Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Манипура и ее субмодальности






Манипурная модальность предполагает рассмотрение частей отдельно взятого объекта или их связей друг с другом.

Манипурная субмодальность часто выражается с помощью уточнений через детали. Другой вариант выражения манипурной субмодальности — через соответствующий стиль: четкие интонации, использование различных маркеров, разделителей, нумераций и т. д.

Упражнение. Приведите примеры использования манипурной субмодальности. Укажите соответствующие маркеры.

Манипурно-муладхарная модальность характерна для сжатого, лапидарного структурного стиля трансляций, когда предъявляемый объект описывается через свои части, предъявляемые их именами или названиями:

— (резким голосом) А по носу — не хочешь?! ман (мул)

— (показывая, как рисовать) Вот рожица: глаза, нос, рот. ман (мул)

— Кто вчера тебя поздравлял?

— Амвросий, Горгоний и Гостомысл, и еще Марфа и Манефа. ман (мул)

Предъявляемым в трансляции «объектом» может быть и обсуждаемая ситуация:

— Что здесь происходит?

— Твой сын издевается над собакой. ман (мул)

Упражнение. В каких еще ситуациях возникают манипурно-муладхарные трансляции?

Упражнение. Переведите в манипурно-муладхарную модальность следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору.

1. — Ой!

2. — Ты прямо как удав на меня смотришь, Акакий.

3. — Я предпочитаю, когда это возможно, есть палочками, как в Китае и Японии это делается.

4. — Я был и в жаркой Греции, и на экзотическом Тайване, и в центральной Мексике, среди индейцев.

5. — Отвечай, мерзавец, если не хочешь, чтобы тебя покусали!

Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в манипурно-муладхарной модальности.

1. — Каковы ваши любимые кушанья?

2. — Где и кем бы вы предпочли родиться в следующей жизни?

3. — Почему бегемоты голые?

4. — В чем смысл вашей жизни?

5. — Кто из ваших друзей по-настоящему вас ценит?

Упражнение. В следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору придумайте обращения в манипурно-муладхарной модальности.

1. Вручение подарка шеснадцатилетнему сыну.

2. Извинение перед бабушкой за грубость.

3. Просьба к экзаменатору быть снисходительным.

4. Нагоняй домашнему животному за излишнюю живость манер.

5. Похвала кукле за достойное поведение в трудной ситуации.

Манипурно-свадхистханная модальность характерна для структурных описаний объекта, несколько подцвеченных эпитетами (она гораздо мягче манипурно-муладхарной):

— (показывая фотокарточку) А это мой старый друг Авдей Дементьевич с преданной женой Кларисой и прелестными дочерями. ман (свад)

— А теперь представь ситуацию: поздний вечер, квартира одинокого мужчины, два голодных гостя и пустой холодильник. ман (свад)

Свадхистханная субмодальность может быть выражена и стилистическими средствами — медленными интонациями, плавными жестами, повторениями:

— Я иду... иду к тебе... к тебе. (пауза) Уже завтра... перееду. (многозначительная пауза) ман (свад).

— Как долго я тебя ждала! (прижимается к партнеру и застывает в этом положении) ман (свад)

Упражнение. В каких еще ситуациях возникают манипурно-свадхистханные трансляции?

Упражнение. Переведите в манипурно-свадхистханную модальность следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору.

1. — Иди в школу, Виля.

2. — Вам помочь, сударыня?

3. — Ух!

4. — (грозно) Я — начальник!

5. — Наш папа — большой человек везде, только не у нас дома.

Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в манипурно-свадхистханной модальности.

1. — Как тебя зовут?

2. — Почему у черепахи шея морщинистая?

3. — Почему вьетнамцы маленькие?

4. — А лук бывает вкусным?

5. — А можно мне хоть иногда спать под кроватью?

Упражнение. В следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору придумайте обращения в манипурно-свадхистханной модальности.

1. Критика зазнавшегося попугая.

2. Увещевание болонки, стремящейся установить на прогулке неформальные отношения с догом.

3. Замечание аквариумной рыбе, нахально глазеющей на хозяина.

4. Тост за процветание восемнадцатилетнего именинника.

5. Согласие полное с указаниями высокого босса.

Манипурно-манипурная модальность характерна для двухуровневых структурных описаний:

— Наша компания была такая: Стефания с мужем и сыном Кириаком, Улита со своим мужем, Ульяна с приятельницей и мужики: Авенир, Горгоний и Гремислав.

