Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и сущность менеджмента






Менеджмент (от англ. management — управление, организация) — система программно-целевого управления, перспективного и теку­щего планирования, организации производства и реализации про­дукции. Он изучает наиболее рациональную организацию и управ­ление производством, коллективом.

Менеджмент — это комплекс взаимосвязанных действий:

■ организация и управление (производством и коллекти­вом);

■ постановка и корректировка задач;

■ разработка этапов работы;

■ принятие решений;

■ налаживание коммуникаций (методов и форм передачи информации);

■ регулирование процессов;

■ сбор и обработка информации;

■ анализ информации;

■ подведение итогов работы.

Существует более 200 определений менеджмента. Одно из наи­более современных определений приводится в английском изда­нии «Международного справочника по менеджменту»: «Менедж­мент — эффективное использование и координация таких ресур­сов, как капитал (производительный, финансовый и человеческий) для достижения целей с максимальной эффективностью». В послед­ние годы растет значимость информационных ресурсов в менедж­менте, поэтому приведенное выше определение можно расши­рить, добавив в перечень ресурсов еще и информационный.

Цели менеджмента:

■ получение (увеличение) прибыли;

■ повышение эффективности хозяйствования;

■ удовлетворение потребностей рынка;

■ решение социальных вопросов. Задачи менеджмента:

 

■ организация производства конкурентоспособных това­ров;

■ совершенствование производственного процесса;

■ внедрение новейших наукоемких технологий;

■ повышение качества продукции;

■ снижение затрат на производство.

Основные функции менеджмента — организация и управление производством продукции.

Менеджер — это профессионал по организации и управлению производством, сбытом и сервисом, обладающий административ­но-хозяйственной самостоятельностью. Менеджеры бывают раз­ных уровней, и задачи они решают не одинаковые.

В каждой организации существует определенная дифференци­ация по вертикали, которая связана с уровнем сложности задач и функций, возлагаемых на того или иного менеджера (рис. 1.1).

Условно менеджеров подразделяют на три основные группы:

■ высший уровень (top manager) — это генеральные дирек-торы, директоры, члены правления предприятия;

■ среднее звено (middle manager) — руководители управ­лений, отделов, цехов;

■ низшее звено (entry manager) — руководители подотде­лов, секторов, бригад, групп.

 

 

Менеджеры высшего уровня определяют основное направле­ние деятельности предприятия, ее цели и задачи. Как показыва­ет практика работы крупных компаний, такой менеджер более 80 % рабочего времени отдает формированию стратегии развития бизнеса, осуществлению контактов с федеральными, региональ­ными и местными органами власти, банками, поставщиками сы­рья, материалов, комплектующих и т.д. Оставшееся время уходит на реализацию программ и планов работы, контроль за работой подчиненных. Естественно, такому менеджеру необходимо знать технологию производства. Однако в гораздо большей степени он должен обладать умением подбора и расстановки кадров, в первую очередь руководящих, т.е. менеджеров среднего и низшего зве­ньев.

Таким образом, если высшее руководство практически целиком ориентируется на формулирование общей политики и стратегии предприятия, то на среднее управленческое звено ложится основ­ная часть ответственности за практическую реализацию решений, в том числе:

■ за изменение организационных структур;

■ разработку систем производства и сбыта продукции;

■ организацию взаимодействия функциональных подраз­делений компании;

■ своевременное обеспечение высшего руководства необ­ходимой информацией;

■ координирование и управление работой руководителей низшего звена.

Выполнение таких задач требует от менеджеров среднего зве­на способности аналитически мыслить, проявлять гибкость, спо­собность быстро воспринимать и своевременно реализовывать но­вые идеи, умения видеть проблему и использовать новейшие ме­тоды и технические средства ее решения.

В свою очередь особенностью работы менеджеров низшего зве­на является руководство деятельностью непосредственных испол­нителей работы (рабочих и служащих). Это наиболее многочислен­ная часть управленческого персонала. Специфика функционирова­ния различных предприятий и организаций объективно затрудняет определение круга обязанностей таких менеджеров. Однако в це­лом можно отметить следующие основные функции, которые вы­полняются руководителями низшего звена управления: планирова­ние деятельности подчиненных; организация производственного процесса; мотивация труда персонала; контроль за рациональным расходованием ресурсов и соблюдением правил техники безопасно­сти; сбор, анализ и представление вышестоящему руководству ин­формации о результатах текущей деятельности подразделения.

Менеджеры различаются также по служебным функциям. Наи­более распространенной позицией является sales manager — ме­неджер по продажам: если он отвечает за работу с регионами — это regional manager; если за распространение какой-то группы то­варов — product manager; если за распространение и продвижение какой-либо марки товара — brand manager; если же менеджер уча­ствует в разработке того или иного проекта, начиная от стадии разработки до полного его завершения, — это project manager.

