Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Чистые и смешанные трансляции. Если в трансляции присутствуют одни только глобальные маркеры, она называется чисто глобальной, если одни только локальные — чисто локальной






Если в трансляции присутствуют одни только глобальные маркеры, она называется чисто глобальной, если одни только локальные — чисто локальной. В случае, когда непонятно, какие маркеры в смешанной трансляции сильнее, следует рассматривать внешний контекст, который оказывает существенное влияние на восприятие трансляции.

Восприятие смешанной трансляции также во многом определяется вниманием человека и его априорными установками. Однако в сложных случаях следует иметь в виду, что подсознательно любой человек всегда приписывает каждой трансляции или локальную, или глобальную модальность, и реагирует в соответствии с этим.

Модальность длинной трансляции, состоящей из нескольких фраз, обычно определяется по модальности последней фразы (начало забывается), например:

— Сейчас холодно, Онуфрий, поэтому следует одеваться тепло. (глоб) Забота о здоровье — твой долг перед семьей! (глоб) Поэтому одень толстый шарф и шерстяные носки! (лок)

Модальность этой трансляции — локальная, хотя начинается она сугубо глобально.

Если в трансляции есть и локальные и глобальные маркеры, то для того, чтобы определить ее модальность, следует обратить внимание на акцентуацию, которая может осуществляться как стилистическими средствами, так и контекстом.

Рассмотрим, например, реплику мамы, раздосадованной постоянными насморками своего сына:

— Если бы ты знал, Варсонофий, как ты мне надоел со своим носом!

Если мама поставит логическое ударение на словах «как» или «надоел», то фраза обретет глобальную модальность, а если на слове «нос» — локальную:

— Если бы ты знал, Варсонофий, как ты мне надоел со своим носом! (глоб)

— Если бы ты знал, Варсонофий, как ты мне надоел со своим носом! (лок)

А вот еще один пример: начальник, раздраженный постоянными опозданиями своего сотрудника, заявляет ему:

— Имейте в виду, Созонт, ваше сегодняшнее опоздание не сойдет вам с рук!

Если начальник сделает акцент на слове «сегодняшнее», фраза получит локальную модальность, если на словах «не сойдет» — глобальную:

— Имейте в виду, Созонт, ваше сегодняшнее опоздание не сойдет вам с рук! (лок)

— Имейте в виду, Созонт, ваше сегодняшнее опоздание не сойдет вам с рук! (глоб)

Заметьте: получив начальственное замечание в последнем (глобальном) варианте, нарушителю дисциплины будет существенно труднее ответить локально:

— А почему вчерашнее и позавчерашнее сошли? (лок)

Акцент можно делать не только интонацией, но и взглядом или жестом, например:

— (упираясь жадным взглядом в пышный бюст партнерши) Как вы мне нравитесь, Эльвира! (лок)

— (указывая пальцем на пирог) Я есть хочу! (лок)

— (разводя чуть согнутые руки с стороны в приглашающем жесте) Заходите, Филимон, я и сын очень рады. (глоб)

— (опуская голову) Думаю, теперь этому твоему кавалеру конец. (глоб)

Упражнение. Приведите примеры холистически-смешанных трансляций.

Упражнение. Определите модальности следующих трансляций и пяти смешанных трансляций по своему выбору, самостоятельно придумав им контекст и стилистические особенности произнесения.

1. — Пришла пора снимать яблоки.

2. — Наконец-то выпал снег.

3. — Ты меня за нос-то не води, Нонна.

4. — А теперь, Кир и Кириак, пошли обедать.

5. — С вашим чувством своего величия, дорогой Вавила, лучше из нашей фирмы уволиться.

Упражнение. Поставив стилистический акцент, сделайте следующие трансляции и пять смешанных трансляций по вашему выбору: а) глобальными и б) локальными.

1. — Дождь и снег — природные явления.

2. — Зачем же меня сразу к ногтю?

3. — Учили тебя, друг Гаврила, — да, видно, не выучили.

4. — У нас в лесах да болотах всякая птица водится: и тетерев, и дупель, и кулик — выбирай на вкус!

5. — Москва и Питер — столицы, с них и спрос другой.

Упражнение. Для каждого из следующих обращений и пяти обращений по вашему выбору придумайте ответы, показывающие, что вы восприняли модальность этого обращения: а) как глобальную и б) как локальную.

1. — Ты зачем ко мне пришел, Галактион?

2. — И, представляешь, лежит там медведь!

3. — Ты мне чего-нибудь поесть дашь, Улита?

4. — Я хочу вам рассказать кое-что о себе.

5. — Угощайтесь, Фаина.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.