера (ЦЗЖ) – это носитель внутренних причин взаимосвязей между явлениями, одновременно, пребывающих во всех человеческих сферах.

Если смотреть со стороны души, то законодательная сфера – это управленческая вершина человека, от которой в сторону сознания исходят знания о законах. Незнание законов не освобождает сознание человека от ответственности за свои мысли и поступки. Сознание (дух), правильно воспринимающее знания о высших законах, становится связующим звеном между исполнительной частью человека и сферами управления высшего звена, благодаря которым жизнь человека может быть для сознания предсказуемой и успешной.

Неправильное восприятие сознанием указаний «сверху» или отсутствие вообще каких-либо мыслей и представлений о законах, а также о нормах их исполнения становится основанием для безуспешной, в том числе преступной жизни, которая, как правило, непредсказуема для сознания. При таком стечении обстоятельств коммуникативная деятельность и ее результаты носят негативный характер, даже, на первый взгляд, у вполне успешных людей.

Таким образом, «на основе знания закона возможно достоверное предвидение течения процесса» [71].

……………………………………………………….

Предварительное исследование закономерностей коммуникативной деятельности осуществлялось в процессе определения основ алгоритмов подготовки и реализации коммуникации. В первом параграфе первой главы монографии были упомянуты два закона, которые действуют на процесс коммуникации в его начальной стадии. Один из них был определен как закон подобия (подобное притягивает подобное), а другой – закон воздаяния (каждый получает по делам своим). С исполнения закона подобия начинается практически любой коммуникативный процесс. Так, например, психотерапевты в весьма специфичных условиях общения со своими клиентами разработали правила формирования доверительных отношений. В них предусмотрено для начала установить контакт, связь, встретить пациента в его собственной модели мира. Например, сделать свое поведение – «словесное и несловесное» – таким же, как у пациента. Считается, что депрессивного пациента должен встречать «депрессивный» врач. Закон воздаяния ответит на вопрос: сложился ли коммуникативный контакт психотерапевта с клиентом?

Чтобы продолжить философские исследования специфики проявления основных закономерностей коммуникации, необходимо смоделировать функционально-коммуникативные нормы для индивидуума. Её основой может быть изложенная ранее схема логических суждений, в которой проводится аналогия между иерархической системой основных функций индивидуума (см. в Приложении 1 рис. 2, 5 и 7) с системой средней общеобразовательной школы.

Итак! Условно говоря, директором школы работает ЦЖЧ. Ему подчинен учитель – ЦЗЖ. Директору и учителю подчинен наставник – ЦКС. Ученик- разум и ученица- ум подчинены учебной части, то есть ЦМ (см. в Приложении 1 рис. 3 и 5). Эмоциональная сфера работает подобно монитору персонального компьютера. Она обеспечивает возможность для умозрительного восприятия движения в представляемой и реальной жизни. Совокупность ума, эмоциональной сферы, а также чувственной и реальной – все это вместе материальная часть «школы», называемая человек одушевленный.

Рассмотрим подробнее наиболее значимые коммуникативные действия, которые присущи директору школы:

- направление работы всего коллектива (учитель, наставник, ученик и ученица) и организация движения материальных средств на достижение единой цели, поставленной вышестоящими инстанциями;

- отчетность перед вышестоящими инстанциями по итогам учебного года (человеческой жизни), то есть об исключительно положительных результатах работы всего коллектива, а также об использовании вверенной ему материальной части.

Учитель – законодатель. Наставник, используя эмоциональную сферу и плоть, организует ученику и ученице закономерные события. Тело максимально проявляет процессы, происходящие на эмоциональном и плотно-чувственном уровне существования.

Далее следует исходить из того, что «закон выражает одну из сторон сущности, познание которой в теории совпадает с переходом от эмпирических фактов к формулировке законов изучаемых процессов» [71].

Коммуникативная сущность матрицы заключается в элементарном различении реальной и воображаемой символики методом их сравнения и расстановки по подобиям. Так, например, буквы современного русского языка находят свое место в соответствующем алфавите и не сочетаются в словах с буквами английского языка. Безразличное смешение двух алфавитов приведет к нарушению закона подобия и пользы от этого не будет.

Коммуникативная сущность эмоциональной сферы заключается в том, что запечатлевая представления различного происхождения, она предоставляет уму возможность сделать выбор формы воплощения и реализации конкретной мысли. От качества мысли и формы зависят окончательные впечатления, которые будут приняты к исполнению на уровне плоти и реальности. Закон воздаяния (что посеешь, то и пожнешь) начинает проявлять себя уже на уровне эмоциональной сферы. Коммуникативный закон воздаяния проявляет себя в виде конкретных впечатлений, отражающих действие или бездействие ума коммуникантов.