Где бы ни работал менеджер, он должен быть настоящим зна­током своего дела, чтобы принести максимальную прибыль фир­ме. В свою очередь компании должны поддерживать своих менед­жеров, развивать их таланты, положительно мотивировать и спо­собствовать дальнейшим успехам.

Понятия «менеджер» и «руководитель» не тождественны.

Руководителями являются все люди, которые возглавляют тот или иной коллектив. Это могут быть, например, директоры пред­приятий, школ, гостиниц и др. Однако не всех их можно назвать «менеджерами». Менеджер работает на конкретный экономиче­ский результат: получение прибыли и достижение эффективности производства. А основной результат работы, например директора муниципальной общеобразовательной школы, — высокий уровень знаний школьников, что не является экономическим результатом. Поэтому нельзя считать такого руководителя менеджером. Итак, каждый менеджер — это руководитель, но не каждый руководи­тель — менеджер.

Небезынтересно сравнить советского руководителя и менедже­ра. Внешне принципы, функции и понятия управления в социали­стической экономике и менеджменте похожи. Однако основное различие состоит в подчинении руководителя советского предпри­ятия административно-хозяйственной системе, порой в ущерб эф­фективности производства и удовлетворению потребностей лю­дей. Это ведет к ограничению инициативы производителя продук­ции, выполнению плана любой ценой, отсутствию заинтересован­ности в результатах труда. Для руководителя социалистического предприятия основные лимитирующие показатели — ограничения ресурсов (материальных, трудовых, финансовых). Для менеджера же основным лимитирующим показателем в работе является спрос на продукцию его предприятия.

Советский руководитель ориентировался не на эффективность работы предприятия, а на указания вышестоящих органов управ­ления. Менеджер не имеет директивно установленного жесткого плана. Его ориентир — потребитель, рынок сбыта.

Существует также отличие и в основах авторитета руководите­ля советского типа и менеджера.

В административно-командной системе авторитет руководите­ля опирается: на формальный статус в организации; формальный авторитет; формальную компетентность; наличие практического опыта; формальное право на принятие решений, в том числе по кадровым проблемам и материальному вознаграждению; следова­ние жестким инструкциям; подчинение вышестоящему руковод­ству, партийной дисциплине.

При рыночных отношениях авторитет менеджера зиждется: на заинтересованности и творческом подходе; искусстве стратеги­ческого управления и умении осуществлять общее руководство; умении сотрудничать и мотивировать людей; искусстве планиро­вания деятельности; готовности к риску; духовном и физическом здоровье; быстрой реакции на изменения, происходящие во внешней и внутренней среде организации. Иными словами, ме­неджер должен обладать высоким управленческим потенциалом.

Современному менеджеру необходимы следующие качества:

■ глубокие познания в организации производства, эконо­мике, финансах и своей отрасли деятельности;

■ знания в области человеческих отношений, позволяю­щие успешно работать с людьми, добиваться их заинтересованности в повышении экономических результатов деятельности предприятия;

■ предприимчивость (способность добиваться конкретных экономических и социальных целей благодаря нахожде­нию и реализации нестандартных решений);

■ новаторство, изобретательность;

■ напористость, смелость, целеустремленность.

Ему нужно быть лидером в полном смысле этого слова: уметь общаться, побуждать работников к творческой деятельности; от­мечать и оценивать каждое достижение подчиненного; находить выход из конфликтных ситуаций; быть предельно объективным независимо от своих симпатий; подбирать, обучать и выдвигать работников; уметь подчиняться и соблюдать субординацию; искус­но вести деловые переговоры.

Богатый практический опыт менеджмента выработал некото­рые рекомендации начинающему менеджеру:

■ не делайте все самостоятельно;

■ не считайте себя лучше других;

■ не беритесь за все дела сразу;

■ не переносите на завтра то, что можно сделать сегодня;

■ четко разграничивайте функции работников, определяй­те конкретные задания и обязанности;

■ не перекладывайте собственные упущения в работе на дру­гих.

Нельзя забывать о социальной направленности менеджмента. Социальная сторона деятельности менеджера предполагает, с од­ной стороны, заботу о создании благоприятных условий работы для своих подчиненных (достойный уровень оплаты труда, ком­фортные условия в производственных помещениях и др.). Однако есть и другая сторона социальных обязанностей менеджера, о ко­торой, к сожалению, многие менеджеры забывают. Речь идет о не­обходимости честного отношения к стране, народу, обществу, которые создали объективные условия для плодотворной деятель­ности менеджера и возглавляемой им компании. Здесь возможно­сти для участия менеджера в решении социальных проблем без­граничны. Это не только своевременная уплата налогов, но и раз­личные формы благотворительной деятельности.

