Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Фразеологические обороты и пословицы в манипурной модальности.






Одна голова на плечах, да и та на ниточке.

Было шильце, было мыльце и белое белильце, а хвать-похвать и нет ничего!

Око за око, зуб за зуб.

Когнитивные анахатные маркеры это выражения, обозначающие расположение объекта (например, протагониста или партнера) в мире — при том, что ни на самом объекте, ни на внешнем мире не делается существенного акцента. Пафос анахаты — это существование объекта в единого потоке мира, растворяющее объект в мире так, что само по себе разделение на объект и мир кажется не более, чем условностью.

— Как жизнь? (анах)

— Всё потихоньку. (анах)

Для анахатной модальности характерны безличные выражения типа и конструкции, избегающие личных местоимений:

— Ты не опаздываешь?

— Оно вроде бы не поздно. (анах)

— И что ты на эту тему думаешь?

— Да как-то не так думается. (анах)

— Чем ты занимаешься, Вероника? К экзаменам уже начала готовиться?

— Живу, готовлюсь, как все, так и я. (анах)

— Ты что, простудился?

— Да нет, это случайно кашлянулось.

Типичная анахатная тема — ссылка на внешние обстоятельства:

— Ты почему опоздал, Гостомысл?

— Так ведь зима, на улицах пробки, сам понимаешь. (анах)

— Ну пришлось его уволить — наша фирма не терпит прогульщиков. (анах)

— В сложившихся обстоятельствах нам имеет смысл пожениться. (анах)

Еще одна характерная для анахаты тема — смягчение, смазывание отношений между объектом и миром:

— А ты не торопись, остынь... вот увидишь: перемелется — мука будет. (анах)

— (увещевая) Да ты не упрямься, соглашайся — всем лучше будет. (анах)

— Ну я прошу тебя, извини меня, не сердись... (выразительно) Ну пожалуйста! (анах)

Вообще, использование деликатных интонаций и вежливых слов, таких, как спасибо, пожалуйста, извините, прошу вас — очень характерный для Анахатного архетипа признак:

— (мягко) Подвинься, Дарья... очень тебя прошу. (анах)

— (вежливо) Пожалуйста. (анах)

Стилистические анахатные маркеры очень разнообразны; значительное их количество служит целям «смазки» мысли и речи, уменьшению кричащей (на взгляд анахаты) противоположности между объектом и миром. Один из основных стилистических приемов анахаты — возможное уменьшение объекта, превращение его в малую, а потому почти незаметную часть мира, именно в силу своей малости и почти незаметности органично встраивающегося в жизненный поток. Поэтому типичные анахатные маркеры это всевозможные уменьшительно-ласкательные суффиксы: к, ечк, оньк, еньк и т. д., и нежно-ласкательные интонации, их сопровождающие. Основной пафос анахаты — растворение объекта в мире почти до анонимности — в качестве «технического средства» использует любовь (высшего порядка): единого мира к объекту или объекта к миру — всему целиком:

— (нежно) Иди сюда, собаченька! (анах)

— Почему ты противишься? Я же тебя люблю, дурочка моя ненаглядная! (анах)

Анахатными по стилистическим целям являются различные вводные слова и речевые связки, не относящиеся к манипурным маркерам: «вот таким-то вот образом», «долго ли, коротко ли», «надо сказать, что», «следует заметить, что», «можно по-разному посмотреть», «есть взгляды», «есть мнение», «так или иначе» и т. д.

Правда, анахатная стилистика чаще дает трансляциям анахатную субмодальность, нежели модальность, но и это — один из принципов анахаты: слишком не высовывайся, действуй косвенно, опосредованно, вливайся в жизненный поток и плыви вместе с ним.

Анахатные интонации легкие и подвижные, но не резкие; вежливые, нежные, ласковые — но не перегибающие в этом палку — а иначе анахата быстро становится вязкой медоточивой свадхистханой-анахатой (см. ниже). Анахата никогда не вязнет и не застревает (и в этом ее отличие от свадхистханы, которая вязнет всегда), она легко переключается вместе с ситуацией и миром в целом. Анахата склонна к легким, элегантным движениям, жестам, словам, разрешающим ситуацию в одно движение — если удается ее раскрыть в мир и интегрировать с ним. А если не удается — что ж, мир и так не пропадет — а вы этого не знали?

Анахатные просьбы и извинения легкие и непринужденные — чересчур, с точки зрения свадхистханы. Однако человек анахаты так не считает — он ведь такая обаятельная лапочка, какой с него серьезный спрос? Мир велик, и ведает им Бог — что же с него-то спрашивать?

Анахатные телодвижения мягкие, плавные, пластичные, как будто тело человека хорошо смазано в суставах, или кажется, что их даже и вовсе нет, и тело легко гнется в любом месте, непринужденно адаптируясь к окружающему пространству. Типичный анахатный жест это мягкое поглаживание, как бы снимающее (растворяющее) преграду между объектом и миром; тот же смысл имеет протянутая рука помощи и просто мягкая улыбка.

Для анахатного стиля характерно ненавязчивое тонкое внимание к партнеру, реагирование на его слова, точные ответы на вопросы и адекватность поведения — комплементарность, говоря языком коммуникации.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.