Коммуникативная сущность ума заключается в праве коммуникантов на выбор форм общения. Глухому предпочтительнее общаться на визуальном уровне, а слепому – на звуковом или тактильном уровне. Нарушение прав на выбор форм существования приводит к серьезным последствиям. Например, зрячий в стране слепых, рассказывая всем подряд о внешней красоте окружающего мира, может добиться признания его больным человеком и назначения «лечения» методом удаления глаз.

Коммуникативная сущность разума предусматривает обмен мыслями между коммуникантами в режиме, сохраняющем условия для самостоятельности мышления участников общения, а также развития их умения мыслить. Одно из условий заключается в том, чтобы сложилась коммуникативная система открытого и развивающегося типа, которая способствует расширению количественных и качественных возможностей всех ее участников. Это происходит за счет объединения положительных результатов жизнедеятельности ее исполнительных и управленческих элементов. В таких организациях соблюдаются христианский принцип «пусть больший из вас станет слугой меньшим­». То есть тот, кто обладает знаниями, превосходящими знания других коммуникантов, должен научиться преподавать их так, чтобы они были приняты в результате приложения ума и разума самих собеседников.

Нарушение закона обмена полезной информацией может носить простейший характер, выраженный народной пословицей: «Не учи ученого». В ветхозаветной книге «Второзаконие» (23: 19–20) написано: «Не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что можно отдавать в рост; иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост, чтобы Господь Бог твой благословил тебя во всем, что делается руками твоими…».

Здесь говорится не о родственниках (брат = единомышленник), не о еде, так как слово хлеб символизирует знания. В данном случае и серебро символизирует полезный опыт применения полученных знаний. Очевидно, что бессмысленно давать в рост «зёрна» знаний «брату своему», то есть единомышленнику, который уже владеет ими. Или же предлагать свой опыт («серебро») такому же мастеру, как вы сами. Главный смысл, который заключен в библейской цитате, – это призыв распространять по всей Земле зёрна «хлеба насущного», то есть знаний, без которых невозможно существовать, и «серебро» – опыт их успешного применения.

Здесь будет уместным раскрытие смыслового содержания русской поговорки: слово – «серебро», а молчание – «золото». Слово – это оформленная мысль. Звуковые оформления мысли воспринимаются реальной плотью, которая состоит из эфирной (греч. внешне лучезарной) энергии. Можно, глядя на руку, прищурить веки глаз так, что будут видны серебристые лучи матрицы, исходящие из кончиков пальцев. Поэтому слово, форма которого воплощена до уровня слышимых частот электромагнитной энергии, называли «серебряным». А неслышимые (неизреченные) слова, чьи формы оставались лишь магнитными (воображаемыми), то есть на первичном уровне материализации мысли, назывались, согласно условному цвету чистой магнитосферы, «золотыми».

Конечно же, кроме закона подобия, законов воздаяния, равноправия и обмена положительной информации (закон о пророчестве), должен быть закон, который при исполнении перечисленных законов соблюдал бы добровольность общения, высшее достижение которого выражает слово «честь», означающее понимание.

Коммуникативная сущность судьбы-наставника заключается в выстраивании закономерного хода общения в жизненном мире с учетом индивидуальных требований, предъявляемых учителем к уму и разуму каждого коммуниканта. Положительным итогом общения коммуникантов должно стать их добровольное согласие на основе взаимопонимания. И оно становится возможным в результате исполнения ими закона подобия, законов воздаяния, равноправия и о пророчестве, что делает их единомышленниками в полной мере. Подтверждение согласия необходимо, так как это и есть последний шаг к достижению положительного всеединства посредством социокультурной (социальной) коммуникации. Значит, наставник должен отслеживать степень позитивности настроений коммуникантов (качества целей, намерений и выбора средств) и добровольность их соглашения.

Прежде чем формулировать законы социокультурной коммуникации, следует обратить особое внимание на слово «вино». В конце некоторых русских сказок: «И я там был, вино пил. По усам текло, а в рот не попало». «Вино», не попадающее в рот, означает закон, который надо узреть в сказке своим умом и понять его смысл разумом. Вначале возник виноград, затем из его испорченных ягод сделали спиртной напиток, которому почему-то присвоили название «вино»! В Полном церковно-славянском словаре есть определения смысла слов «вина» или «вино» – причина всего и вся, то есть Законы Бога.

Если гордый ум верующих увлекается ритуалом, искажающим замысел Творца, и ставит его выше познания Бога, то нередко начинается безудержное потребление спиртного напитка, противоправно названного «вином». И тогда собрание «верующих», но не понимающих смысла их веры, превращается в общество потребителей продукта разложения, то есть спирта, представляющего собой мертвую энергию.