Хороший пример для подражания в этом отношении продемон­стрировал в свое время К. Мацусита — основатель японской ком­пании Matsushita Electric Industrial Co., Ltd. (торговые марки Panasonic, Technics). Его считают одним из гениев менеджмента. К. Мацусита так сформулировал основные цели бизнеса: «Через производство товаров высокого качества, удовлетворяющих требо­ваниям потребителей, служить прогрессу, вносить вклад в обще­ственное благосостояние и в дальнейшее развитие культуры». Он разработал семь основных положений менеджмента:

■ не хитри, будь честным;

■ будь хозяином на своем месте;

■ не живи вчерашним днем, постоянно совершенствуй свои познания;

■ относись с уважением и вниманием к окружающим;

■ все время помни о внешнем мире, приспосабливайся к за­конам его развития;

■ с благодарностью относись к тому, что имеешь и получа­ешь — мы все берем у общества в долг;

■ не уставай вопрошать: на кого ты работаешь? Ответ только один — на общество.

Менеджмент — не догма. Современный менеджмент — это многообразие различных вариантов действий в конкретных усло­виях. За минувшие сто лет в мире накоплен богатый опыт менедж­мента.

Определены закономерности, сформулированы принципиаль­ные выводы и рекомендации. Принято считать, что если предпри­ятие работает плохо, то это означает отсутствие эффективного менеджмента. Плохой менеджмент — основная причина спада в деятельности предприятия.

Практический опыт работы всемирно известных компаний и выдающихся менеджеров подтверждает это правило. Так, Г. Форд-старший говорил: «Если предприятие нуждается в деньгах вслед­ствие дурного руководства, нужно убрать руководителей. Надо ле­чить недуг изнутри, а не наклеивать пластырь снаружи». Принцип фирмы ЮМ гласит: «Вы можете свалять дурака в чем угодно и вам дадут шанс исправиться. Но если вы хоть немного схалтурите в том, что касается управления людьми, то вам конец. Здесь все просто: либо высший уровень работы, либо нам придется расстаться». Эту же точку зрения разделяют и в фирме General Motors: «Руководи­тель не может позволить себе роскошь учиться на ошибках». И еще: «Успех нашего бизнеса тесно связан с дарованием и преданностью наших менеджеров. Прибыль течет туда, где есть мозги».

Ведущий специалист по менеджменту Питер Ф.Друкер так формулирует основные правила эффективного руководства:

1) хорошо обдумайте цели и задачи, которые вы ставите. При неясной цели требуются двойные усилия;

2) сосредоточьтесь на чем-нибудь одном. Редкий человек может успешно справляться с разными делами одновременно;

3) считайтесь со своими возможностями и возможностями ва­ших сотрудников. Как отличить способного руководителя от не­способного? Один из главных критериев здесь такой: боится ли он больше всего, что его сотрудники не справятся с задачей, или он обращает в первую очередь внимание на то, что они хорошо де­лают и соответственно распределяет работу. Изучая условия рын­ка, хороший менеджер ищет такие возможности, которые его фирма может использовать с максимальным успехом.

Эффективность работы менеджеров могут снижать характер­ные недостатки:

■ озабоченность тем, чем, собственно, не следует занимать­ся;

■ недооценка своей роли;

■ непонимание того, что деятельность менеджера как ру­ководителя коллектива приобретает все большее значе­ние.

К недостаткам также можно отнести: стремление к получению более высокой заработной платы и других материальных благ в ущерб интересам дела; стремление к внешним атрибутам, симво­лам власти (дом, кабинет, автомобиль и др.); заботу о собственной карьере в ущерб интересам своих подчиненных, присвоение себе заслуг других; самоизоляцию (потерю интереса к подчиненным, их нуждам и заботам); сокрытие своих мыслей, чувств, эмоций от со­трудников.

Приведем краткое содержание Кодекса чести менеджера, кото­рый является совокупностью убеждений и правил поведения.

Менеджмент — это не только профессия, но и образ мышле­ния, деятельности, жизни. Менеджер — творец конкретной дело­вой ситуации. Он не ждет, когда кто-то создаст ему благоприят­ные условия для деятельности, а создает эти условия сам. Ника­кая выгода не стоит того, чтобы добиваться ее любой ценой. Менеджер категорически воздерживается от участия в незакон­ном или безнравственном деле и предпримет все возможное, чтобы не допустить его.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.