— Пойдешь так: сначала слева будет дом с колоннами, потом справа — садик с бабульками, потом выйдешь на набережную с молом — а на нем я в тельняшке. ман (ман)

Манипурная субмодальность может выражаться интонационно (сухие, отчетливые интонации) или «размечающим» способом изложения:

— (сухо) Я тебя не устраиваю — иди к своей маме. ман (ман)

— Во-первых, дом, во-вторых, участок, а в третьих — сад на участке. ман (ман)

Упражнение. В каких еще ситуациях возникают манипурно-манипурные трансляции?

Упражнение. Переведите в манипурно-манипурную модальность следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору.

1. — Холодно, ой холодно!

2. — Ну что теперь делать, если я такая богатая?!

3. — Приди ко мне на грудь мою лебяжью!

4. — Полон я сомнениями, вот что.

5. — А вот раз — и в дамки!

Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в манипурно-манипурной модальности.

1. — Зачем ты вообще на этот свет пришел, Селиверст?

2. — Это ты всерьез, Филарет?

3. — Не шуми так, Сысой, устала я от тебя.

4. — В чем цель нашего диалога, Ростислав?

5. — Если ты женщина, Олимпия, зачем мне возражаешь?

Упражнение. В следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору придумайте обращения в манипурно-манипурной модальности.

1. Благодарность любимому за шикарный подарок.

2. Утешение попугая, прищемившего себе лапу.

3. Заявление неофициальное начальнику о необходимости досрочного отпуска.

4. Отповедь щенку, требующему себе свободы.

5. Хвастовство перед родителями школьными успехами.

Манипурно-анахатная модальность характерна для предметного предъявления отдельного объекта, встраиваемого (не слишком определенно) в общемировой контекст:

— Ну вот теперь ты, Мефодий, с дипломом — и в путь! ман (анах)

— В этом платьице и туфельках тебе, Таисия, нужно быть осторожной... вообще. ман (анах)

Анахатная субмодальность может быть выражена и стилистическими методами:

— Дай чайчику муженьку, Эммушка. ман (анах)

— (нежно) А почему мой Гера сегодня в халате на кухню пришел? ман (анах)

Упражнение. В каких еще ситуациях возникают манипурно-анахатные трансляции?

Упражнение. Переведите в манипурно-анахатную модальность следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору.

1. — Трудно мне живется.

2. — Попутного ветра, Будимир!

3. — Смех и грех с тобой, Арсений.

4. — Пусти!

5. — Я хочу, чтобы мои волосы вились, хотя бы слегка.

Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в манипурно-анахатной модальности.

1. — Как здоровье, Плакилла?

2. — Где вы достали такие дивные сапожки, Матрена Филимоновна?

3. — Тебе пора в кровать, Жоржик.

4. — Не надо только скулить — и все само образуется.

5. — Я не верю ранней весне — обязательно обманет.

Упражнение. В следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору придумайте обращения в манипурно-анахатной модальности.

1. Объявление публичное о своем несогласии с решением начальника.

2. Просьба к родителям о помощи в критической ситуации.

3. Отказ мотивированный слабоумному дедушке.

4. Призыв к членам семьи соблюдать чистоту и порядок в доме.

5. Принятие благодарное лестного комплимента.

Манипурно-вишудховская модальность характерна для трансляций, встраивающих предметно описанный объект во внешний мир:

— Меня интересует тот мальчик в косоворотке и джинсах, который у вас тут часто появляется. ман (виш)

— Прекрасный обед: и закуски, и суп, и горячее — нашим высоким гостям подавать можно! ман (виш)

Вишудховская субмодальность может быть выражена стилистически: литературной формой, ритмом, рифмами, сравнениями, метафорами:

— Шевели мозгами, Селиван — не стой, как пень в лесу.

— Госпоже моей Фавстине вот подарок на камине. ман (виш)

Упражнение. В каких еще ситуациях возникают манипурно-вишудховские трансляции?

Упражнение. Переведите в манипурно-вишудховскую модальность следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору.

1. — (выставляет вперед щеку для поцелуя)

2. — Нет!

3. — А хочешь — ради тебя всё сделаю?!

4. — Нет счастья моему роду!

5. — Я доволен вашим выступлением, Фатьян.

Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в манипурно-вишудховской модальности.

1. — Тебе понравилось у нас дома?

2. — Можно еще немного пирога с капустой?

3. — Ну обними, наконец!

4. — (горестно) Эх!