В некоторых текстах Библии под словом «вино» подразумеваются Законы Бога. Так, например, в ветхозаветное собрание входит Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова. В ней указано на необходимость нормированного применения Закона (для лучшего восприятия замените слово «вино» словом «закон»): «Отрада сердцу и утешение душе – вино, умеренно употребляемое вовремя; горесть для души – вино, когда пьют его много, при раздражении и ссоре. Излишнее употребление вина увеличивает ярость неразумного до преткновения, умаляя крепость его и причиняя раны» (31: 33–35).

Теперь можно сформулировать пять законов социокультурной коммуникации, которые равнозначны для коммуникации между индивидуумами и социумами индивидуумов:

- формирование первоначального взаимного интереса коммуникантов происходит на основе резонансно-чувственного притяжения феноменов, подобно друг другу выражающих сущность социокультурной коммуникации (далее по тексту – закон подобия);

- последствия коммуникативных действий адекватны степени нарушения или исполнения коммуникантами закономерностей, носящих индивидуальный характер (далее по тексту – закон воздаяния);

- управление коммуникацией осуществляется при сохранении и применении равных прав на выбор относительно принятия или не принятия форм, содержания (сущего, сущности), участников коммуникации (далее по тексту – закон равноправия);

- ради сохранения условий для самостоятельного развития умения мыслить вступает в силу закон ограничения восприятия истины, передаваемой прямым текстом от одного близкого человека другому ближнему (далее по тексту – закон о пророчестве [26]);

- для полноценного завершения положительной коммуникации необходимо взаимное подтверждение коммуникантами одинакового понимания друг друга и добровольного согласия (далее по тексту – закон чести[27]).

В таком виде представляется содержание пяти законов социокультурной коммуникации, причем каждый из них оказывает наибольшее влияние на одну конкретную сферу деятельности человека (см. в Приложении 1 рис. 1).

Результаты философско-антропологического исследования специфики проявления основных закономерностей социокультурной (социальной) коммуникации на примере вербально-визуальных форм общения указывают на следующее:

- на основе знания выше сформулированных пяти законов социокультурной коммуникации возможно достоверное предвидение течения коммуникационного процесса и управление им;

- несмотря на исключительно индивидуальный характер норм (мер) воздействия каждого закона коммуникации на коммуникантов, их совокупность обеспечивает устойчивую тенденцию к положительному или отрицательному результату коммуникативного процесса в зависимости от уровня развития участников общения;

- чтобы раскрыть близость понятия закона социокультурной коммуникации с понятием ее закономерности, необходимо определить взаимосвязь между иерархией основных коммуникативных функций индивидуума и смысловым содержанием самих законов, а также правил их исполнения в рамках одной из основных функций человека;

- свойства выявленных законов коммуникации полностью отвечают философскому определению закона [71].

Итак, сформулированы пять законов, каждый из которых выражает одну из сторон сущности конкретных коммуникативных функций человека. Результаты теоретического и практического изучения сущностей пяти основных коммуникативных функций индивидуума совпадают с переходом от эмпирических фактов к формулировке законов, раскрывающих важнейшие стороны предмета данного исследования.

Выводы по второй главе:

1. Методологические основы исследования закономерностей социокультурной коммуникации представляют собой систему знаний и методов, предназначенных для решения целого ряда взаимосвязанных проблем, возникающих и в естественно научном исследовании, и в историческом познании общества, а также в повседневной производственной и политической деятельности;

2. В методологические основы исследования закономерностей социокультурной коммуникации необходимо включать знание самих законов, систему различения добра и зла, построенную на примере типовых проявлений закономерностей последствий их исполнения или нарушения, а также знание алгоритма исполнения законов коммуникации, отражающего закономерность достижения положительной коммуникации и пути исправления ошибок;

3. Чтобы придать коммуникативной деятельности негативную направленность, достаточно остановиться в деле развития умения мыслить, не достигнуть честного уровня общения или опуститься с рационального уровня общения до любого иррационального уровня (умственного, эмоционального или чувственного);

4. Для организации и осуществления коммуникации положительной направленности коммуниканты должны обладать коммуникативной компетенцией как минимум достаточной для целесообразного решения задачи по развитию умения мыслить. Это возможно при условии исполнения всех законов общения на уровне чувственного восприятия носителей информации, а также эмоционального, умственного, рационального и честного;

5. Чтобы более углубленно раскрыть философско-антропологические аспекты закономерностей коммуникации, особенности их влияния на развитие человека, необходимо исследовать присущие им взаимосвязи, иерархичность и антропоразвивающие функции.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.