5. — Жил ты, Тигрий, со мной — как сыр в масле катался — а теперь только вспоминать будешь!

Упражнение. В следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору придумайте обращения в манипурно-вишудховской модальности.

1. Приветствие на рабочем месте нового подчиненного.

2. Знакомство с юным существом на морском берегу.

3. Представление своего непосредственного начальника стареющей бабушке.

4. Приглашение скорое любимого на концерт знаменитости.

Манипурно-аджновская модальность типична для представления предметно обозначенного объекта в качестве образца, или сравнения его с мировым символом:

— Ты взгляни на мой пирог — орехи, изюм, курага — всем пирогам пирог! ман (адж)

— (показывая фотографию) А это мой сын Варфоломей, в пиджачке и штиблетах — золото, а не мальчик. ман (адж)

Аджновская субмодальность может быть выражена чисто стилистически — например, восхищенной интонацией или превосходными эпитетами:

— Эта книга в твердом переплете перед вами — истинный шедевр полиграфии! ман (адж)

— (принимая и рассматривая дорогой подарок) (восхищенно) Этот прелестный домик с дверями, окошками и часами — правда мне?! (поднимает глаза вверх, как бы благодаря Всевышнего) ман (адж)

Упражнение. В каких еще ситуациях возникают манипурно-аджновские трансляции?

Упражнение. Переведите в манипурно-аджновскую модальность следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору.

1. — Ты глуп, Филофей.

2. — Я с удовольствием займусь собой.

3. — Прошу тебя быть скромнее, Феодосий.

4. — Дорогой Северин, прощай.

5. — (восхищенно) Ого!

Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в манипурно-аджновской модальности.

1. — Расскажите о себе, Флегонт.

2. — Зачем пожаловали, Хиония?

3. — Ну, это не совсем так, мне кажется.

4. — Аргументируйте, Никандр.

5. — Неужели она в твоем вкусе, сын мой?

Упражнение. В следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору придумайте обращения в манипурно-аджновской модальности.

1. Предъявление претензий к сотруднику фирмы, преступно много болеющему.

2. Обвинение не вполне искреннее кота в моральном релятивизме.

3. Извинение публичное перед попугаем за забытую коноплю.

4. Требование к кошке, страдающей чересчур развитым чувством собственной значимости.

5. Просьба интимная к кукле в дальнейшем изменить свое невозможное поведение.

Манипурно-сахасрарная модальность свойственна трансляциям, косвенно ставящим предметно описанный объект в центр мира:

— Я люблю ее, мама!

— (скептически) И что, вот эти ножки и губки заменили тебе всё? ман (сах)

— Это не просто собака с хвостом и на четырех лапах — это почти Бог среди псов! ман (сах)

Сахасрарная субмодальность может быть выражена стилистически — высшими эпитетами и интонациями:

— Этот ваш пирог со сливками и клубникой — (с пафосом) Божественный! ман (сах)

— (тихо; незаметно показывая на гостя) А вон там на диване — (с придыханием) сам Гостомысл! ман (сах)

— (по телефону) Можно попросить Харису?

— (в религиозном экстазе, но пытаясь сдержать трепет) Она завтракает овощами. ман (сах)

— Вот, Викторин, принесла вам ягоды в лукошке — (с чувством) лучшие из лучших! ман (сах)

Упражнение. В каких еще ситуациях возникают манипурно-сахасрарные трансляции?

Упражнение. Переведите в манипурно-сахасрарную модальность следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору.

1. — Держи свои часы, Варнава.

2. — Прошу меня уважать.

3. — Заменить тебя, Горпина, некем.

4. — Ах, какая радость!

5. — Пляши, Флора!

Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в манипурно-сахасрарной модальности.

1. — Где пропадает мой портфель, Эмилия?

2. — Бедный мальчик, ты замерз? Что отморозил?

3. — Не гавкай на меня по пустякам, Феврония.

4. — Неужели совсем нет, Гурьян?

5. — До свидания, Платонида, не поминай лихом в дальних странствиях.

Упражнение. В следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору придумайте обращения в манипурно-сахасрарной модальности.

1. Извинение перед врагом публичное искреннее.

2. Просьба косвенная приватная к попугаю, чтобы вел себя поскромнее.

3. Обида пятилетнего мальчика на кошку, адресованная маме.

4. Попытка уговорить домашнюю черепаху чуть поторопиться, вылезая из-под дивана.

5. Поддержка серьезная приватная подружки, льющей слезы по пустому поводу.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.